Провиантские склады. Как используются Провиантские склады


Ансамбль Провиантских складов на Зубовском бульваре, пример прекрасной архитектуры московского зрелого классицизма, был построен в 1830-х годах для нужд военного ведомства.

Необходимость постройки в Москве новых каменных складов для хранения «казенного провианта» появилась еще в начале 1820-х годов, поскольку старые деревянные амбары, располагавшиеся тогда у Серпуховской заставы, обветшали и требовали замены. Новые склады первоначально предполагалось построить там же, у Серпуховских ворот.

В качестве образца будущей постройки был взят проект Воскресенских провиантских складов в Петербурге, разработанный в 1821 г. известным архитектором В.П. Стасовым. Задача по воплощению этого проекта в Москве была поручена архитектору Ф.М. Шестакову. Для строительства Провиантских складов в итоге было выбрано новое место – на углу улицы Остоженки и Зубовского бульвара, во владении, принадлежавшем ранее Конюшенному ведомству. Это место оказалось более удобным с точки зрения подвоза продовольствия.

Новый участок был неправильной трапециевидной формы, с острым углом на пересечении Остоженки и Садового кольца, что создавало для Шестакова определенные сложности при попытке «вписать» сюда образцовый проект Стасова (который создавался с расчетом на регулярную планировку Петербурга). В итоге архитектор просто поставил правый корпус вдоль Остоженки, так что тот оказался под углом к главному корпусу, а два лицевых фасада этого бокового флигеля были сделаны под острым углом друг другу, что, впрочем, совсем не бросается в глаза благодаря монументальной архитектуре зданий. По проекту самого Шестакова было выстроено здание кордегардии (помещение для караула) во дворе и создана металлическая ограда по бульвару и Остоженке. Комплекс Провиантских складов (или магазинов, как их тогда называли) строился с 1829 по 1835 годы.

Внешний облик ансамбля прост и монументален. Все здания одинаковой архитектуры, двухэтажные, с довольно лаконичным оформлением фасадов. Поверхность стен гладкая, только центральная часть фасада декорирована рустом. На главном и дворовом фасадах три трапециевидных портала с полукруглыми окнами над ними чередуются с узкими окнами. Полукруглые окна помещены в ниши, также ниши устроены и над некоторыми окнами. Лепное украшение фасадов скромное: треугольные сандрики над порталами, венки с гирляндами над окнами (этот элемент характерен для ампира, в данном случае такой декор еще и подчеркивает военное предназначение зданий). Венчает здания мощный вынесенный вперед карниз с триглифо-метопным фризом. Внутренние перегородки складских корпусов сделаны в виде аркад, которые делят пространство на три нефа. Три корпуса соединены друг с другом оградой оригинального рисунка. Металлические столбы ограды, выполненные в виде фасций, увенчаны связанными боевыми топорами (римский военный символ), сама решетка ограды завершается пиками и была украшена изящными картушами с императорской короной и монограммой Николая I. Парадный въезд на территорию Провиантских складов расположен со стороны Остоженки, кирпичные пилоны главных ворот увенчаны выполненными в металле античными доспехами – символами военного триумфа. Дополняет ансамбль здание кордегардии во дворе – одноэтажный корпус с портиком, украшенным фризом с изображением античных воинских шлемов.

Провиантские магазины использовались как продовольственные склады военного ведомства, где хранились зерно, мука и другие продукты. После революции 1917 г. они перешли в ведение Красной Армии. В 1930-х годах здания отдали под военные гаражи, что повлекло за собой перестройку и перепланировку корпусов (были, в частности, устроены пандусы на второй этаж). Комплекс бывших Провиантских складов принадлежал военным вплоть до середины 2000-х годов. В 2007 г. здания были переданы Музею Москвы.

Музей Москвы расположен в старинном здании "Провиантские склады" в Москве по адресу - , д. 2, ул. , д. 48. Вход в музей как со стороны ул. Остоженка, так и с Зубовского бульвара.

Ближайшее метро: Парк Культуры.

Вход на территорию двора музея бесплатный. Выставки и экскурсии платные.

Музей Москвы рассказывает о том, какой была Москва в прошлом, как она меняется сегодня, какой может стать в будущем. Богатая и разнообразная коллекция музея позволяет изучать Москву с разных сторон, смотреть на любимый город под неожиданными углами.

Во дворе музея установлены скульптуры, проводятся выставки под открытым небом.

Центр документального кино

В здании музея располагается - кинотеатр, специализирующийся на документальном кино. Если Вы любите кино не для всех, то Вам сюда.

Историческая справкао здании Провиантских складов

Провиантские склады были построены в 1832-1835 годах по проекту архитектора Василия Стасова. В Москве по его проекту строил Федор Шестаков (иногда автором Провиантских складов считают именно его, а Стасова называют как автора "образцового" проекта). Склады состоят из трех приблизительно одинаковых по форме корпусов (различия вызваны непрямоугольной геометрией участка). Как и следует из названия, склады использовали для хранения провианта.

После революции 1917 года комплекс зданий передали Минобороны. Последние 30 лет военные использовали здания как гараж. Идея вывести из зданий гаражи Минобороны и создать здесь некий культурный центр относится к середине 1990-х годов. Сейчас в здании музейный комплекс.

  • Адрес: ул. Новая площадь, д. 12, стр.1
  • Вход: вторник, четверг, суббота, воскресенье – с 10:00 до 18:00; среда и пятница: с 11:00 до 19:00.
  • Выходные дни: последняя пятница месяца, понедельник.

Провиантские склады – комплекс зданий, выполненных в стиле ампир. Одно из практически полностью сохранившихся крупных общественных сооружений начала 19 века.

Описание провиантских складов

Сначала предназначение комплекса было утилитарным, однако необходимо было создать правильный художественный образ для единства архитектурных ансамблей. Он включает в себя три корпуса, схожих между собой – они образуют парадный фронт застройки улицы Остоженка и площади, вместе с кордегардией, расположившейся во дворе.

Сам корпус представляет собой прямоугольное здание, состоящее из 2 этажей, каждый из которых имеет высоту 6 метров. Две внутренние стены – двухъярусные аркады – делят сооружение на три равные части.

Несмотря на то, что Стасов был создателем проектов строительных ячеек этого комплекса, над всем ансамблем работал архитектор Шестаков, который установил в этом тесном и участке неправильной формы крупные корпуса, и поставил на заднем дворе – у самой границы – здание кордегардии, а также чугунные ограды.

Весь комплекс представлен в виде цепи равнозначных звеньев, сомкнутых между собой, и выступающих также в качестве парадного фронта застройки Остоженки и площади.

Как используются Провиантские склады?

Склады были созданы для хранения запасов продовольствия для Хамовнических, Лефортовских, Спасских казарм и других военных подразделений, расквартированных неподалёку. Около века их использовали по назначению, а в революционное время они выступали в качестве пункта обороны российской армии. На одной из стен есть мемориальная доска с надписью.

Жизнь здания была нарушена в 1930-х годах, когда территорию отдали Генштабу РККА. Через почти 20 лет было проведено обследование помещения, которое выявило грубейшие нарушения в его эксплуатации, и это при том, что склады были памятником архитектуры, и значились как охраняемые государством. Комитет по делам архитектуры попросил вывести отсюда автобазу, однако это оказалось безрезультатным.

Уже в начале 21 века в качестве хозяина здания выступала автобаза специальных и грузовых автомобилей Генерального штаба, а реставрация в последний раз проводилась в 1980-е годы.

Правовые вопросы

На протяжении не одного десятка лет органы госохраны памятников Москвы много раз поднимали тему удаления автобазы с территории складов, и о том, чтобы передать комплекс профильным ведомствам. С 1999 уже существует договорённость с Минобороны о том, чтобы строить вместо них автохозяйства. Лишь в 2006 Провиантские склады начали окультуривать. Тогда Юрий Лужков вместе с Германов Грефом постановили передать их столице, наряду с другими памятниками архитектуры, такими как дом Пушкина на Арбате и Китайгородская стена. Вместо этого правительство построило новую автобазу, расположившуюся на Бережковской набережной и Рублёвском шоссе. За всё это пришлось заплатить около 1 миллиарда рублей. В то время собственником земли под Провиантскими складами выступал АПН.

В конечном итоге здание получил Музей истории Москвы в 2010. За два года до этого оно стало принимать посетителей, выступая в качестве выставочной площадки. Перед этим территория была очищена от горючих материалов, снято 10 слоёв пропитанного мазутом асфальта.

Музей Москвы

В начале лета 2007 года здесь повесили табличку «Музейное объединение «Музей Москвы». Наконец жители и гости города смогли посмотреть на ансамбль не только со стороны фасада, но и его интерьеры, где впервые были размещены выставки.

Сейчас здесь можно видеть экспозиции «Москва 18-19 веков», «Древняя и средневековая Москва», воссозданные заново, а также те, что созданы впервые – «Московская битва. Начало Великой Победы» и «Москва. 20 век. Лица эпохи».

Юные жители Москвы приходят на интерактивные программы – «Военное детство», «Дорогами предков», «Солнечная столица», и посещают различные экскурсии.

Строительство складов

Пока на месте будущих складов не началась застройка, здесь находилась городская слобода, большие владения бояр Стрешневых, а также пустые огородные участки.

Строительство заказал Провиантский приказ, который отвечал за снабжение провизией нашей армии. Работы начались в 1829 и закончились в 1835. Ими руководил Фёдор Шестаков, опиравшийся на проект Василия Стасова.

Первый проект «образцового» склада изначально создавался Стасовым за 8 лет до начала строительства, в дальнейшем он повторил его для столицы. При этом авторство ему было необходимо доказывать, обращаясь к архивным исследованиям.

Точная дата возведения неизвестна – источники дают разную информацию. Это может быть и 1829-1831, и 1830-1835 года.


Провиантские склады.

Провиант, гараж и современное искусство.

За монументальными формами Провиантских складов на углу Зубовского бульвара и Остоженки скрывается запутанное прошлое, зыбкое настоящее и туманное будущее. Может, они вообще развалятся до того, как их начнут ремонтировать. Такая уж у них судьба.

Архитектор Стасов так и не приехал.

Путаница началась еще в позапрошлом веке, когда на углу Зубовского и Остоженки к радости мальчишек вырыли гигантский котлован. Местные жители привычно роптали по поводу грязи и шума, но утешались тем, что строит знаменитый Стасов, который к тому времени стал чем-то вроде придворного архитектора. Вот ведь, решил оказать родной Москве такую честь. А знающие люди только усмехались. Василию Петровичу, говорили они по секрету, не до того. Он и на объект ни разу не выехал.

Лишь типовой проект нарисовал — таким, дескать, у нас в России надлежит быть всем вообще провиантским складам, и точка. А всю черную работу делал архитектор Федор Шестаков. Стасов к концу 20-х стал птицей слишком высокого полета. Да и работой был занят, от которой так просто не оторвешься: переделывал личные покои почившего императора Александра в личные же покои здравствующего императора Николая. Вскоре все три корпуса Провиантских складов были готовы, и слухи подтвердились.

Прохожие удивлялись громадности белых фасадов, приличествующих скорее столичному Петербургу. Их бы издалека смотреть — да неоткуда. Странным оказалось и то, что прямоугольные строгие корпуса стоят криво: проект, сделанный для регулярной застройки северной столицы, пришлось втискивать в косой угол Остоженки с кольцом: Не успели рабочие доштукатурить фасад, как склады стали обрастать новыми легендами. Повод был: внутрь-то не пускали в XIX веке, не пускали в XX, да и сейчас не пускают.

Говорили, например, что никакие там внутри не склады, а специальный конный взвод для подавления беспорядков. А провиант армейский хранится под землей, для чего под каждым корпусом тайно был вырыт шестиметровый подвал. И не только провиант в нем, но и кое-что еще более ценное... Правда, своими глазами подвала никто не видал. Став после революции гаражом, Провиантские склады только больше засекретились. Даже московские путеводители стали обходить их молчанием.

Раскрываем 500-страничную «Историю московских улиц» Сытина, изданную в 50-х. Двигаясь по Остоженке и скрупулезно описывая чуть не каждый дом, Петр Васильевич резко останавливается за квартал до складов. А на прогулку по Зубовскому отправляется, благоразумно отступив от угла: Провиантские склады? А может, вам еще про секретное Метро-2 рассказать?

А внутрь не пускают.

Новые времена внесли было в судьбу Провиантских магазинов ясность. Но от загадок и несообразностей им все равно никуда не деться. Четыре года назад Москва — уже не провинция, а столица — договорилась, что 300 машин 147-го гаража уедут из складов, а взамен Минобороны получит шесть гектаров в Крылатском и миллиард сто миллионов рублей на новый хороший гараж. Землю дали, деньги тоже — но не хватило денег. Это минобороновские строители проворовались! — конфиденциально, но уверенно сообщили нам попросившие не называть себя источники в гараже.

Да нет, все дело в инфляции, материалы за время стройки вон как вздорожали, — не менее уверенно заявили «Столичной» военные строители. Нет, инфляцию мы учли, говорят московские власти: В принципе, обычные проблемы, не только с Провиантскими складами так. Но дело-то в том, что пока стороны решают вопросы, сам объект спора может исчезнуть с лица земли. Склады сейчас как бы ничьи, никто за них не отвечает, ни Москва, ни министерство. Строители знают: дом, за которым никто не следит, ветшает мгновенно, за какой-то год может стать аварийным.

Снаружи все так же, как 170 лет назад, но внутри, жалуются «Столичной» работники гаража, бардак. Крыша течет, стропила гниют, стены трескаются. Ремонтировать пора! — В ожидании, пока военные освободят помещение, мы уже несколько лет проектируем реконструкцию и ремонт складов, — говорит Дмитрий Метаньев из ГипроНИИ РАН. — А нас при этом даже внутрь не пускают! Работаем по чертежам и фотографиям 70-летней давности. Объект-то режимный.

Архитекторы до сих пор не знают, миф или реальность подвал под корпусами. Не знают, сильно ли военные перестроили складские внутренности. «По слухам, — говорит Метаньев, — там во дворе прямо на территории памятника архитектуры построены жилые дома». Да, построены, подтвердили «Столичной» военные. 4-этажные, их даже с моста видно. Но архитекторов все равно не пустили. Отчего же вы не подождете, пока склады освободят? Все потому же, — отвечает Метаньев. Если к моменту освобождения складов будет готов хоть примерный план, больше шансов, что успеем спасти от гибели.

Борьба за склады.

По логике вещей, разрушение складов было бы самым закономерным завершением истории. Но пока они готовятся развалиться, уже намечается новый поворот в их биографии. Ведь для музея, в отличие от гаража, помещение просто роскошное. В самом центре, почти без внутренних перегородок и почти без окон, которые музею ни к чему.

И сейчас, хотя официальных документов насчет того, кому их отдать, нет, дележ уже идет полным ходом. Склады обещали было Дому фотографии. Потом решили отдать ему только одно из трех зданий, еще одно — Церетели для музея современного искусства, а третье — музею Москвы. Потом музей Москвы из списка исчез. Остались двое. «Я надеюсь, что все склады он себе не заберет», — сказала нам Ольга Свиблова. Но надеется она зря. В телефонном интервью Зураб Церетели заверил «Столичную», что найдет, чем занять Провиантские склады целиком, и уже получил соответствующее неофициальное поручение от Лужкова.

План Церетели поражает грандиозностью. Едва ли какая-нибудь из утверждающих инстанций сумеет устоять перед таким напором идей и денег. «В Провиатнских складах будет музей лучше, чем Центр Помпиду, — пообещал ’Столичной’ Зураб Константинович. — В запасниках Академии художеств 100 тысяч картин. Все будут здесь». Здесь будет и музей фотографии, и музей Москвы, и западноевропейская живопись.

Все это независимо от существующих музеев. «У нас другая концепция, — пояснил Церетели, — они идут от истории, археологии, техники, а мы от искусства». Бывший гараж станет крупнейшим международным искусствоведческим центром. Иностранцы будут приезжать во множестве, и для них Церетели уже запланировал маленькую гостиницу. «Я лично не хочу трогать бюджет, — выдвигает Церетели последний и главный довод. — В Америке делаю 30-метровую скульптуру, гонорары отдам Центру искусств целиком».

Церетели ни с кем никогда не борется, он просто всех покупает, — объяснил ситуацию «Столичной» директор Института искусствознания Алексей Комеч. — Я бы предпочел, чтобы этот музей организовывал человек с лучшим вкусом и более широкими представлениями, чем у Зураба. И против нового строительства на территории складов я буду возражать. В нормальном обществе можно было бы Церетели поручить делать музей, он инициативный и богатый.

Выбор редакции
Основные моменты История дворцово-усадебного комплекса насчитывает более трех столетий. Во внешнем облике усадьбы отразились возможности...

Ансамбль Провиантских складов на Зубовском бульваре, пример прекрасной архитектуры московского зрелого классицизма, был построен в 1830-х...

WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее...

Июнь. Все кругом стремится в рост, в цвет. Уже скрылось за поворотом недавнее время, когда, пробив осевший снег, хрупкий и трогательный...
Пеларгония – это та самая герань, известная каждому. Именно поэтому некоторые разводят дома пеларгонию, даже не зная, что это такое на...
Одним из самых любимых плодов после яблок, является груша. Благодаря неприхотливости в уходе и климатической стойкости, груша получила...
Сарай для дачи своими руками – это самый простой способ в кратчайшие сроки получить минимально необходимый уровень комфорта. Когда первая...
– это необходимость, то же самое можно сказать и о фундаменте. Особенно актуальным это станет в местностях с очень низкой температурой...
От окон тянет холодом не только в старой «хрущобе», но — куда чаще — в современном офисе или дорогом жилье с панорамными окнами. Щелей...