Марфинская усадьба. Марфино


Основные моменты

История дворцово-усадебного комплекса насчитывает более трех столетий. Во внешнем облике усадьбы отразились возможности и вкусы ее именитых владельцев и талантливых архитекторов. В прежние времена Марфино было известно блистательными приемами и зрелищными театральными постановками. Здесь побывало немало знаменитостей и видных государственных деятелей. Усадьба прошла через несколько периодов расцвета и навсегда вошла в историю отечественного зодчества. Псевдоготический облик здания получили в XIX веке, когда делами поместья управляла графиня Софья Владимировна Панина.

Дворец и парк Марфино можно увидеть в кадрах многих отечественных фильмов. Живописные здания снимали в художественном фильме по роману Тургенева «Дворянское гнездо», популярном сериале «Мастер и Маргарита», боевике «Крестоносец», а также в кинолентах «Женщина, которая поет», «Стакан воды» и других.

В наши дни популярность усадьбы Марфино растет. Она располагается рядом со столицей, поэтому москвичам и гостям города не составляет большого труда приехать сюда. Путешествие в усадьбу позволяет познакомиться с яркими страницами российской истории и отдохнуть в чудесном парке на берегу большого водоема. Чтобы попасть в Марфино, необходимо иметь паспорт или удостоверение личности и оформить пропуск при въезде в Центральный военный клинический санаторий, который в наши дни занимает территорию старинной усадьбы.

Как строилась и развивалась усадьба

В середине XVI века земли, где потом построили Марфино, принадлежали боярину и сподвижнику царя Ивана IV Грозного – Василию Петровичу Головину. После него имение меняло владельцев, и в конце XVII века его выкупил государственный деятель Борис Алексеевич Голицын.

Старые постройки не отвечали вкусам князя, поэтому он распорядился, чтобы в усадьбе разбили парк на французский манер, а также построили новый дом и хозяйственные здания. В 1701 году здесь появился храм, который освятили в честь Рождества Богородицы, и имение стали назвать Богородским.

После кончины князя его сын Сергей, чтобы вернуть долги, продал владения генералу-фельдмаршалу Петру Семеновичу Салтыкову. Строения Голицына разобрали и вместо них возвели величественное двухэтажное строение с двумя просторными флигелями. В усадьбе Салтыковых нашлось место беседкам и псарням. Были построены Петропавловская церковь для богослужений в холодное время года, каретный сарай, конный двор и зверинец. В оранжерее Марфино росли экзотические для Средней полосы России лавровые деревья. Здесь также собирали урожаи персиков, апельсинов и других диковинных фруктов.

Постепенно имение стало одним из центров культурной жизни московского дворянства. В нем выступали отечественные и зарубежные артисты, звучали концерты органной музыки, а о знаменитом марфинском театре знали далеко за пределами столицы.

В период Отечественной войны 1812 года имение получило большие разрушения. Квартировавшие здесь французские солдаты сожгли некоторые постройки и вывезли из Марфино много предметов искусства.


В 20-е годы XIX века хозяином усадьбы стал генерал-поручик Владимир Григорьевич Орлов. Граф приложил немало усилий для возрождения былого величия Марфино. Однако, в 1831 году он умер, и имение перешло по наследству его дочери Софье, в замужестве носившей фамилию Панина.

Старые строения полностью преобразились, благодаря талантливому зодчему Михаилу Дормедонтовичу Быковскому, который был учеником знаменитого Доменико Жилярди и многое перенял у мастера. Архитектор провел реконструкцию зданий в традициях модной «николаевской» готики. Быковскому удалось превратить усадьбу Марфино в прекрасный ансамбль, который вызывал восторг у всех, кто его видел.

В 1844 году, после кончины хозяйки, имение перешло младшему сыну графини Виктору Никитичу. Он вел управление своими владениями из Санкт-Петербурга и не особенно заботился об их развитии.

С приходом советской власти старую усадьбу национализировали. До Великой Отечественной войны здесь была колония для малолетних правонарушителей и дом отдыха для военных «Красный летчик». Потом в зданиях разместили госпиталь, а с 1944 года на территории Марфино находится санаторий, где оздоравливаются или проходят реабилитацию военнослужащие и члены их семей.

Усадьба Марфино в наши дни

Парадным въездом в старое имение считается необычный мост, оформленный краснокирпичной стеной с башенками и бойницами. Он выводит к дворцу, прекрасному зеленому парку и двум храмам.

Главное здание или дворец стоит на холме и доминирует над другими строениями. В прежние времена перед дворцами устраивали просторные площади, но хозяева усадьбы Марфино не стали следовать этой традиции. Прямо перед главным зданием раскинулся большой пруд, вокруг которого находятся все остальные здания усадьбы. От центра дворца к украшенной каменными грифонами пристани можно спуститься по широкой лестнице. Водная гладь визуально увеличивает масштаб имения, оно кажется больше, чем есть на самом деле, и открывается не частями, а целиком.


Дворцовое здание недавно отреставрировали, и сейчас в нем размещается один из корпусов военного санатория. На территории Марфино стоят две красивые церкви. Рождественский храм был возведен крепостным зодчим Голицыных – Владимиром Ивановичем Белозеровым. Здание построено из крупного кирпича и облицовано блоками из известняка. Завершает его высокий барабан с небольшой главкой. Второй храм, освященный в честь Петра и Павла, действующий. В нем проходят регулярные богослужения. Он увенчан восьмигранным барабаном и выглядит довольно аскетично.

От Салтыковых в усадьбе Марфино сохранились изящные беседки. Одна из них носит название «Музыкального павильона». Открытое полукруглое строение имеет строгую тосканскую колоннаду, которую завершает полукупольный свод. Другая беседка «Миловида» расположена на склоне холма, спускающегося к пруду. Она построена в виде двухъярусной ротонды. Первый ярус живописного здания сделан как восьмигранник с арками, а второй выполнен в форме восьмиколонного павильона с куполом.



Парк

В усадьбе Марфино сохранился регулярный парк с аллеями и групповыми посадками. Здесь можно увидеть несколько старых сибирских лиственниц, диаметр ствола которых доходит до 1 м, а также великолепные аллеи из елей и туй. В парке растут белые тополи, клены, чубушник, боярышник, черемуха, рябины и жимолость. Особенно красиво в марфинском парке осенью, когда деревья и кустарники окрашиваются желтизной, и насаждения становятся почти прозрачными.

Как добраться

Старое имение расположено в поселке Марфино, неподалеку от 39 км Дмитровского шоссе. На автомобиле из Москвы необходимо проехать 20 км по Дмитровскому шоссе (трасса А-104), затем свернуть направо и ехать до усадьбы Марфино еще 3 км.

Те, кто добирается своим ходом, с Савеловского вокзала доезжают до станции «Катуар» (50 минут), а оттуда до Марфино едут на рейсовом автобусе № 37. Автобусы ходят с интервалом полчаса. Второй вариант: отправиться в усадьбу от метро «Алтуфьевская» на маршрутке № 419 или № 420.

На севере Подмосковья есть удивительное место, словно сошедшее с волшебной картинки. Шумит старинный парк с вековыми липами, в глади прудов отражается небо, романтические беседки на высоком берегу притягивают взгляд, едва слышно звучит звон церковных колоколов…

Постройки – сочетание классицизма и псевдоготики, — открываются не постепенно, а сразу: нежно-розовый двухэтажный дворец с белоснежными элементами, зубчатыми гребнями, остроконечными башенками, стрельчатыми окнами. Вместо привычного парадного двора – пруд, к которому ведет широкая белокаменная лестница, пересекающая три террасы. На берегу она заканчивается пристанью с двумя грифонами на постаментах. Слева от усадебного дома – трехчастный мост с бойницами в средневековом стиле.

Неторопливо прогуливаются отдыхающие, рыбаки ловят рыбу, мелькнет за деревьями силуэт лошади. Это – усадьба Марфино , слава которой гремела когда-то на всю Россию, усадьба, пережившая взлеты и падения, периоды расцвета и упадка. Представители знатнейших фамилий России строили, украшали, изменяли ее. Казалось, что создавали на века, но приходили новые хозяева, и все начиналось сначала…

История усадьбы Марфино

Первые упоминания об усадьбе относятся к далекому XV в., когда холмистая местность на высоком берегу небольшой речки Уча была пожалована за службу одному из представителей рода Шибриных по прозвищу Щибра. По его имени и стало прежде безымянное селение именоваться Шибрино, или Щибрино. Никаких документальных свидетельств о строениях той поры не сохранилось. Известно только, что в те времена в Московском княжестве преобладали поселения в один-три двора, реже до десяти. Вероятно, таким было и Щибрино. Однако в том же XV веке мы встречаем и другое название – Марфино . По всей видимости, по имени евангельской Марфы, сестры Марии. Известно, что Шибрины были близки к церковным кругам. Есть также сведения, что еще до Щибриных в XIV веке эти места принадлежали тысяцкому Протасию Федоровичу Вельяминову.

В следующем, XVI столетии, Марфино перешло во владения Фомы Бутурлина, а от него – к боярину Василию Петровичу Головину, воеводе при Иване Грозном. При нем была построена первая деревянная церковь Николая Чудотворца с пределом Благовещения Пресвятой Богородицы.

В 1585 году селение снова сменило хозяина и принадлежало дьяку, дипломату и государственному деятелю Василию Яковлевичу Щелкалову – одному из тех, кто «кричал» на царство Бориса Годунова. Но в 1601 году он попал в опалу, отошел от государственной деятельности и в 1610 году скончался. К тому времени Марфино насчитывало уже двенадцать крестьянских домов и сорок одного жителя. Однако «церковь стояла без пения».

Пруд в Марфино

Через 14 лет после смерти Щелкалина Марфино вновь оказывается во владениях Головиных – вдова Василия Яковлевича продала усадьбу московскому боярину Семену Васильевичу Головину. После его смерти усадьбу в качестве приданного унаследовала его дочь, Пелагея Семеновна, вышедшая замуж за А.Т.Измайлова.

В 1650 году Марфино вновь продается – на сей раз думному дьяку, начальнику Разрядного приказа Семену Ивановичу Заборовскому, ставшему в 1681 году боярином. Заборовский был один из тех, кто способствовал воссоединению России и Украины; через его руки проходили документы о финансовой и военной помощи Богдану Хмельницкому. Кроме того, он был поставщиком продовольствия для царского двора. Владелец большого числа имений, он рассматривал Марфино исключительно как хозяйственную усадьбу. Было начато широкое строительство. Так, была возведена деревянная церковь во имя Рождества Богородицы, создана плотина, запрудившая Учу, в результате чего появились три пруда. Построили боярский двор, двор приказчика, скотный двор. В самой деревне насчитывалось девять домов с 53 жителями.

Однако в том же 1681 году Заборовский умер, и до 1698 года о владельцах усадьбы сохранились противоречивые сведения. Ряд историков полагают, что Марфино было отписано во дворцовое ведомство и в 1698 году было пожаловано Петром Первым его воспитателю, сподвижнику Борису Алексеевичу Голицыну (1654-1714) за помощь в борьбе с царевной Софьей и подавление стрелецкого бунта. По другим же сведениям, после смерти Заборовского усадьба перешла по наследству к его двоюродному брату Сергею Матвеевичу и племянникам Еремею и Ивану Васильевым, которые, в свою очередь, продали имение Голицыну.

Голицын начал широкое строительство в усадьбе – были возведены новые хоромы, разбит парк в французском стиле. В 1701 году начинается сооружение летней каменной церкви Рождества Пресвятой Богородицы , сохранившейся до наших дней. По церкви, село и усадьба переименовываются в Богородское.

Освящена церковь была 5 (19) сентября 1707 года. Выполненная в стиле барокко, с элементами московского барокко, она стоит на высоком холме и видна издалека. Тульские мастера выковали ажурный позолоченный крест, московские кремлевские камнерезы из белого камня вручную вырезали замысловатые пилястры, капители, карнизы, наличники, гирлянды с уникальными орнаментами. Строилась она по проекту крепостного архитектора Владимира Ивановича Белозерова, которого Голицын отправил во Францию учиться архитектурному делу.

С именем Белозерова связана страшная история, которая, впрочем, не имеет документального подтверждения. Когда церковь была уже почти готова, архитектору приснился страшный сон, будто бы храм рухнул. Проснувшись, мастер тут же отправился к княгине Марии Федоровне Голицыной (сам князь был в то время в отъезде), рассказал ей сон и просил позволения в уже реализованный проект внести изменения – достроить внутри четыре поддерживающих столба – пилона. Мария Федоровна дала свое согласие. Однако когда вернулся князь, он остался недоволен нововведениями и приказал сечь Белозерова «за непослушание» — пилоны значительно уменьшили внутреннее пространство. Мастера поволокли на конюшню, но под первыми ударами хлыста тот скончался – его сердце не выдержало позора. Шел ему 59-й год.

Белозерова похоронили на Марфинском кладбище, недалеко от его творения. Последующие владельцы усадьбы, Салтыковы, установили могильный камень в виде саркофага, на котором славянской вязью выбили надпись, где указан год смерти мастера – 1708. Так что, может легенда – это только легенда? Хотелось бы в это верить.

Что касается самой церкви, то она оставалась действующей вплоть до 1937 года. Последним священником в ней был о. Павел Васильевич Восторгов, который скончался в 1937 году от инфаркта. Прихожане тайно захоронили его на Марфинском кладбище, его могила неизвестна.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Марфино

С именем Голицыных иногда связывают и название усадьбы. По одной версии, так оно названо в честь княгини, по другой – в честь любимой дочери князя, утонувшей с двумя дочерьми в Волге близ Астрахани. В 1714 году князь Борис Алексеевич Голицын умер, и Марфино по наследству перешло к Сергею Борисовичу Голицыну, единственному из четырех сыновей, пережившему отца. Однако в 1728 году он был вынужден продать имение «для своих нужд и расплаты долгов» — за 3350 рублей.

Так начинается новая, почти вековая страница в истории усадьбы, когда она оказалась во владении Салтыковых. Сначала ее приобрел Владимир Семенович Салтыков, но в следующем, 1729 году, он ее продал своему брату, Петру Семеновичу Салтыкову (1698-1772), будущему фельдмаршалу, уже за 7000 рублей. После смерти последнего Марфино унаследовал Иван Петрович Салтыков (1730-1805).

При Салтыковых, в конце XVIII века начинается «золотой век» в истории усадьбы, когда Марфино фактически превратился в парадную резиденцию. В 1770-1780 года был создан великолепный дворцово-парковый ансамбль. Обветшавшие голицынские постройки были разобраны, началось строительство нового двухэтажного дворца с флигелями, соединенных с домом колоннадой. И хотя имя архитектора неизвестно, некоторые считают автором М.Ф.Казакова (1738-1812).

Умело обыграв ландшафт, он возвел дворец на высоком береге пруда, словно на величественном постаменте. В парадных комнатах была размещена коллекция живописи – полотна П.Ротари (1707-1762), А.Рослина (1718-1793), Ж.Греза (1725-1805). На втором этаже в «оружейной» была собрана коллекция старинного оружия и доспехов, костюмов и одежды. В 1777 году было завершено строительство выполненной в классическом стиле зимней церкви Петра и Павла , которая также сохранилась до наших дней.

На небольшой площади в 13 гектаров был разбит парк в регулярном стиле , за ним ухаживал садовник, специально выписанный из Дании. Были построены различные увеселительные места, павильоны, террасы, беседки. Целый штат профессиональных садовников создавал «зеленую архитектуру». Растения подстригались в форме шаров, пирамид, шпалер. От парка создавалось впечатление как от парадного зала, а казавшиеся бесконечными прямые парковые аллеи были своего рода зелеными анфиладами. У границ парка были высажены ивы, образующие зеленую стену.

Был перестроен зверинец, в котором обитали олени, зайцы, павлины, лебеди. Также была выстроена и оранжерея, в которой выращивали абрикосы, персики, апельсины, лимоны, виноград, финики, лавр и даже ананасы. Причем, подмосковные оранжерейные ананасы ценились дороже, чем привозные цейлонские: московские шли за 19 рублей за пуд, а цейлонские – за 17.

Через запруженную Учу в 1770 году был возведен мост. Марфинские крепостные вручную расширили и расчистили старые пруды. У деревни Лысково лежит Верхний пруд, напротив усадьбы – Нижний, а на рукаве – Боковой. Деревянная плотина была призвана поддерживать необходимый уровень воды. Лишняя вода сбрасывалась через затворы в русло ниже по реке. Плотину неоднократно смывало, и только в 1950-х годах была, наконец, построена железобетонная. Сохранились также четыре насыпных острова, которые носили такие романтические названия, как «Остров ожидания», «Остров встречи», «Остров любви» и «Остров расставания».

В 1780 году в парке, на высоком берегу над прудом был построен двухъярусный павильон «Миловида» , откуда открываются красивые виды на усадьбу. Гармоничные формы, сочетание массивного основания и легкого верха позволяют считать его автором знаменитого архитектора, «русского Леонардо», как его называли современники, Николая Александровича Львова.

Вероятно, конный двор и каретный сарай также были выстроены по его проекту. Тогда же в парке был выстроен и Музыкальный павильон — полуротонда.

Также на территории усадьбы были построены два дома для псарей – Псарни , больше похожие на античные храмы: граф боготворил охоту. О марфинских псовых охотах ходили легенды; 60 псарей обслуживали до тысячи собак. Некогда между корпусами псарен возвышалась башня, служившая своеобразным музеем охотничьих трофеев и арсеналом военного и охотничьего снаряжения.

Усадьба постепенно становилась сосредоточием духовной и культурной жизни российского дворянского общества. Проводились различные органные концерты, литературные вечера, выступали приезжавшие на гастроли в Москву известные европейские артисты и музыканты. Устраивались любительские театральные представления. Известно, что в них принимали участие поэт Василий Львович Пушкин (1766-1830, дядя А.С.Пушкина), историк, писатель Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), написавший водевиль «Только для Марфино», поэт и баснописец И.И.Дмитриев (1760-1837).

Театров было два. Первый, деревянный, располагался в парке. Второй, «воздушный» — в двух верстах от барского дома, на лесной поляне. Она получила название Дарьина роща, в честь супруги И.П.Салтыкова – Дарьи Петровны. Историк Н.М.Карамзин, часто посещавший Марфино, посвятил ей такие стихи:

Как приятны те места,
Где натуры красота
В простоте своей сияет,
Где любовь изображает
Имя милое твое!
Прежде именем богинь
Украшался мрак пустынь.
Имя матери святее,
Имя Дарьино милее,
Всех гомеровских имен.

Кроме того, Карамзин оставил подробное описание усадьбы. В театрах играли отрывки из балетов, короткие водевили. Близ Дарьиной рощи находилась местность под названием «Завилоны» (в сторону Лысково), где устраивались прогулки. Были построены мостики через овраги, беседки, выложены дорожки.

На марфинские празднества нередко собиралось до 300 и более гостей. Оркестр из 120 крепостных музыкантов, хор из 80 человек услаждали слух. Присутствующие с удовольствием гуляли по тенистым аллеям, катались на лодках, каруселях. Часто в дни празднеств приглашались крестьяне из окрестных сел, которые радовали гостей песнями, плясками, играми. Из двенадцати пушек давался салют.

После смерти И.П.Салтыкова, случившейся в 1805 году, за ним остался огромный долг – 2 миллиона 800 тысяч рублей. Усадьба стала постепенно увядать.

Отечественная война 1812 года нанесла Марфино огромный ущерб. Здесь расположились наполеоновские солдаты, которые вывезли с собой культурные ценности, а остальное сожгли. На старом марфинском кладбище сохранились могилы французов. Уцелели только церкви, псарни и две беседки. В войну с Наполеоном отличился П.И.Салтыков, который на собственные средства сформировал отдельный Московский гусарский полк и, возглавив его, храбро сражался с французами. Он был тяжело ранен и в 1813 году скончался.

Марфино, опустошенное и разоренное войной, перешло к его сестре – Анне Ивановне Орловой, которая с мужем жила в основном за границей. Денег на восстановление усадьбы не было, поэтому она была вынуждена в 1822 году продать имение своему свекру, Владимиру Григорьевичу Орлову (1743-1831), младшему из пяти знаменитых братьев Орловых. Владимир Григорьевич вошел в историю как директор Академии наук, литератор, автор книг по истории, музыке, политике, коллекционер произведений искусства и редкостей.

Орлов начал восстановительные работы. Для их проведения были выстроены столярная мастерская, небольшой кирпичный завод, кузница. В работах принимали участие крепостные мастера: архитектор Федор Тугаров, выстроивший фактически заново дворец, каменщик князей Вяземских – Кирилл Никитин, парк возрождал садовник Ф.И.Матков. Однако оброк с крестьян вырос в 4 раза: с 12 рублей 50 копеек до 50 рублей. Все постройки были выдержаны в стиле ампир. Был возведен дворец с двумя – «кухарным» и «гостевым» флигелями, отремонтирован каменный мост через пруд, вокруг зимней Петропавловской церкви соорудили ограду, были заново разбиты газоны и др.

Однако в 1831 году, когда строительство дворца было близко к завершению, граф Орлов умер. Марфино перешло по наследству к его дочери, Софье Владимировне Паниной. Муж Софьи Владимировны – Виктор Никитич Панин (1801-1874), был видным государственным деятелем, занимал ряд высоких должностей, пост министра юстиции, обер-прокурора, глава Комиссии по крестьянскому вопросу.

В 1834 году С.В.Панина въехала в недостроенный дом. К тому времени в селе насчитывалось 57 крестьянских дворов и 120 человек. Сами Панины были одними из богатейших людей России того времени, имели более 20 тысяч крепостных и могли привлечь значительные средства на восстановление усадьбы. Началась капитальная перестройка усадьбы, основные работы были выполнены в 1837-1839 годах.

Большинство построек были реконструированы в модном тогда стиле «тюдор» — неоготики николаевского времени. Работы возглавил ученик Д.Жилярди, академик Михаил Доримедонтович Быковский (1801-1885). Он оформил дворцово-парковый ансамбль в виде средневекового замка. Ранее построенные сооружения – церкви, беседки, псарни, конюшни – органично влились в новый облик усадьбы. Въезд в усадьбу был оформлен массивными въездными арочными воротами с круглыми башнями-караульнями по сторонам.

На нижней площадке был установлен чугунный фонтан в виде широкой чаши-раковины, которую поддерживали пухленькие дети и дельфины. Его автором, предположительно, является русский скульптор итальянского происхождения Иван Петрович Витали (1794-1855).

В созданном Быковским дворце насчитывалось 24 комнаты. Там находилось большое собрание живописи, в том числе портреты всех представителей рода Паниных. Портреты висели в залах нижнего этажа, двух гостиных, двух библиотеках, в столовой и жилых комнатах. Также в доме была собрана богатейшая библиотека, содержащая тысячи томов. По замыслу Быковского, посетитель входил в усадьбу с южной стороны, огибал озеро и созерцал все значимые сооружения в различных ракурсах, живописные пейзажи по очереди сменяли друг друга.

Впоследствии сын Быковского вспоминал:

Помню, как я был поражен, когда из-за березовой рощи вдруг открылся вид на пруд, мост с колоннадой, ворота и дом со спускающимися от него к пруду каменными террасами и лестницею с фонтаном и пристанью с грифонами по сторонам ее. Все в бледно-розовых тонах, освещенное ярким солнечным светом, выделялось на фоне зелени и, только что выстроенное, содержалось превосходно. Все террасы были обрамлены гирляндами цветов. Это была какая-то сказочная картина, и впечатление от нее было настолько сильно, что сохранилось на всю жизнь … и не изгладилось по сие время.

В январе 1844 года Софья Владимировна скончалась, и Марфино перешло к ее сыну, Виктору Никитичу, однако работы продолжались еще два года. Находясь по долгу службы в Петербурге, он редко появлялся в имении, однако заботился о том, чтобы там все сохранялось так, как было «при маменьке». После смерти Виктора Никитича в 1873 году усадьбой владела его вдова, Наталья Павловна. Несмотря на ее усилия, усадьба начала приходить в упадок.

В 1900 году Марфино перешло к ее внучке, Софье Владимировне Паниной (1871-1957), которая по мере сил пыталась восстановить усадьбу. Софья Владимировна была необыкновенной женщиной. Она прославилась своей широкой благотворительностью, на собственные средства основала в столице школу для рабочих, за что получила прозвище «красная графиня». Однако после революции она была вынуждена покинуть Россию.

Декретом Советского правительства от 15 апреля 1918 года усадьбы была национализирована. После национализации некоторое время Марфино использовалось как место практики для студентов Московской Петровской академии (ныне – Сельскохозяйственная академия им. Тимирязева), а в 1919-1923 годах здесь располагалась детская колония для беспризорников, руководила которой Луначарская. Все вещи, представляющие художественную ценность, были вывезены в Исторический музей, Музейный фонд и другие учреждения. Библиотека, насчитывающая к тому времени 15 тысяч томов, была перемещена в Московский государственный книжный фонд и затем распределена между рядом музеев и библиотек.

В 1933 году в усадьбе расположился Марфинский Центральный Военный Клинический Санаторий. Во время Великой отечественной войны территорию санатория занимал штаб 64-й отдельной морской стрелковой бригады тихоокеанского флота. Только после войны, в 1950-х годах под руководством М.В.Дьяконова была произведена реставрация усадьбы.

Романтический облик усадьбы неоднократно привлекал к себе внимание кинематографистов. Здесь проходили съемки эпизодов таких фильмов, как «Дворянское гнездо», «Стакан воды», «Женщина, которая поет», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Вас приглашает оперетта», «Мастер и Маргарита», «Крестоносец», «Яды, или всемирная история отравлений» и др. В массовке часто играли местные жители.

Территория усадьбы закрыта для свободного посещения, требуется разрешение в комендатуре санатория. Часть усадебных построек оказалась за территорией санатория и, к сожалению, в настоящее время они находятся в аварийном состоянии.

Как добраться до усадьбы Марфино

Думаете, в Подмосковье вам вряд ли удастся отыскать места, способные удивлять или даже поражать воображение самых бывалых путешественников? Полагаете, там совсем не осталось тенистых скамеек, спрятанных от посторонних взглядов, или безлюдных аллей? Если ваше мнение на самом деле таково, значит, вам еще не довелось посетить место под названием усадьба Марфино. Поспешим вас уверить, что эта территория на самом деле потрясающая.

Тут найдется занятие для абсолютно любого туриста. Например, любителям архитектуры усадьба Марфино подарит встречу с потрясающими памятниками. Почитатели флоры с удовольствием окунутся в атмосферу местной фауны, которая на самом деле напоминает собрание из коллекции ценных экспонатов ботанических садов мира.

Объектом данной статьи станет не только усадьба Марфино, официальный сайт которой в последнее время пользуется все большей и большей популярностью. Читатель почерпнет для себя массу полезной информации, среди всего прочего рассказывающей еще и о том, как добраться в эту парковую зону без особых проблем, где остановиться, что посмотреть в первую очередь.

Раздел 1. Общее описание памятника архитектуры

Усадьба Марфино в Подмосковье (39-й километр Дмитровского шоссе) - это уникальное произведение усадебного зодчества, полюбоваться красотой которого ежегодно приезжают тысячи туристов не только с самых удаленных уголков Российской Федерации, но и из-за рубежа.

Далеко не все догадываются, что свое название Марфино получило в честь княгини Марфы, дочери князя Бориса Голицына.

Дворянские усадьбы, сохранившиеся в средней полосе России, - это удивительные архитектурные и ландшафтные памятники. На их территории и в наши дни сохраняется особенная атмосфера.

Наши современники стремятся в сохранившиеся дворянские усадьбы, чтоб познакомиться с садово-парковыми ансамблями, организацией быта и хозяйственной деятельности людей, живших в этих местах в 16-19 веках. Именно поэтому «Усадьба Марфино» - фото, которое достойно стать настоящим украшением семейного фотоальбома. А приезжают сюда по абсолютно разным поводам. Кто-то стремится отметить торжество на природе, кому-то по душе прогулки, как говорится, вдали от цивилизации, а есть и те, кто приезжает сюда из чистого любопытства, для того, чтобы открыть для себя достопримечательности родного края.

Раздел 2. "Марфино"... Усадьба... Как добраться?

В целом нельзя не отметить, что до этого места можно доехать, воспользовавшись электричкой, отправляющейся от Время в пути составляет 50 минут. Выйти надо на станции «Катуар». От станции до усадьбы ходит рейсовый автобус № 37. Пожалуй, это самый простой способ доехать до места назначения.

Однако на самом деле многих настораживает тот факт, что не существует такой остановки, как «Усадьба Марфино». Как доехать туда на собственном автотранспорте? Этот вопрос интересует значительную часть туристов, особенно тех, кто решил отправиться в путешествие с ребенком.

В целом, по мнению бывалых, можно спланировать поездку на автомобиле. В этом случае по Дмитровскому шоссе надо доехать до 39-го километра и повернуть в соответствии с указателем. После поворота останется преодолеть совсем немного - всего лишь около 3 км. Остается отметить, что усадьба «Марфино» на карте Подмосковья просматривается великолепно, поэтому заблудиться точно не удастся.

Раздел 3. Вехи прошлых эпох

История создания этой дворянской усадьбы относится к 16-му веку. В этом живописном месте в то время находились боярские владения Василия Головина, который служил воеводой при Иване Грозном. Владельцы места под названием усадьба Марфино менялись часто: дипломат Василий Щелкалов (конец 16-го века), вновь Головины (до 1650 г.), думный дьяк Семен Заборовский (до 1698 г.), воспитатель Петра I князь Борис Голицын (умер в 1714 г.), а затем его сын Сергей, который продал усадьбу, чтобы получить средства для уплаты долга, фельдмаршал Петр Салтыков (с 1729 г.) Одно перечисление имен этих людей говорит о том, какой насыщенной была жизнь в этих местах, как много «помнят» материальные памятники, которые сохранились до наших дней.

Усадьба в Марфино некогда принадлежала сподвижнику царя Петру Борисовичу Голицыну, а на ее территории был разбит французский парк, возведены величественные хоромы, и началось строительство каменной церкви.

При Салтыковых также осуществили проект по созданию великолепного садово-паркового ансамбля. В то время были возведены сооружения в стиле классицизма. Наивысшим расцветом для Марфино считается конец 18-го века.

С начала 19-го праздная жизнь стала затихать. Война 1812 года нанесла усадьбе большой ущерб - были вывезены художественные ценности, многое было предано огню. В 1831 году постройки усадьбы были реконструированы, а в 19-м веке главный московский архитектор М. Д. Быковский составил проект, согласно которому усадебный комплекс в Марфино «превратился» в средневековый замок.

Архитектурный стиль замечательно передавал дух эпохи - утрату прежней гармонии, романтическое настроение и поиск монументальности. После революции, свершившейся в 1917 г., усадьба перешла в общенародную собственность. В советское время в Марфино регулярно осуществлялись реставрационные работы.

Раздел 4. Времена Салтыковых

При Салтыковых Марфино было образцом дворянской усадьбы екатерининской эпохи. На территории было 2 летних театра, каретный и конный дворы, в оранжерее создали условия, в которых прекрасно развивались южные растения и созревали фрукты.

В то время вопрос: «Усадьба Марфино… Как попасть в это чудесное место?» мало кого волновал. Почему? Все дело в том, что место это было настолько удивительным и популярным, что даже не десятки, а сотни гостей приезжали сюда практически каждый день.

В записках Вигеля сохранилось описание важности, непринужденной учтивости и точности приличий обитателей усадьбы, которые были достойны восхищения. Правда, к сожалению, после смерти фельдмаршала стала приходить в упадок.

Раздел 5. Времена Паниных

Дочь графа Орлова Панина Софья Владимировна занималась перестройкой дома. Много сооружений было возведено и в парке. В то время, когда работами руководил Ф. Тугаров, усадьба приобрела черты ампира.

А в конце 30-х гг. 19 века она получила черты «николаевской готики» (архитектор М. Д. Быковский). Усадебный дом в псевдоготическом стиле - это замечательный памятник русского романтизма. Розовая расцветка стен внутри дома была ярким элементом, создающим настроение рыцарской эпохи.

Раздел 6. Где остановиться путешественникам

Усадьба «Марфино»… Официальный сайт этого места сообщает о том, что туристов здесь могут принять сразу 8 отелей. Комфортабельные условия и приятные цены - это отличные условия, позволяющие провести время в замечательном комплексе дворянской усадьбы.

  • Около Главного ботанического сада располагается гостиница «Восток». Обустроенные номера с современной бытовой техникой (телевизор, холодильник, компьютер с доступом к интернету) - здесь созданы отличные условия для отдыха.
  • Недорогой гостиничный номер можно получить в гостинице «Алтай». Сервис и дополнительные услуги, предлагаемые туристам в этом отеле, позволят по достоинству оценить высокий класс организации туристического бизнеса. К сведению любителей джаза, в ресторане «Белый рояль» можно замечательно провести вечер.
  • К услугам туристов, которые стремятся отдохнуть в спокойной обстановке, - «МАРФИГОТЕЛЬ». 8 номеров, уютная домашняя атмосфера, высокий уровень сервиса - в «МАРФИГОТЕЛЬ» можно прекрасно отдохнуть или заняться работой с использованием компьютера - все условия для того, чтобы попытаться запомнить это название и адрес! Усадьба «Марфино» на самом деле умеет принимать желанных гостей.
  • «Максима Ирбис» - отель бизнес-класса - предлагает гостям комфортабельные номера. Благодаря оригинальности оформления и соответствию принятым в Европе стандартам «Максима Ирбис» популярен в среде молодежи. Здесь любят останавливаться молодожены. «Шведский стол» в ресторане, бизнес-центр и лобби-барр - в этом отеле действительно созданы комфортные условия, позволяющие замечательно провести время.

Раздел 7. Что посмотреть в первую очередь?

Сколько же чудесных мгновений готова подарить своим гостям усадьба «Марфино». Свадьба, проведенная там, юбилей или просто обязательно запоминаются надолго и становятся предметом для зависти со стороны тех, кому еще не посчастливилось побывать в этом месте.

Главным в Марфино, естественно, является дворец. Двухэтажное кирпичное сооружение возвышается на холме. Около него - большой пруд, спуск к которому можно преодолеть по белокаменной лестнице. У пруда сооружена пристань, которую украшают каменные скульптуры грифонов.

  • В усадьбе находятся 2 церкви: Петропавловская (зимняя) и Рождества Богородицы.
  • Парковые беседки, ранее служившие «Музыкальным павильоном» - полуротонда - и «Миловида» - двухъярусная ротонда.
  • Кирпичный мост, башенки, бойницы и зубчатые гребни дворца вызывают ассоциацию с крепостным строением. Первоначально мост был построен при Салтыковых, а затем реконструирован Быковским.

Кстати, нельзя не упомянуть и о том, что в Марфино проходили съемки известных фильмов, в том числе здесь снимались «Дворянское гнездо», «Крестоносец», «Мастер и Маргарита».

Раздел 8. Церковь Рождества Богородицы

Эта церковь была возведена по проекту В. И. Белозерова. Сооружение отличают стройность и благородность пропорций. Цоколь церкви облицован белокаменными блоками. Высокий светлый барабан, купол и небольшая главка - это центр композиции здания церкви. Рядом с церковью похоронен крепостной архитектор Белозеров, выполнявший ее строительство.

Кстати, не понравилось, что внутри пространство храма было уменьшено пилонами. Он приказал наказать Белозерова розгами, отчего архитектор скончался, так как сердце его не выдержало.

Раздел 9. Эти удивительные беседки...

Большой интерес туристов вызывают беседки в Марфино. Одна из них - «Музыкальный павильон» - выполнена в форме полукруга с полукупольным сводом и белокаменной скамейкой внутри.

Другая беседка - «Миловида» - ротонда, имеющая 2 яруса. Нижний ярус отличается массивностью, а второй - изяществом (8-колонный павильон с куполом). С «Миловиды» открываются замечательные живописные виды.

Раздел 10. Мост через пруд

Это сооружение имеет внушительные размеры. Состоит оно из центральной части (галерея из 20-ти восьмигранных колонн, заканчивающаяся башенками с двух сторон) и двух боковых арочных частей.

Его гребни, башенки и бойницы вызывают очень яркие ассоциации. Сооружение выглядит как элемент крепости. Верхняя часть башенок украшена карнизом, а поверх него идут зубцы, которые гармонируют с завершающими элементами всех усадебных построек. Белокаменные детали и красные стены моста - яркое колористическое решение.

Раздел 11. Петропавловская церковь (зимняя)

Эта церковь представляет собой величественное сооружение, отличающееся гармоничным сочетанием масс. Декоративные излишества при ее оформлении не использовались. Центральная часть выполнена в виде двухцветной ротонды, имеющей небольшие выступы для притвора и алтаря.

Выполнен в виде восьмигранника. В его помещении хранят колокола.

Раздел 12. Усадьба в наши дни

Что же такого особенного в ней сейчас? Попробуем перечислить лишь несколько моментов:

  • Колокола церкви Петра и Павла и в наши дни оглашают окрестности своим звоном.
  • Усадьба с 1933 г. стала Марфинским центральным военным клиническим санаторием.
  • В помещениях «псарен» сегодня функционируют «Дом быта» и казино.
  • Здесь есть источники с минеральной водой, содержащей большое количество полезных элементов.
  • Очень интересно проходили в усадьбе съемки фильмов. Местные дети с радостью принимали участие в них в качестве «массовки». На съемочной площадке «Мастера и Маргариты», чтобы снять ведьму в полете на метле, был задействован вертолет. Известная всем в нашей стране кинокартина «Женщина, которая поет», фильм об истории отравлений, съемки рекламного ролика «Snickers» и еще множество съемочных мероприятий - в Марфино действительно происходило много интересного и происходит в наши дни.
  • Отели в Марфино всегда готовы предложить свои услуги туристам.
  • Живописная природа и удивительный по красоте архитектурный ансамбль - фотосессия в Марфино позволит сделать множество ярких снимков и сохранить надолго память о русской дворянской усадьбе, бережно сохраняемой в наши дни.

13. Усадьба - любимое место для пеших прогулок

В Марфино созданы отличные условия для прогулок пешком. Природные условия здесь благоприятны для оздоровления. В расположенном в Марфино пруду можно покататься на лодке. Есть здесь и конюшня.

На территории находятся источники минеральной воды, прием которой позволяет добиваться выраженного терапевтического эффекта. В усадьбе сегодня функционирует многопрофильное лечебное учреждение, диагностическая база которого является одной из лучших в Московской области. Однако следует иметь в виду, что для того чтобы беспрепятственно посетить все достопримечательные места этой дворянской усадьбы, следует заранее позаботиться о пропуске в военный санаторий.

Марфино — величественная усадьба, находящаяся примерно в 25 км от окраины Москвы. Усадебный дом, выстроенный в неоготическом стиле, возвышается над прудом, в зеркале которого он причудливо отражается. Большой парк и сохранившиеся постройки привлекают сюда любителей мест с историей и красивой природой.

Как попасть в усадьбу Марфино

Территория усадьбы сейчас принадлежит Министерству обороны, здесь находится санаторий. Однако пройтись по парку и полюбоваться природой и архитектурой места может каждый. Нужно только подойти на КПП санатория и сообщить о желании погулять в парке, показать паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. Сотрудники выпишут пропуск, который позволит находиться на территории.

Для желающих более глубоко погрузиться в историю Марфино туристические агентства организуют автобусные экскурсии. В этом случае заботы об оформлении пропусков они берут на себя, но документы все равно нужно взять с собой.

У самой усадьбы Марфино нет официального сайта, но есть сайт санатория , на котором можно ознакомиться с краткой историей места и посмотреть, как туда добраться.

Усадьба Марфино в 2019 году

К сожалению, в сам усадебный дворец попасть нельзя, зато можно прогуляться по живописной территории. Виды здесь и правда впечатляющие, недаром локацию использовали для съемок эпизодов некоторых фильмов. Место довольно популярно и среди любителей фотосессий — романтичный усадебный дом, похожий на замок, создает особенную атмосферу. По выходным в теплые дни здесь много молодоженов, которые выбирают эту усадьбу для праздничной съемки.

Свежий воздух, обилие зелени, тенистые аллеи — все это располагает к длительным прогулкам. Возле одного из прудов есть песчаный пляж, на котором можно расположиться, любуясь красотой места.

На территории усадьбы сохранились также некоторые хозяйственные постройки, фонтан, беседка, павильоны. Есть, правда, и те, что находятся в плачевном состоянии — в частности, речь о величественном некогда готическом мосте. Дело в том, что он не принадлежит Министерству обороны, поэтому недавняя реставрация его не коснулась. Этот мост и сейчас привлекает внимание многих благодаря деталям и мастерству, с которым он был выполнен.

За пределами территории санатория находятся также две церкви, имеющие богатую историю и когда-то входившие в усадебный комплекс. Это церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в начале XVIII века, и храм Петра и Павла, возведенный немного позднее — в 1770-е годы.

История

Исторические источники говорят о существовании усадьбы еще в XV веке, с тех пор она сменила множество владельцев. Одним из ее хозяев был князь Борис Алексеевич Голицын — известный государственный деятель. Он построил в усадьбе новый дом, обустроил парк, именно при нем была построена сохранившаяся до наших дней церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Некоторые считают, что своим названием имение обязано именно семье Голицыных — по одной из версий, оно было названо так в честь супруги князя (Марии Федоровны), по другой — в память о погибшей горячо любимой дочери.

Большой вклад в развитие усадьбы сделали Салтыковы, вместо старого дома был построен двухэтажный дворец с флигелями. Также был возведен храм Петра и Павла, который и сейчас принимает верующих. Тщательно занимались и обустройством парка, который стал нарядным и гостеприимным, в нем появились беседки и павильоны. В усадебной оранжерее выращивались экзотические фруктовые деревья.

При Салтыковых были созданы и ныне существующие павильоны. «Миловида» находится над прудом, павильон служит своеобразной смотровой площадкой, отсюда можно любоваться красотой усадьбы. Также заслуживает внимания Музыкальный павильон в форме полуротонды. В этот период появились псарни, в них жили охотничьи породы собак и слуги, которые занимались уходом за животными. Внешний вид этих зданий с колоннами более поэтичный, чем их предназначение. Даже сложно догадаться, что здесь держали собак. Псарни были отреставрированы и сейчас посетители Марфино могут их увидеть.

Салтыковы сделали резиденцию местом активной светской жизни — здесь проходили театральные представления, музыкальные вечера, торжественные приемы. Среди гостей Марфино были дядя Александра Сергеевича Пушкина — поэт Василий Львович и историк Николай Михайлович Карамзин.

Усадьба сильно пострадала во время Отечественной войны 1812 года — французы разграбили, а затем подожгли ее. На восстановление у Салтыковых просто не было средств, поэтому Марфино было продано Владимиру Григорьевичу Орлову, младшему из братьев, возвысившихся в период правления Екатерины II. Граф энергично взялся за возрождение усадебно-паркового комплекса, однако не дожил до окончания работ, новой хозяйкой стала его дочь — Софья Владимировна Панина, которая наняла для восстановительных работ известного в то время архитектора Михаила Доримедонтовича Быковского. Благодаря ему дворец приобрел черты средневекового замка, которые сохранились до наших дней.

После революции усадьба была национализирована, богатейшие культурные ценности передали в фонды музеев, а книги огромной библиотеки разошлись по музеям и библиотекам. Разные учреждения занимали эту некогда роскошную резиденцию, потом в ней начал работать военный санаторий. В советское время на территории была построена санаторная гостиница и оздоровительный комплекс.

(Россия, Московская область, Мытищинский район, Марфино), в 25 км от Москвы по Дмитровскому шоссе

Если на КПП предъявить паспорт (или другой документ, удостоверяющий личность), то можно получить пропуск на посещение усадьбы

Великолепный ансамбль и необычное архитектурно — планировочное решение великого мастера М.Д. Быковского очаровывают Вас с первого взгляда.
Первое упоминание о Марфине относится к 1585 г., когда усадьба именовалась Щибрино и принадлежала думному дьяку, начальнику посольского приказа В.Я. Щелкалову. В первой половине XVII века вотчиной владели Головины, а с 1650 г. — дьяк С.И. Заборский. В 1698 г. Щибрино приобрёл воспитатель царя Петра I Б.А. Голицын, назвавший её по имени своей жены Марфы — Марфино.
От голицынского строительного периода до наших дней сохранилась только миниатюрная Рождественская церковь, построенная в 1707 г. крепостным архитектором Василием Белозёровым.

С 1728 года Марфино переходит к Салтыковым и с середины XVIII в. при Петре Семёновиче Салтыкове — крупном русском военачальнике, в усадьбе начинается широкое строительство. Круглый двухъярусный павильон «Миловид», беседка- полуротонда и два корпуса псарен — вот что сохранилось от того времени до наших дней.
Графиня А.И. Салтыкова, внучка фельдмаршала, в 1805 г. вышла замуж за графа Г.В. Орлова, и Марфино досталось ему в качестве приданного. Он продал усадьбу своему отцу — Владимиру Григорьевичу Орлову — одному из знаменитых братьев Орловых. В 1831 г. граф В.Г. Орлов скончался, и по завещанию имение перешло к его дочери Софье Владимировне Паниной. При ней усадебные постройки, возобновлённые отцом после нашествия наполеоновских солдат, были реконструированы в стиле «николаевской» готики. Для обустройства Марфино был приглашён видный московский архитектор — ученик Доменико Жилярди — Быковский Михаил Дормидонтович.


Крутой склон берега пруда образует величественный постамент, на котором высится дворец. Двухэтажный, сложенный из кирпича и оштукатуренный, он имеет невысокий цоколь. Выдержанный в классических формах, характерных для первой четверти XIX века, дворец представляет собой вытянутый в плане прямоугольник, с чётко выявленным центром. Перестраивая его, Быковский внёс изменения в облик здания, наделив дворец декоративными элементами псевдоготики. Два флигеля, стоящие перпендикулярно к дворцу, построенные в 1820-е гг. крепостным архитектором Орловых Тугаровым и перестроенные в 1832 г. оду Быковским.
Дом фланкируют массивные въездные арочные ворота с круглыми башнями-караульнями. От дворца к пруду, через две террасы с подпорными стенками, пролегла парадная белокаменная лестница, композиционно завершённая на нижнем ярусе фонтаном и пристанью. Эта, мастерски организованная часть парка, наиболее красива. Ярким художественным акцентом здесь являются каменные скульптуры грифонов, водружённые на широкие устои по сторонам спуска к воде.
По мнению специалистов, наиболее своеобразным и красивым сооружением в Марфино является мост через пруд. Возведённый в 1770-х гг. при Салтыковых он был кардинально перестроен М.Д. Быковским в 1837—1839 годах.
Парк Марфино был великолепен. Уходящие в его глубь перспективы аллей напоминали дворцовые анфилады. Особую изысканность и поэтичность аллеям придавала мраморная скульптура и павильоны, умело размещённые в ландшафтной среде.
Ныне в усадьбе Центральный военно — клинический санаторий. Попасть на территорию можно, если проявить некоторую смекалку, но охрана не дремлет...






Архивные фотографии усадьбы Марфино





Персоналии


Граф И.П. САЛТЫКОВ , 1730-1805, сын фельдмаршала графа Петра Семеновича Салтыкова и гр. Прасковьи Юрьевны, рожд. княжны Трубецкой, в 1745 г. поступил на службу в гвардию, состоял некоторое время прн дворе в звании камер-юнкера, и в 1760 г. выпущен в армию бригадиром. Участвуя в Семилетней войне, он произведен был в генерал -майоры, получил в 1762 г. от Петра III орден Св. Анны 2 ст., а в коронацию Екатерины-Александровскую ленту. В первую Турецкую воину, в чин генерал-поручика, под знаменами Румянцева участвовал во взятии Хотина и в битве при Кагуле, начальствуя тяжелой кавалерией, обратил на себя внимание своей храбростью и награжден Георгием 2 ст. и золотою шпагою с алмазами. По окончании войны командовал корпусом в Польских провинциях, а в 1784 г. назначен был генерал-адъютантом и генерал-губернатором Владимирского и Костромского наместничества. В 1788 г. возобновившаяся война с Турцией снова призвала его в ряды войск, и он ознаменовал себя вторичным взятием Хотина. В 1790 г. Екатерина вверила ему командование Финляндской армией и по заключении Верельского мира пожаловала звание подполковника гвардии Конного полка и алмазные знаки орд. Св. Андрея. Недоразумения с графом Румянцевым — Задунайским заставили графа Салтыкова в 1795 г. выйти в отставку, но в следующем же году Павел I снова призвал его на службу, переименовал в генералы-от-кавалерии и назначил шефом Кирасирского полка, Киевским генерал-губернатором, генерал-фельдмаршалом и генерал-инспектором над всею кавалериею. В конце 1797 г. граф И.П. Салтыков назначен был Московским военным генерал-губернатором, на этой должности оставался до 1804 г., затем покинул службу и переселился в Петербург, где вскоре скончался, 14 Ноября 1805 г. Похоронен рядом с отцом в родовом имении Ярославской губернии.
По свидетельству современников, граф Иван Петрович был человек мягкого и добродушного характера, чрезвычайно прост и доступен в обращении, в котором замечалась, однако, привычка властвовать и повелевать. Не будучи одарен выдающимся умом, он не лишен был известной дозы сметливости и даже хитрости; как военачальник, он отличался больше храбростью, чем искусством; Суворов не высоко ценил его воинские способности, и сама Екатерина бывала подчас недовольна его военными действиями. В бытность свою генерал-губернатором Москвы, граф Салтыков пользовался всеобщею любовью и уважением и делал много добра. Впрочем, фактически главная власть в Москве принадлежала любимцу Павла, всемогущему Московскому полицмейстеру Эртелю, которому Салтыков передал почти все дела управления, оставив за собою лишь командование войсками и блеск представительства. В этом отношении, благодаря громадному своему состоянию, граф Иван Петрович имел полную возможность удовлетворять своей наклонности к пышному и роскошному образу жизни. Граф Салтыков был большим сибаритом, любил кутежи и женщин, а главною его страстью была охота, которой он посвящал все свободное время, им я до ста человек собственных псарей.
Граф И.П. Салтыков был женат на дочери графа Петра Григорьевича Чернышева, графине Дарье Петровне. От брака с нею он имел одного сына и трех дочерей. Смерть жены в 1802 г. была тяжелым ударом для графа Ивана Петровича и, окончательно расстроив его здоровье, побудила его удалиться на покой. Он переехал в Петербург и поселился у старшей дочери, П.И. Мятлевой, пережившей остальных его детей и сделавшейся наследницей громадного Салтыковского состояния.

(С миниатюры, принадлежащей Императорскому Эрмитажу)


Графиня Д.П. САЛТЫКОВА , 1759-1802, дочь графа Петра Григорьевича Чернышева (1712-1775), многими считавшегося за сына Петра Великого. Мать ее, графиня Екатерина Андреевна, рожденная Ушакова, была дочь известного начальника Тайной канцелярии при Бироне, впоследствии графа, Андрея Ивановича Ушакова. Графиня Дарья Петровна провела молодость за границей, где отец ее много лет был посланником при датском,берлинском и английском дворах и послом в Париже. Там она получила то блестящее воспитание, которое поставило ее, а также сестру ее, княгиню Наталью Петровну Голицыну, известную под названием «Princesse Moustache», в ряду образованнейших русских женщин конца XVIII века. Выйдя замуж за графа Ивана Петровича Салтыкова, она заняла выдающееся положение в свете, чему много способствовала ее крайне самобытная личность. Будучи женщиной самой строгой добродетели и стоя неизмеримо выше мужа по уму и нравственным качествам, она снисходительно, с оттенком презренья, относилась к его многочисленным любовным похождениям, никогда не унижаясь до ревности. Муж платил ей глубокою привязанностью и уважением и был неутешен в ее смерти. Она сама занималась воспитанием своих дочерей, из коих старшая, Прасковья, вышла замуж за сенатора, П.В. Мятлева, а младшая, Анна, за графа Г.В. Орлова; вторая дочь ее, Елизавета, умерла девицей. Любимцем ее был младший из детей, единственный сын, граф Петр Иванович, пожертвовавший в 1812 г. значительной частью своего состояния на вооружение целого полка, названного Салтыковским. Графиня Салтыкова скончалась от расстройства желудка в 1802 г., по пути в Москву на станции Хотилово, возвращаясь с мужем из Петербурга.
Высокого роста, представительная, с мужскими манерами, она своею величественною наружностью несколько напоминала Екатерину. Многие упрекали ее в надменности, что отчасти объясняется ее молчаливостью в обществе вследствие недостаточного, благодаря заграничному воспитанно, знакомства с русским языком, который не был еще вытеснен французским из гостиных большого света. «Она соединяла в себе», по отзыву Вигеля, «всю важность русских боярынь допетровского времени, с утонченною вежливостью и непринужденностью обращения придворных дам версальского двора». Графиня Салтыкова пользовалась большим значением в свете и при дворе, и известна была независимостью и подчас резкостью своих суждений. 2 Сентября 1795 г., в день торжества по случаю заключения мира с Портою, Салтыкова пожалована была в статс-дамы, а в коронацию Павла I получила орден Св. Екатерины I класса.
В бытность графа И.П. Салтыкова Московским генерал-губернатором, дом Салтыковых представлял подобие маленького двора. С большим участием отнеслась графиня Дарья Петровна к приехавшей в Москву талантливой французской портретистке г-же Виже-Лебрен, доставила ей много заказов и интересовалась ее работами, посещая ее мастерскую. Лето графиня Салтыкова проводила в подмосковном имении мужа Марфине; устраиваемые ею там празднества, продолжавшиеся несколько дней, не уступали в роскоши ее московским балам. Особенно славились любительские спектакли в Марфине; давались на них французские комедии Мариво, а также оперы, русские и французские. На одном из этих представлений была дана пьеса под названием «Только для Марфина», и в числе гостей присутствовал автор ее, Карамзин.
(С миниатюры, принадлежавшей Императорскому Эрмитажу)


Графиня С.В. ПАНИНА , 1774-1844, супруга вице-канцлера графа Панина, дочь графа Владимира Григорьевича Орлова, родилась 6 Ноября 1774 г.; в 1790 г. вышла замуж за графа Никиту Петровича Панина; известна была своей благотворительною деятельностью, в особенности заботами об улучшении быта принадлежавших ей крепостных крестьян. По характеру она была полной противоположностью своему мужу, человеку сухому и упорному; по отзыву современников,sa femme etait une personne douce, aimable, d’un cоеur bienveillantcc. Разделяя опальную судьбу своего мужа, она большую часть своей жизни провела в Москве и в селе Дугине, Смоленской губернии. Умерла, 70 лет, 7 Января 1844 года.
Имела двоих сыновей: гр. Александра (р. 1791 г., — 15 Февр. 1850 г.) и гр. Виктора (р. 18 Апр. 1801 г., — 12 Апр. 1874 г.; известный министр Юстиции), и 3 дочерей, умерших незамужними: гр. Софию (р. 1797 г., — 26 Дек. 1833 г.), гр. Аделаиду (р. 1798 г., — 17 Апр. 1829 г.) и гр. Веру (р. 1808 г., — 9 Апр. 1841 г.).

(С портрета Вуаля 1791 г.; собственность графини С. В. Паниной, с. Марфино, Московск. губ.)


Граф Н.П. ПАНИН , 1771-1837, сын гр. Петра Ивановича и второй его жены Mapии Родионовны, рожд. Ведель, воспитывался сначала в Петербурге у дяди, гр. Н. И. Панина, которому был поручен после смерти матери отцом; когда гр. Никита Иванович умер, в 1785 г., Никита Петрович возвратился к отцу, проживавшему в Москве, и занимался дома изучением военных наук. Известный, как „первый враль“ и „персональный оскорбитель" Императрицы Екатерины, гр. Петр Иванович внушал сыну привязанность к наследнику престола, и когда Великий Князь отправился в Финляндию для участия в военных действиях против шведов, Панин отправил к нему сына волонтером; здесь он получил чин бригадира. По возвращении из похода, Панин женился на гр. Софьи Владимировне Орловой. Отсутствие женского влияния при воспитании Никиты Петровича, постоянное пребывание у опальных, и потому раздражительных и упорных, отца и дяди вредным образом отразились на его характере — это был человек крутой, прямолинейный, с непомерно развитым честолюбием, с ледяною внешностью; при одном взгляде на его высокую, сухую фигуру, с неподвижным лицом и резким, холодным взглядом мнoгиe чувствовали к нему антипатию. Нет поэтому ничего удивительного в том, что, поступив в 1791 г., после смерти отца, на службу ко двору Великого Князя Павла Петровича, Панин недолго удержался при нем; поводом послужила ссора его с Великим Князем, не уступавшем ему в суровом нраве. Очевидно, Панин не нравился и Екатерине: назначив его в 1795 г. камергером, она не хотела дать ему дипломатической службы, которой он добивался, и в 1795 г. назначила его в Гродно губернатором и командиром бригады. Император Павел, по вступлению на престол, назначил его членом Коллегии Иностранных дел, а затем, в Августе 1797 г.- полномочным министром в Берлин. Ему поручено было, главным образом, содействовать сближению Франции с Poccией. Панин обнаружил в Берлине недюжинные способности, но, враждебно настроенный против Франции, вел свою политику: он сам способствовал неудаче neрегoвopoв и, наоборот, всячески старался содействовать сближению Австрии с Пруссией. „Медиация“ Панина не имела, однако, успеха, и он был отозван в Петербург, где в 1799 г. назначен вице-канцлером, в момент разрыва Poccии с Францией. Дальнейший ход дел был, однако, не по душе Панину: коварство Австрии и Англии побудило Императора Павла выйти из коалиции против Франции и даже угрожать бывшим своим союзникам войною; мало того, под влиянием Ростопчина, началось сближение Poccии с Францией. Горячий сторонник союза с Австрией и Англией, Панин, в начале 1800 г. пожалованный действ, тайн, советником, остался вне всякого влияния на дела. Тогда-то началась агитационная деятельность Панина, который завёл cнoшeния с английским послом Витвортом и, действуя заодно с ним и вице-адмиралом де-Рибасом, думал воспользоваться неудовольствием общества, чтобы заставить Императора отказаться от престола в пользу Великого Князя Александра Павловича. Осенью 1800 г. главой заговора, задуманного Паниным, сделался гр. Пален. В половине ноября 1800 г. Панин был отставлен от должности вице-канцлера, с назначением в Сенат, а в декабре выслан в свое имение Дугино, Смоленской губернии, но затем ему скоро разрешено было жить в окрестностях Москвы. Воцарившийся 12 Марта 1801 г. Император Александр вызвал Панина в Петербург и назначил его членом Коллегии Иностранных дел. Но лица, окружавшие молодого Государя, не сходились во взглядах с Паниным, а Императрица Мария Федоровна громко осуждала поведение Панина в год, предшествовавший кончине Императора Павла. 30 Сентября 1801 г. Панин, по прошение, уволен был от службы и уехал за границу. По возвращению в Россию, ему объявлено было воспрещение жить в столицах, а когда, в конце 1806 г., Смоленское дворянство избрало его начальником земской милиции, правительство не утвердило этого выбора. Опала Панина продолжалась и в царствование Императора Николая I.
Склонный ко всему сверхъестественному и чудесному, он занимался в деревенской глуши изучением разных таинственных наук и магнетизма, при чем результаты своих изысканий диктовал сыну Виктору Никитичу, исписавшему целые фолиaнты.
Граф Н. П. Панин умер 1 Марта 1837 г. в Дугине, где и погребён».

(С портрета Вуаля, принадлежащего графине С. В. Паниной, с. Марфино, Московск. губ.)

Усадебный парк

Марфино. Территория дома отдыха «Марфино» занимает приблизительно 20 га. Рельеф местности выровненный, ландшафт живописный. В прошлом часть этой территории относилась к усадьбе XVI в. Марфино. В настоящее время здесь много новых построек, насаждений, имеются пруды. Планировка сделана в регулярном стиле, много аллейных и групповых посадок. Парк насыщен интродуцептами. Насчитывается 20 видов, из них три вида хвойных: единичные экземпляры старых сибирских лиственниц (высота 21 м, диаметр ствола 90 см), великолепные аллеи ели колючей с голубой хвоей (высота 15 м, диаметр ствола 24 см), аллеи и группы из туи западной (высота 6 м, диаметр ствола 10 см). Из старых лиственных пород наиболее примечателен тополь белый, образующий аллеи (высота 20 м, диаметр ствола 35 см). Аллеи белого тополя заслуживают охраны. В посадках имеется более десяти видов декоративных кустарников, среди них, изгороди из кизильника блестящего, жимолости татарской, чубушника венечного и виргинского. Группами посажены клены: серебристый и татарский; отдельными экземплярами встречается черемуха Маака (высота 14 м, диаметр ствола 24 см) и рябина гибридная (высота 5 м, диаметр кроны 480 см). Всюду много сирени и таволги. Состояние насаждений и уход за ними удовлетворительные. Растения местной флоры довольно удачно привлекаются в озеленение. Всего их отмечено 11 видов: два вида хвойных и девять видов лиственных пород. Много в аллеях липы мелколистной (высота 20 м, диаметр ствола 60 см), в групповых посадках представлена береза плакучая (высота 14 м, диаметр ствола 30 см), в аллеях и группах - ель обыкновенная (высота 25 м, диаметр ствола 60 см), имеется один экземпляр плакучей формы ели обыкновенной (высота 12 м, диаметр ствола 25 см). Состояние растений удовлетворительное. Все они плодоносят. Некоторые из них имеют хорошее семенное возобновление, их можно использовать в качестве маточников.
Площадь санатория «Марфино» составляет приблизительно 50 га. Рельеф местности неровный. Ландшафт живописный; здесь протекает р. Уча, находится система прудов. Сохранился от прежних лет регулярный стиль планировки парка, двухэтажный дворец, круглый двухъярусный павильон «Миловида» с колоннами, готический мост, грифоны, висящие над пристанью пруда, чаша фонтана, скульптуры. Усадьба «Марфино» известна с 1585 г., основана видным деятелем XVI в. В. Я. Щелкаловым. Название свое усадьба получила в конце XVII в. при князе Б. А. Голицыне. До наших дней сохранился ряд сооружений, созданных архитектором акад. М. Д. Быковским в XVIII в. В парке растут очень старые деревья, ассортимент растений разнообразен, среди них: пихта сибирская (высота 35 м, диаметр ствола 54 см), аллея из лиственницы сибирской (высота 34 м, диаметр ствола 108 см), единичные экземпляры сосны кедровой сибирской (высота 23 м, диаметр ствола 51 см) и сосны веймутовой (высота 30 м, диаметр ствола 105 см), аллеи туи западной (высота 8 м, диаметр ствола 14 см). Всего отмечено 18 видов интродуцентов, из них шесть видов хвойных и 12 лиственных. В изгороди используется боярышник черный (высота 3 м). В молодых посадках много кленов: ясенелистного и татарского. Представителей местной флоры - 14 видов: два вида хвойных и 12 лиственных. Больше всего сосны обыкновенной (высота 30 м, диаметр ствола 65 см), дуба черешчатого (высота 20 м, диаметр ствола 102 см) и липы мелколистной (высота 23 м, диаметр ствола 104 см). Последняя образовала липовую рощу, которая местами чередуется с группами берез. Состояние всех насаждений и уход за ними удовлетворительные. Следует рекомендовать восстановление старого парка и подсаживание молодых растений.

Выбор редакции
Основные моменты История дворцово-усадебного комплекса насчитывает более трех столетий. Во внешнем облике усадьбы отразились возможности...

Ансамбль Провиантских складов на Зубовском бульваре, пример прекрасной архитектуры московского зрелого классицизма, был построен в 1830-х...

WikiHow работает по принципу вики, а это значит, что многие наши статьи написаны несколькими авторами. При создании этой статьи над ее...

Июнь. Все кругом стремится в рост, в цвет. Уже скрылось за поворотом недавнее время, когда, пробив осевший снег, хрупкий и трогательный...
Пеларгония – это та самая герань, известная каждому. Именно поэтому некоторые разводят дома пеларгонию, даже не зная, что это такое на...
Одним из самых любимых плодов после яблок, является груша. Благодаря неприхотливости в уходе и климатической стойкости, груша получила...
Сарай для дачи своими руками – это самый простой способ в кратчайшие сроки получить минимально необходимый уровень комфорта. Когда первая...
– это необходимость, то же самое можно сказать и о фундаменте. Особенно актуальным это станет в местностях с очень низкой температурой...
От окон тянет холодом не только в старой «хрущобе», но — куда чаще — в современном офисе или дорогом жилье с панорамными окнами. Щелей...