Дом серии 1 528кп 40 планировка. Хрущевки в XXI веке еще послужат


Серия 1-528кп-40

Очень распространённая и довольно красивая серия девятиэтажных точек с оригинальной планировкой. Серия представляет собой 9-этажные «точечные» кирпичные здания на 45 квартир. Цвет внешних стен — почти всегда сочетание серого и красного, стены не оштукатурены. Высота потолков 2,5 м. Перекрытия выполнены из многопустотных настилов со стяжкой и линолеумом на войлочной подоснове. Квартиры 1,2,3-комнатные, на каждом этаже расположено по 5 квартир (1-1-2-2-3-комнаты, общая площадь — 33, 34, 47, 50 и 57 м2 соответственно), причём две из них — на пол-этажа выше, чем три остальные. В однокомнатных квартирах санузел совмещённый, в остальных — раздельный. Кухня — от 6 до 8 м2. Дома оснащены пассажирским лифтом и мусоропроводом. Разработчиком проекта является Ленпроект, авторы: Надеждин Н. Н., Фромзель В. М. Серия возводилась в 1962—1970-х. г.г. Первый экспериментальный дом расположен в СПб по адресу Дрезденская ул. 26 .
В Ленинграде массово строилась в 1960-х, чаще всего — вдоль красных линий кварталов 5-этажных «хрущёвок», реже — образуя собственные ансамбли, например, вокруг Серебряного пруда в Выборгском районе. Всего в пределах современных границ СПб было построено 365 зданий.

Характеристики серии 1-528кп-40:
Тип дома - кирпичныйый
Этажность - 9
Высота жилых помещений - 250 см
Квартиры - 1,2,3 комнатные
Производитель - местные стройматериалы
Годы строительства - 1962-1970-е гг.
Санкт-Петербург и Ленинградская область, Великий Новгород, Петрозаводск, Полярные Зори (Мурманская обл.), Смоленск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Обнинск (Калужская обл.), Новоуральск (Свердловская обл.), Озерск (Челябинская обл.), Кирово-Чепецк (Кировская обл.), др. ЗАТО.



Карта расположения домов 1-528кп-40 в Санкт-Петербурге (Ленинграде)

Серийные конфигурации:

o Точечная серийная конфигурация на 45 квартир для пригородов и закрытых городков;

o Точечная серийная конфигурация на 45 квартир для пригородов и закрытых городков после 1972г. постройки;

(англ.) русск. (Великобритания) в 1964 и 1965 годах.

История создания

В 1961 году в институте «Ленпроект» в мастерской № 3 О.И. Гурьева архитектором Н.Н. Надёжиным под руководством мастера сталинского неоклассицизма В.М. Фромзеля был разработан проект девятиэтажного кирпичного «точечного» жилого дома на 45 квартир .

Примечательно, что изначально индивидуальный проект был создан по заказу одного из первых в СССР жилищно-строительных кооперативов «Маяк» в Выборгском районе Ленинграда . При проектировании учитывались решения собрания будущих жильцов. Первые здания были построены в 1962 году по адресам Дрезденская улица , дом 26 , и Проспект Тореза , дом 90 .

Проект стал событием в архитектурно-строительной практике Ленинграда. В отличие от распространённой в то время типовой безликой крупнопанельной застройки «хрущёвками » новые здания имели хоть и простой, но своеобразный пластичный облик: чередование разноцветного кирпича в фасадах, «перебивка» этажности, запоминающееся соотношение глухих стен, лоджий, проёмов .

Квартиры в этих домах имели улучшенную для того времени планировку: более просторные кухни и комнаты, отсутствие комнат «вагонных» пропорций, комнаты с окнами на две стороны, просторные «двушки», вместо тесных «трёшек». Небольшая площадь застройки здания (около 300 м 2) позволяла легко «внедрять» его в самые разные участки и кварталы, в отличие от гораздо менее маневренных с точки зрения градостроительства протяженных панельных домов. Кроме того, эти девятиэтажки были относительно недороги в производстве. Фактически этот проект стал одной из первых ласточек в преодолении «хрущёвщины » в массовом строительстве, как в плане внешнего «украшательства », так и стандартов планировки и метража .

Эти особенности сделали проект очень популярным не только среди профессионалов-архитекторов, но и простых горожан. Его рекомендовали для повторного использования, а вскоре утвердили как типовой за номером 1-528КП-40 . Проект стал общесоюзным и часто применялся при кооперативном строительстве. Всего в Ленинграде по нему было построено более трехсот домов . Как заметили критики: «Многократно реализованный дом остаётся образцом достижения выразительного результата самыми скупыми средствами» . По утверждению профессора Ю.И. Курбатова , надёжинский проект «спас» застройку новых кварталов Ленинграда от «угрюмой монотонности» .

Типовой дом-башня получил своё неофициальное название в честь автора - «точка Надёжина», став единственным таким примером в Ленинграде. Проект был отмечен публикациями в престижных зарубежных изданиях L"Architecture d"aujourd"hui (фр.) русск. (Франция) и The Architectural Review (англ.) русск. (Великобритания) в 1964 и 1965 годах, а архитектор Н. Н. Надёжин обрел всесоюзную известность .

Описание

Серия представляет собой девятиэтажные «точечные» кирпичные здания на 45 квартир. Площадь застройки - около 300 м 2 . Внешние стены из неоштукатуренного кирпича , в большинстве случаев - силикатного (серого цвета) с красными вставками из керамического. Высота потолков 2,5-2,7 м. Перекрытия выполнены из многопустотных настилов со стяжкой, имеющей войлочную подоснову .

Квартиры 1,2,3-комнатные, на каждом этаже расположено по 5 квартир (1-1-2-2-3-комнаты, общая площадь - 33, 34, 47, 50 и 57 м 2 соответственно), причём две из них находятся на пол-этажа выше, чем три остальные. Квартиры разделены между собой капитальными стенами, внутри квартир стены не несущие. Комнаты достаточно просторные, отсутствуют «коридорные» типы. В однокомнатных квартирах санузел совмещённый, в остальных - раздельный. Жилые комнаты - 10-20 м 2 , Кухня - от 6 до 8 м 2 . Почти все квартиры окнами выходят на две стороны и имею балкон или лоджию .

Дома оснащены пассажирским лифтом и мусоропроводом, которые идут в центре лестничной площадки и не граничат ни с одной из квартир, благодаря чему дом обладает хорошей звукоизоляцией. Три квартиры выходят на основную лестничную площадку, имеющую просторную лоджию .

В Ленинграде здания этой серии массово строились в 1960-х, чаще всего - вдоль красных линий кварталов 5-этажных «хрущёвок», реже - образуя собственные ансамбли, например, вокруг Серебряного пруда в Выборгском районе .

Серия возводилась с 1962 по 1970-е года .

Распространение

Большая часть этих домов построена в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (более 300 ), а также в других городах, таких как: Минск , Великий Новгород , Вологда , Петрозаводск , Кондопога , Смоленск , Ульяновск , Томск , Хабаровск , Комсомольск-на-Амуре . В том числе в закрытых городках , таких как Железногорск , Димитровград , Снежинск , Обнинск , Новоуральск , Озёрск , Полярные Зори , Кирово-Чепецк .

Модификации



Известно о существовании нескольких серийных модификаций домов серии 1-528КП-40.

Впоследствии при адаптации проекта для Соснового бора была разработана так называемая «точечная серийная конфигурация на 45 квартир для пригородов и закрытых городков ». Этого требовали новые правила пожарной безопасности: в структуру дома внесли дополнительную эвакуационную лестницу. Здания данной модификации отличаются дополнительными балконами и небольшим выступом на заднем фасаде, а иногда и материалом внешней отделки. Этот вариант встречается преимущественно в Ленинградской области и других регионах России, а в Санкт-Петербурге он есть, например, в Красном Селе .

Также существуют здания с различными более или менее значительными конструктивными особенностями. Например, дома 74 и 104 к1 по проспекту Тореза имеют небольшую одноэтажную пристройку, дом 39 по Светлановскому проспекту вплотную пристроен к соседнему дому серии 1-528КП-41/42 . Здания на проспекте Металлистов 113 и Кондратьевский проспект 53 значительно изменены: имеют по 4 квартире на этаже, все на одном уровне, всего - 32, 1 этаж нежилой. Здания на Колпинском шоссе 12 и 47 дополнены большими пристроенными лоджиями. В Гатчине на улице Академика Константинова 5 и 7к1 дома имеют большую одноэтажную пристройку с нежилыми помещениями и частично нежилой первый этаж. В домах по адресу Железноводская 31, 33 и 35 в трехкомнатной квартире одно окно перенесено с лицевого фасада на боковой.

Напишите отзыв о статье "1-528КП-40 (серия домов)"

Примечания

  1. , с. 39-41, 150.
  2. , с. 55.
  3. , с. 41.
  4. , с. 150.
  5. Минск: улица Калиновского, 23А, Логойский тракт, 30 корп. 4. Великий Новгород: набережная Александра Невского, 25, 27, 29. Вологда: улица Некрасова, 63, 65, 67, 69. Обнинск: Звёздная улица, 5, 7, 9, 11, улица Комарова, 7, 11, проспект Ленина, 92, 108, 120, 124, улица Энгельса, 15, 17, 19. Кирово-Чепецк: улица Алексея Некрасова, 7, 17, 19, Вятская набережная, 1, 3, 10, 11, проспект Кирова, 11, 13, 15, улица Ленина, 12, 12А, 64 корп. 4, 66 корп. 4, проспект Мира, 43Д, 43Е, Первомайская улица, 3, 5, 7, 9, улица Якова Терещенко, 7, 9, 11, 17, 19, 21. Железногорск: проспект Курчатова, 18, 30, 38. Полярные Зори: Нивский проспект, 1, 3, 5, 15, 16. Кондопога: улица Бумажников, 14 корп.1, 2, 3, 4. Петрозаводск: Загородная улица, 26, улица Маршала Мерецкова, 21, 28. Новоуральск: Комсомольский проспект, 13, 17, 21, улица Фурманова, 33, Берёзовая аллея, 7. Смоленск: улица Октябрьской Революции, 24, 26, 28. Комсомольск-на-Амуре: Интернациональный проспект, 2 корп. 2, 6 корп. 1 и 2, 8, 35, 37, 39. Хабаровск: улица Гоголя, 5, 7. Озёрск: улица Семёнова, 11, 19, 21, 25. Димитровград: проспект Ленина, 9, 11, 13, 17, 22, 24, 26, 28, 40, 42, 44. Ульяновск: улица Аблукова, 59/7, улица Северный Венец, 14, 16. Снежинск: улица Ленина, 37.
  6. Выборг: Батарейная улица, 2, 4, 6, улица Кривоносова, 17, улица Куйбышева, 17, Первомайская улица, 13, Приморское шоссе, 4, 6, 8, 10 улица Репина, 7. Великий Новгород: набережная Александра Невского, 25, 27, 29.
  7. Красное село: Гатчинское шоссе, 7 корп. 2, Кингисеппское шоссе, 10 корп. 3, Красногородская улица, 19 корп. 3, проспект Ленина, 73, улица Лермонтова, 9, Нарвская улица, 10, Улица Освобождения, 22, 26, 30, 34

Литература

  • Надёжина И. Г.. Архитектор Н. Н. Надёжин. Проекты, постройки, живопись, рисунок / кор. И. П. Дубровская. - СПб: Пропилеи, 2014. - 164 с. - 200 экз.
  • Лавров Л. П., Курбатов Ю. И.. // Ардис: журнал. - СПб, 2008. - № 4(40) .
  • Мярс Г. И.. // Мастер`ОК: журнал. - СПб, 2010. - Февраль (№ 1(3) ). - С. 55 .
  • Александр Поздняков. // Санкт-Петербургские Ведомости: газета. - 2001. - 3 февраль (№ 22 (2412) ).
  • Филипп Урбан. // Бюллетень-Недвижимость: газета. - 2014. - 18 февраля.
  • Филипп Урбан. // Бюллетень-Недвижимость: газета. - 2013. - 11 февраль.
  • Леонид Харитонов. . - 2014.
  • Каменский В.А., Наумов А.И.. Ленинград. Градостроительные проблемы развития. - Ленинград: Стройиздат, 1973. - 360 с. - 20 000 экз.

Отрывок, характеризующий 1-528КП-40 (серия домов)

Вдруг князь Ипполит поднялся и, знаками рук останавливая всех и прося присесть, заговорил:
– Ah! aujourd"hui on m"a raconte une anecdote moscovite, charmante: il faut que je vous en regale. Vous m"excusez, vicomte, il faut que je raconte en russe. Autrement on ne sentira pas le sel de l"histoire. [Сегодня мне рассказали прелестный московский анекдот; надо вас им поподчивать. Извините, виконт, я буду рассказывать по русски, иначе пропадет вся соль анекдота.]
И князь Ипполит начал говорить по русски таким выговором, каким говорят французы, пробывшие с год в России. Все приостановились: так оживленно, настоятельно требовал князь Ипполит внимания к своей истории.
– В Moscou есть одна барыня, une dame. И она очень скупа. Ей нужно было иметь два valets de pied [лакея] за карета. И очень большой ростом. Это было ее вкусу. И она имела une femme de chambre [горничную], еще большой росту. Она сказала…
Тут князь Ипполит задумался, видимо с трудом соображая.
– Она сказала… да, она сказала: «девушка (a la femme de chambre), надень livree [ливрею] и поедем со мной, за карета, faire des visites». [делать визиты.]
Тут князь Ипполит фыркнул и захохотал гораздо прежде своих слушателей, что произвело невыгодное для рассказчика впечатление. Однако многие, и в том числе пожилая дама и Анна Павловна, улыбнулись.
– Она поехала. Незапно сделался сильный ветер. Девушка потеряла шляпа, и длинны волоса расчесались…
Тут он не мог уже более держаться и стал отрывисто смеяться и сквозь этот смех проговорил:
– И весь свет узнал…
Тем анекдот и кончился. Хотя и непонятно было, для чего он его рассказывает и для чего его надо было рассказать непременно по русски, однако Анна Павловна и другие оценили светскую любезность князя Ипполита, так приятно закончившего неприятную и нелюбезную выходку мсье Пьера. Разговор после анекдота рассыпался на мелкие, незначительные толки о будущем и прошедшем бале, спектакле, о том, когда и где кто увидится.

Поблагодарив Анну Павловну за ее charmante soiree, [очаровательный вечер,] гости стали расходиться.
Пьер был неуклюж. Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и еще менее умел из него выйти, то есть перед выходом сказать что нибудь особенно приятное. Кроме того, он был рассеян. Вставая, он вместо своей шляпы захватил трехугольную шляпу с генеральским плюмажем и держал ее, дергая султан, до тех пор, пока генерал не попросил возвратить ее. Но вся его рассеянность и неуменье войти в салон и говорить в нем выкупались выражением добродушия, простоты и скромности. Анна Павловна повернулась к нему и, с христианскою кротостью выражая прощение за его выходку, кивнула ему и сказала:
– Надеюсь увидать вас еще, но надеюсь тоже, что вы перемените свои мнения, мой милый мсье Пьер, – сказала она.
Когда она сказала ему это, он ничего не ответил, только наклонился и показал всем еще раз свою улыбку, которая ничего не говорила, разве только вот что: «Мнения мнениями, а вы видите, какой я добрый и славный малый». И все, и Анна Павловна невольно почувствовали это.
Князь Андрей вышел в переднюю и, подставив плечи лакею, накидывавшему ему плащ, равнодушно прислушивался к болтовне своей жены с князем Ипполитом, вышедшим тоже в переднюю. Князь Ипполит стоял возле хорошенькой беременной княгини и упорно смотрел прямо на нее в лорнет.
– Идите, Annette, вы простудитесь, – говорила маленькая княгиня, прощаясь с Анной Павловной. – C"est arrete, [Решено,] – прибавила она тихо.
Анна Павловна уже успела переговорить с Лизой о сватовстве, которое она затевала между Анатолем и золовкой маленькой княгини.
– Я надеюсь на вас, милый друг, – сказала Анна Павловна тоже тихо, – вы напишете к ней и скажете мне, comment le pere envisagera la chose. Au revoir, [Как отец посмотрит на дело. До свидания,] – и она ушла из передней.
Князь Ипполит подошел к маленькой княгине и, близко наклоняя к ней свое лицо, стал полушопотом что то говорить ей.
Два лакея, один княгинин, другой его, дожидаясь, когда они кончат говорить, стояли с шалью и рединготом и слушали их, непонятный им, французский говор с такими лицами, как будто они понимали, что говорится, но не хотели показывать этого. Княгиня, как всегда, говорила улыбаясь и слушала смеясь.
– Я очень рад, что не поехал к посланнику, – говорил князь Ипполит: – скука… Прекрасный вечер, не правда ли, прекрасный?
– Говорят, что бал будет очень хорош, – отвечала княгиня, вздергивая с усиками губку. – Все красивые женщины общества будут там.
– Не все, потому что вас там не будет; не все, – сказал князь Ипполит, радостно смеясь, и, схватив шаль у лакея, даже толкнул его и стал надевать ее на княгиню.
От неловкости или умышленно (никто бы не мог разобрать этого) он долго не опускал рук, когда шаль уже была надета, и как будто обнимал молодую женщину.
Она грациозно, но всё улыбаясь, отстранилась, повернулась и взглянула на мужа. У князя Андрея глаза были закрыты: так он казался усталым и сонным.
– Вы готовы? – спросил он жену, обходя ее взглядом.
Князь Ипполит торопливо надел свой редингот, который у него, по новому, был длиннее пяток, и, путаясь в нем, побежал на крыльцо за княгиней, которую лакей подсаживал в карету.
– Рrincesse, au revoir, [Княгиня, до свиданья,] – кричал он, путаясь языком так же, как и ногами.
Княгиня, подбирая платье, садилась в темноте кареты; муж ее оправлял саблю; князь Ипполит, под предлогом прислуживания, мешал всем.
– Па звольте, сударь, – сухо неприятно обратился князь Андрей по русски к князю Ипполиту, мешавшему ему пройти.
– Я тебя жду, Пьер, – ласково и нежно проговорил тот же голос князя Андрея.
Форейтор тронулся, и карета загремела колесами. Князь Ипполит смеялся отрывисто, стоя на крыльце и дожидаясь виконта, которого он обещал довезти до дому.

– Eh bien, mon cher, votre petite princesse est tres bien, tres bien, – сказал виконт, усевшись в карету с Ипполитом. – Mais tres bien. – Он поцеловал кончики своих пальцев. – Et tout a fait francaise. [Ну, мой дорогой, ваша маленькая княгиня очень мила! Очень мила и совершенная француженка.]
Ипполит, фыркнув, засмеялся.
– Et savez vous que vous etes terrible avec votre petit air innocent, – продолжал виконт. – Je plains le pauvre Mariei, ce petit officier, qui se donne des airs de prince regnant.. [А знаете ли, вы ужасный человек, несмотря на ваш невинный вид. Мне жаль бедного мужа, этого офицерика, который корчит из себя владетельную особу.]
Ипполит фыркнул еще и сквозь смех проговорил:
– Et vous disiez, que les dames russes ne valaient pas les dames francaises. Il faut savoir s"y prendre. [А вы говорили, что русские дамы хуже французских. Надо уметь взяться.]
Пьер, приехав вперед, как домашний человек, прошел в кабинет князя Андрея и тотчас же, по привычке, лег на диван, взял первую попавшуюся с полки книгу (это были Записки Цезаря) и принялся, облокотившись, читать ее из середины.
– Что ты сделал с m lle Шерер? Она теперь совсем заболеет, – сказал, входя в кабинет, князь Андрей и потирая маленькие, белые ручки.
Пьер поворотился всем телом, так что диван заскрипел, обернул оживленное лицо к князю Андрею, улыбнулся и махнул рукой.
– Нет, этот аббат очень интересен, но только не так понимает дело… По моему, вечный мир возможен, но я не умею, как это сказать… Но только не политическим равновесием…
Князь Андрей не интересовался, видимо, этими отвлеченными разговорами.
– Нельзя, mon cher, [мой милый,] везде всё говорить, что только думаешь. Ну, что ж, ты решился, наконец, на что нибудь? Кавалергард ты будешь или дипломат? – спросил князь Андрей после минутного молчания.
Пьер сел на диван, поджав под себя ноги.
– Можете себе представить, я всё еще не знаю. Ни то, ни другое мне не нравится.
– Но ведь надо на что нибудь решиться? Отец твой ждет.
Пьер с десятилетнего возраста был послан с гувернером аббатом за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста. Когда он вернулся в Москву, отец отпустил аббата и сказал молодому человеку: «Теперь ты поезжай в Петербург, осмотрись и выбирай. Я на всё согласен. Вот тебе письмо к князю Василью, и вот тебе деньги. Пиши обо всем, я тебе во всем помога». Пьер уже три месяца выбирал карьеру и ничего не делал. Про этот выбор и говорил ему князь Андрей. Пьер потер себе лоб.
– Но он масон должен быть, – сказал он, разумея аббата, которого он видел на вечере.
– Всё это бредни, – остановил его опять князь Андрей, – поговорим лучше о деле. Был ты в конной гвардии?…
– Нет, не был, но вот что мне пришло в голову, и я хотел вам сказать. Теперь война против Наполеона. Ежели б это была война за свободу, я бы понял, я бы первый поступил в военную службу; но помогать Англии и Австрии против величайшего человека в мире… это нехорошо…
Князь Андрей только пожал плечами на детские речи Пьера. Он сделал вид, что на такие глупости нельзя отвечать; но действительно на этот наивный вопрос трудно было ответить что нибудь другое, чем то, что ответил князь Андрей.
– Ежели бы все воевали только по своим убеждениям, войны бы не было, – сказал он.
– Это то и было бы прекрасно, – сказал Пьер.
Князь Андрей усмехнулся.
– Очень может быть, что это было бы прекрасно, но этого никогда не будет…
– Ну, для чего вы идете на войну? – спросил Пьер.
– Для чего? я не знаю. Так надо. Кроме того я иду… – Oн остановился. – Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!

В соседней комнате зашумело женское платье. Как будто очнувшись, князь Андрей встряхнулся, и лицо его приняло то же выражение, какое оно имело в гостиной Анны Павловны. Пьер спустил ноги с дивана. Вошла княгиня. Она была уже в другом, домашнем, но столь же элегантном и свежем платье. Князь Андрей встал, учтиво подвигая ей кресло.
– Отчего, я часто думаю, – заговорила она, как всегда, по французски, поспешно и хлопотливо усаживаясь в кресло, – отчего Анет не вышла замуж? Как вы все глупы, messurs, что на ней не женились. Вы меня извините, но вы ничего не понимаете в женщинах толку. Какой вы спорщик, мсье Пьер.
– Я и с мужем вашим всё спорю; не понимаю, зачем он хочет итти на войну, – сказал Пьер, без всякого стеснения (столь обыкновенного в отношениях молодого мужчины к молодой женщине) обращаясь к княгине.
Княгиня встрепенулась. Видимо, слова Пьера затронули ее за живое.
– Ах, вот я то же говорю! – сказала она. – Я не понимаю, решительно не понимаю, отчего мужчины не могут жить без войны? Отчего мы, женщины, ничего не хотим, ничего нам не нужно? Ну, вот вы будьте судьею. Я ему всё говорю: здесь он адъютант у дяди, самое блестящее положение. Все его так знают, так ценят. На днях у Апраксиных я слышала, как одна дама спрашивает: «c"est ca le fameux prince Andre?» Ma parole d"honneur! [Это знаменитый князь Андрей? Честное слово!] – Она засмеялась. – Он так везде принят. Он очень легко может быть и флигель адъютантом. Вы знаете, государь очень милостиво говорил с ним. Мы с Анет говорили, это очень легко было бы устроить. Как вы думаете?
Пьер посмотрел на князя Андрея и, заметив, что разговор этот не нравился его другу, ничего не отвечал.
– Когда вы едете? – спросил он.
– Ah! ne me parlez pas de ce depart, ne m"en parlez pas. Je ne veux pas en entendre parler, [Ах, не говорите мне про этот отъезд! Я не хочу про него слышать,] – заговорила княгиня таким капризно игривым тоном, каким она говорила с Ипполитом в гостиной, и который так, очевидно, не шел к семейному кружку, где Пьер был как бы членом. – Сегодня, когда я подумала, что надо прервать все эти дорогие отношения… И потом, ты знаешь, Andre? – Она значительно мигнула мужу. – J"ai peur, j"ai peur! [Мне страшно, мне страшно!] – прошептала она, содрогаясь спиною.
Муж посмотрел на нее с таким видом, как будто он был удивлен, заметив, что кто то еще, кроме его и Пьера, находился в комнате; и он с холодною учтивостью вопросительно обратился к жене:
– Чего ты боишься, Лиза? Я не могу понять, – сказал он.
– Вот как все мужчины эгоисты; все, все эгоисты! Сам из за своих прихотей, Бог знает зачем, бросает меня, запирает в деревню одну.
– С отцом и сестрой, не забудь, – тихо сказал князь Андрей.
– Всё равно одна, без моих друзей… И хочет, чтобы я не боялась.
Тон ее уже был ворчливый, губка поднялась, придавая лицу не радостное, а зверское, беличье выраженье. Она замолчала, как будто находя неприличным говорить при Пьере про свою беременность, тогда как в этом и состояла сущность дела.
– Всё таки я не понял, de quoi vous avez peur, [Чего ты боишься,] – медлительно проговорил князь Андрей, не спуская глаз с жены.
Княгиня покраснела и отчаянно взмахнула руками.
– Non, Andre, je dis que vous avez tellement, tellement change… [Нет, Андрей, я говорю: ты так, так переменился…]
– Твой доктор велит тебе раньше ложиться, – сказал князь Андрей. – Ты бы шла спать.
Княгиня ничего не сказала, и вдруг короткая с усиками губка задрожала; князь Андрей, встав и пожав плечами, прошел по комнате.
Пьер удивленно и наивно смотрел через очки то на него, то на княгиню и зашевелился, как будто он тоже хотел встать, но опять раздумывал.
– Что мне за дело, что тут мсье Пьер, – вдруг сказала маленькая княгиня, и хорошенькое лицо ее вдруг распустилось в слезливую гримасу. – Я тебе давно хотела сказать, Andre: за что ты ко мне так переменился? Что я тебе сделала? Ты едешь в армию, ты меня не жалеешь. За что?
– Lise! – только сказал князь Андрей; но в этом слове были и просьба, и угроза, и, главное, уверение в том, что она сама раскается в своих словах; но она торопливо продолжала:
– Ты обращаешься со мной, как с больною или с ребенком. Я всё вижу. Разве ты такой был полгода назад?
– Lise, я прошу вас перестать, – сказал князь Андрей еще выразительнее.
Пьер, всё более и более приходивший в волнение во время этого разговора, встал и подошел к княгине. Он, казалось, не мог переносить вида слез и сам готов был заплакать.
– Успокойтесь, княгиня. Вам это так кажется, потому что я вас уверяю, я сам испытал… отчего… потому что… Нет, извините, чужой тут лишний… Нет, успокойтесь… Прощайте…
Князь Андрей остановил его за руку.
– Нет, постой, Пьер. Княгиня так добра, что не захочет лишить меня удовольствия провести с тобою вечер.
– Нет, он только о себе думает, – проговорила княгиня, не удерживая сердитых слез.

Хрущевские пятиэтажки не ругал только ленивый: дескать, они и холодные, и тесные, и трещат по швам. Но все познается в сравнении. По сегодняшним меркам их впору записывать в разряд жилья комфорт-класса.

Градостроительная политика в отношении хрущевских пятиэтажек в нашем веке менялась постоянно: власти то проводят образцово-показательные модернизации хрущевок, то, объявив морально и физически изношенными, решают пустить их в массовом порядке под снос. Между тем главная проблема домов первых массовых серий заключается вовсе не в ветхости (они сохранились не лучше и не хуже других), а в том, что, по мнению властей, пятиэтажная застройка имеет невысокую плотность и занимает слишком уж привлекательные по локации территории.

Поэтому, вопреки всем «страшилкам» о ветхости и аварийности хрущевок, квартиры в них пользуются стабильным спросом и отнюдь не являются самым доступным жильем. По информации БН, средняя цена рядовой однокомнатной квартиры без выраженных дефектов в панельной пятиэтажке колеблется возле психологической отметки в 3 млн руб. Ниже этого значения, в 2,8-2,9 млн руб., оценивают «однушки» на первых и последних этажах, а также окнами на оживленные магистрали (что в хрущевской застройке – редкость). Пригородные хрущевки, расположенные в «неудобьях» либо на значительном удалении от основных транспортных узлов порой предлагают по рекордно низким ценам – от 2,2 млн руб. Но такие цены скорее исключение, чем правило.

Чем обусловлен покупательский интерес к квартирам в панельных домах первых массовых серий? Действительно ли они являются морально и физически устаревшими?

Плюс на минус

Полвека назад появился анекдот о том, что Хрущев совместил ванную с уборной, но не смог совместить пол с потолком: острые на язык сограждане высмеивали новые стандарты экономичного массового жилья – потолки 2,5 м и совмещенные санузлы. Но в отличие от сегодняшних проектировщиков идеологи массового домостроения конца 1950-х годов не догадались придумать квартиры-студии, совмещая душевые кабины с прихожими, а комнаты с кухнями. Таким образом, планировки, заданные нормативами полувековой давности, на поверку оказались вполне гуманными. И это первый аргумент для покупателя квартиры в хрущевке.

Второй заключается в том, что за полвека хрущевки показали себя как исключительно надежные и неприхотливые в эксплуатации дома. В них не бывает просевших, как в старом фонде, перекрытий. А в силу своих конструктивных особенностей пятиэтажные панельные постройки со сварными соединениями оказались постройками исключительно крепкими: в частности, на базе ленинградских пятиэтажек уже в 1970-е годы разрабатывали и строили дома для сейсмоопасных районов бывшего СССР.

И, наконец, уже всем, и не только агентам по недвижимости, известно, что ликвидность недвижимости определяется тремя признаками: местом, местом и еще раз местом. По мере роста мегаполисов основные территории хрущевской застройки превратились из городских окраин в обжитые и утопающие в зелени районы с развитой транспортной и социальной инфраструктурой.

Недостатки пятиэтажек первых массовых серий потенциальным покупателям также хорошо известны. В них нет лифта и мусоропровода. Из-за отсутствия чердака квартиры верхних этажей имеют обыкновение раскаляться летом и выстывать зимой. Не слишком комфортен из-за подвальной сырости и первый этаж (поэтому «крайние» квартиры всегда ощутимо дешевле).

Отказ от излишеств

История массового панельного домостроения началась в 1955 году, когда вышло Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», предписавшее разработать типовые проекты, чтобы к 1980-му году, когда наступит коммунизм, каждая советская семья встретила его в отдельной квартире. Основу проектирования хрущевок положили строительные нормативы 1957 года, предусматривавшие высоту жилого помещения от пола до потолка 2,5 м, миниатюрные (от 4,5 кв. м), кухни, а также допускавшие устройство смежных комнат и совмещенных санузлов. В качестве обязательных элементов квартиры назывались кладовая (либо встроенный шкаф), спальни (6 кв. м на одного человека, 8 кв. м на двоих), общая комната (не меньше 14 кв. м).

Самые распространенные серии панельных хрущевок первых массовых серий – 1-507/1-504, 1-335, ГИ, ОД. Но не все хрущевки являют собой именно крупнопанельные дома. Есть также «кирпичные» серии (1-528КП и ее модификации), а также дома с наружными стенами из кирпичных блоков (1-527). Основу проектирования панельных домов второго поколения, так называемых брежневок, пришедших на смену хрущевкам, положили строительные нормативы 1963 года, которые увеличивали минимальные площади кухонь с 4,5 до 9 кв. м и не допускали устройства совмещенных санузлов. Между тем реально новые нормы, предполагающие строительство «домов улучшенных планировок» начали внедряться только в 1965 году, а параллельно с этим, вплоть до начала 1970-х, продолжали строиться дома панельные пятиэтажные дома первого поколения.

Самые холодные и самые теплые

Хрущевки считаются самым холодным жильем. Но не все. «Кирпичные» серии (1-528КП и ее модификации), а также дома с наружными стенами из кирпичных блоков (1-527), в принципе, не уступают по теплофизическим свойствам «сталинским» домам. Серия 1-507 с толщиной наружной стены 40 см в этом отношении тоже не самый худший вариант. Рекордсмены по теплопотерям – дома серии ГИ, ОД и 1-335. Причем самые проблемные – угловые и трехсторонние квартиры торцевых секций, а также квартиры, расположенные на пятых этажах.
Некоторые владельцы таких квартир пытаются утеплять их изнутри, создавая «слоеный пирог» из минераловатных плит и гипсокартона на деревянном каркасе. Увы, это малоэффективно. Утепление наружных стен, в особенности квартир, расположенных в торцевых секциях, – серьезная проблема. Единственно разумное решение проблемы – современные окна со стеклопакетами и претензии к представителям эксплуатирующих организаций, в задачи которых входит ремонт фасадов и обновление межпанельных стыков.

В отличие от домов более поздних серий во времена раннего «хрущевизма» еще не появилась тенденция класть линолеум прямо на бетонное основание. Как правило, у домов первых массовых серий паркетные или дощатые полы, положенные на лаги из досок или бруса. Такая конструкция создает вполне приемлемую межэтажную звукоизоляцию, но поскольку строительство, как правило, велось в авральном режиме, пространство между лагами пола часто заполняли песком.

Отсюда – неистребимая пыль и вечно «гуляющие» полы. При капитальном ремонте такой квартиры с заменой полов приходится выгребать немало мусора с «артефактами» времен ударных строек – пустыми бутылками и консервными банками.

Затянувшийся испытательный срок

Питерские хрущевки эксплуатируются уже без малого шестьдесят лет. Поэтому за почерневшие фасады с осыпавшейся облицовочной плиткой, продуваемые межпанельные стыки и обшарпанные подъезды следует благодарить не строителей, а представителей ремонтных и обслуживающих организаций, которые в течение полувека нещадно эксплуатируют эти дома, забывая о ремонте.

Между тем из-за своей компактности хрущевки исключительно ремонтопригодны, а их модернизация способна решить все проблемы, кроме недостатка квадратных метров. В начале нашего века появились адресные программы санации городских пятиэтажек, предполагающие утепление фасадов и замену коммуникаций, позволяющие на неограниченный срок продлить жизнь хрущевкам. Типовой проект, предусматривающий модернизацию без расселения, был разработан ГУП «УКС Реставрация». В состав рекомендуемых работ входили косметический ремонт, утепление наружных стен, надподвальных и подкровельных перекрытий, вентиляционных блоков, замена балконных дверей и окон, оснащение приборами учета тепловой энергии. Однако к 2008 году работы по санации домов первых массовых серий были свернуты: для городского бюджета затраты оказались неподъемными, а для инвесторов – королевство маловато, не разгуляться.

Поэтому к заявлениям строителей, о том, что некоторые дома легче снести, а на их месте построить новые, есть смысл отнестись со скепсисом. Им, понятно, интереснее осваивать средства с размахом. Но не факт, что новые строительные технологии возведения экономичного жилья, а также дома эконом-класса, которые возводятся сегодня, так же успешно выдержат полувековой испытательный срок.

Пятиэтажные дома первых массовых серий

Серия 1-528КП («кирпичные хрущевки»)

Разработка этой серии началась еще до памятного Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Двускатные железные крыши, эркеры и потолки 2,7 м нетипичны для хрущевского периода, поэтому такие дома иногда называют поздними «сталинками». Тем не менее массовые объемы застройки, стандартизация всех параметров, а также убогие планировки квартир выдают в пятиэтажных домах 528-й серии именно хрущевки. «Излишеств» здесь не наблюдается: площади квартир лишь немного превышают обозначенные нормативами 1957 года: кухни – в среднем 5.2 кв. м, большие комнаты (в однокомнатных квартирах) и общие – (в двухкомнатных) – от 17 до 19 кв. м, спальни – 11,2 или 8,5 кв. м.

Серия 1-507

Самый массовый, и, по всей видимости, самый удачный, тип питерских пятиэтажек первого поколения. Два экспериментальных дома 507-й серии появились в 1956 году, а после постановки ее на конвейер в 1959-м ее модификации строили практически во всех районах города до 1972-го. Количество подъездов в таких домах – от трех до восьми, на каждом этаже располагаются четыре квартиры. Из всех панельных пятиэтажек первого поколения эти дома самые теплые, да и звукоизоляция у них (в первую очередь за счет удачных планировок) лучше, чем в других подобных домах. Во всех квартирах есть встроенные шкафы, причем в двух- и трехкомнатных они могут быть весьма вместительными – до 2,3 кв. м.

Серия 1-335

Пятиэтажки этой серии ассоциируются с Гражданкой и Малой Охтой. Основной площадкой для отработки этого типа панельных домов с наружными стенами из облегченных керамзитобетонных панелей с минераловатной утепляющей прослойкой стал Калининский район. Их начали производить в 1959 году и сняли с производства в 1966. В целом же планировки таких домов (четыре квартиры на этаже) похожи на те, что в домах 507-й серии: точно такие же балконы, большие кладовки в дальних смежных комнатах. Зато совмещенные санузлы и миниатюрные прихожие позволили увеличить площади кухонь до 7 кв. м.

Серия ОД

В массовых масштабах дома серии ОД возводились в Невском районе (там их больше двухсот). Есть также небольшой массив в Купчино (в кварталах между Бухарестской улицей и Волковским проспектом), а также в Московском районе. По планировочным особенностям эти дома являют собой копию самой массовой и «образцовой» московской серии К-7. Приличные – по сравнению с другими хрущевками – планировки: раздельные санузлы, не самые маленькие кухни (около 7 кв. м), просторные комнаты правильных пропорций от 11 до 18 кв. м.

По качеству звукоизоляции и по уровню теплопотерь эти дома – одни из самых проблемных: в наружных стеновых панелях предусмотрена прослойка из минераловатного утеплителя, которая за долгие годы эксплуатации вымокла и разрушилась. Подобную конструкцию наружной стены вскоре после начала производства признали несостоятельной, а строительство домов серии ОД прекратили в 1966 году.

Еще одна малоприятная особенность таких домов – тонкие внутриквартирные перегородки (всего 4 см), на которые невозможно повесить настенные шкафы.

Серия ГИ

Номенклатура серии включает в себя три модификации пятиэтажек. Наружные стены в них – из легких газобетонных панелей. Особенность – две квартиры на этаже. Из-за этого одно- и двухкомнатные квартиры в базовом проекте не предусмотрены. Зато все трех-, четырех- и пятикомнатные – двусторонние, а в торцевых секциях есть трехсторонние.

В планировках таких квартир явно угадываются заимствования, они напоминают европейское социальное жилье послевоенного образца: «залы» от 15 до 22 кв. м, через которые можно пройти в миниатюрные кухоньки, отделенные от гостиных проемом без двери, крохотные спаленки от 6 до 8 кв. м.

Кроме пятиэтажек серия ГИ включает в себя несколько вариантов восьми- и девятиэтажных «точечных» домов. В них «собраны» одно- и двухкомнатные квартиры, которых «недодали» пятиэтажкам.

Кстати, мы завели канал в Telegram, где публикуем самые интересные новости о недвижимости и риэлторских технологиях. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, то подписывайтесь: t.me/ners_news .

Подписка на обновления

Выбор редакции
Серия 1-528кп-40 Очень распространённая и довольно красивая серия девятиэтажных точек с оригинальной планировкой. Серия представляет...

Серия домов Башня Вулыха названа в честь известного советского архитектора Вулых Ефима Петровича (наиболее известные его работы – это...

Существующие телекоммуникационные сети обладают целом рядом недостатков, из которых следует отметить их узкую специализацию, отсутствие...

Полосчатость Banding - Полосчатость . Неоднородное распределение легирующих элементов или фаз, ориентированных в волокнах или плоскостях...
Засорители Длина Ширина Толщина Критич. скорость М σ М σ М σ М σ Пшеница Украинка 6,43 0,43 3,15 0,33...
Всего несколько лет назад упрощенный вариант кровли в виде одного ската использовался только для вспомогательных построек (беседки,...
Грядку с этим корнеплодом вы найдете почти на любом участке. Поэтому вопрос, не увеличивая площади посадок, волнует многих. Самым...
Выбор металлических замков — задача непростая. Чтобы надежно защитить свое жилье от проникновения злоумышленников, необходимо грамотно...
Один из важных элементов садового участка – теплица. Если установить обогреваемую конструкцию, то появится возможность собирать урожай...