"Анатомия" колонны. Основные составляющие детали колонны- стереобат, стилобат, база, капитель и абака


Верхняя плита капители колонны, пилястры

Альтернативные описания

Доска для арифметических вычислений в Древней Греции, Риме, затем в Западной Европе до XVIII в.

Архитектурная деталь: плита над колонной

Верхняя часть капители колонны

Доска, которая применялась в старину для арифметических вычислений

Компьютер древнего мира

Счетная доска у древних

Доисторический компьютер

Счеты древних бухгалтеров

Античные счеты

Калькулятор Пифагора

Греческие счеты

Древняя счетная доска

Именно этому предмету посвящена первая статья «Математического энциклопедического словаря»

Древние счеты с пятеричной системой счисления

С этого счетного устройства начинается история компьютера

Античная ЭВМ

В архитектуре - верхняя часть капители колонны

Верхняя плита пилястры

Доска для арифметических вычислений в Древней Греции

Калькулятор каменного века

Счеты эллинов

Счеты из Древней Греции

Счетная доска

Часть капители колонны

Древние счеты

Прапрадед компьютера

Счеты Архимеда

Древний «арифмометр»

Предок калькулятора

Верхняя часть капители

Допотопные счеты

Костяшки счетоводов

Доска древних математиков

Доска с камешками

Греческая «доска»

Счетная доска эллинов

Верх колонны

Плита на верху капители

Древний «калькулятор»

Плита над колонной

Самые древние счеты

Греческий предок калькулятора

Античная счетная доска

Древнегреческие камешки, любящие счет

Калькулятор времен Пифагора

Счетная доска античных времен

Предок канцелярских счетов

Верхушка капители

На Руси - счеты, а в Греции?

Допотопные счеты древних греков

Счеты для Пифагоровых расчетов

Компьютер времен Дедала и Икара

Аналог счетов у древних греков

Древнейшие счеты

Пращур компьютера

Прообраз счетов

Счеты времен Пифагора

Далекий предок калькулятора

Античный «калькулятор»

Счеты времен Дедала и Икара

Счеты античных времен

Древний счетный «прибор»

Счетная доска в древности

Архаическая счетная доска

Счеты наших пращуров

Счеты в старину

. «арифмометр» Архимеда

Старинные счеты

Древнегреческие счеты

Счетная доска у древних римлян

Древние счёты

Калькулятор Пифагора

  • Пли́нфа (от греч. πλίνθος - «плита») - характерный для древнерусского домонгольского зодчества тонкий обожжённый кирпич, часто квадратной формы, ширина которого примерно равнялась длине.
  • Плита колонны
    • Абага, Абака (февраль-март 1234, Монголия - 1 апреля 1282, Хамадан, Иран) - второй ильхан государства Хулагуидов (1265-1282).
    • (абак) плита над основной частью капители, обычно поддерживающая антаблемент
    • Ж. зодческ. верхняя плита на капители колонны (на главе столпа), плат, плита, доска, накладка
    • (абак) верхняя часть капители дорического ордера, представляет собой квадратную плиту, находится между эхином и архитравом
      • Ри́гель - яркая околоэкваториальная звезда, β Ориона. Бело-голубой сверхгигант. Название по-арабски значит «нога» (имеется в виду нога Ориона).
      • Горизонтальный несущий элемент строительных конструкций из дерева, железобетона или стали, соединяет стойки, колонны, стропила; служит опорой прогонов и плит перекрытия
        • Аба́к (др.-греч. ἄβαξ, ἀβάκιον, лат. abacus - доска) - семейство счётных досок, применявшихся для арифметических вычислений приблизительно с V века до н. э.
        • Архитектурная деталь: плита над колонной
        • Верх колонны
        • Верхняя часть капители колонны
        • Плита на верху капители
        • Верхняя плита пилястры
        • Часть капители колонны
        • Плита над колонной
        • В архитектуре - верхняя часть капители колонны
          • Ака́нт, или Акантус (лат. Acánthus от др.-греч. ἄκανθος - «шип») - род растений семейства Акантовые (Acanthaceae), произрастающих в тропических и субтропических регионах Старого Света, с наибольшей видовой плотностью в регионе Средиземноморья и Азии.
          • Декоративная форма капители колонны
          • Украшение колонн в виде листьев
          • Украшение капителей колонн в виде листа растения
          • Украшение в форме стилизованных листьев на капителях колонн

Невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.;

(фр. balustrade из итал. balaustrata) - ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.


(также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») - вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).


(от лат. caput - голова) - венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель - простая круглая подушка-эхин; у ионической капители - на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.


(от лат. abacus - «доска») - плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите - форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.


(также распространено название атлас) - в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.


Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus - буквально «деревенский», производное от лат. rus - деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») - в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.


Статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.


(фр. entablement от table - стол, доска) - балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава - облегченным.


Фриз (фр. frise) - декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

Карни́з (от греч. κορωνίς) - выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.

В ордерной архитектуре карниз - венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами - мутулами.

Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) - архитектурный термин, имеющий несколько значений.

Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.

Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.

Фаса́д (фр. façade - передний, лицевая сторона здания) - наружная, лицевая сторона здания.

Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.

Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.

(фр. bas-relief - низкий рельеф) - разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более - рельеф называется горельефом (высокий рельеф).


(фр. haut-relief - высокий рельеф) - разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.


(фр. fronton, от лат. frons, frontis - лоб, передняя часть стены) - завершение (обычно треугольное, реже - полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.


(от греч. πυλών - ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).


(лат. porticus) - крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной - или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик - полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.


(фр. colonnade) - в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.

Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801-11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.


— Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным, дверным проёмом или нишей.


Украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.


Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio - свёрток, кулёчек) - в архитектуре и декоративном искусстве - «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.

Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.


(от англ. molding, moulding - в данном случае «литая деталь», от «литьё») - декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.


в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.

(итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) - подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь - стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).


Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus - «обрамляющая дуга») - обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.


(лат. porta - дверь, ворота) - архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.


— непрерывный ряд равных арок. Аркада с ордерной колоннадой называется ордерной аркадой.


(нем. Erker ) - выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.


– это вертикальный желоб на стволе колонны или пилястры (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).


В статье перечислены основные архитектурные элементы фасада и стен.Фасадная архитектура очень разнообразна, есть еще большое количество и другие элементы фасада зданий и декора.

Но так как сказано о них было далеко не все, сегодня мы продолжим разговор об этом архитектурном элементе, который как нельзя лучше отражает античную эпоху. Итак…

Колонна - это, прежде всего, архитектурное сооружение, элемент, служащий звеном между основанием здания и его конструкциями (частями). Рассмотрим "анатомию" колонны…

Основными деталями этого элемента являются стилобат, база, капитель и абака. Если с капителью мы уже познакомились, то другие детали - пока загадка. Разгадать ее нам поможет "Википедия". Начнем со стереобата. Это красивое слово означает "в античной архитектуре - цоколь храма или колоннады… В древнегреческом зодчестве стереобат обычно состоял из трёх ступеней".

Стилобат. О нем источник говорит, что это "верхняя поверхность ступенчатого цоколя (стереобата) древнегреческого храма, на которой сооружалась колоннада. Иногда стилобатом называют всю верхнюю ступень стереобата". По сути, стилобат - это опорная плита.

Нижняя часть колонны называется базой. Согласно источнику, "база - обязательная часть колонн всех ордеров, кроме греко-дорического. База колонны в портике (перекрытии, опирающемся на колонны - прим. А. К.) опирается непосредственно на опорную плиту… в аркаде (ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или на прямоугольные или квадратные столбы - прим. А. К.), при относительно широком просвете между колоннами - на высокий пьедестал (в этом случае базой называется деталь, переходная от пьедестала - к телу колонны)…

В классической ордерной архитектуре… пропорции и сложность рисунка базы жёстко увязываются с пропорциями … ордеров (цитируется только та часть источника, которая касается античной архитектуры - прим. А. К.):

  • В античном греческом дорическом ордере база не используется, однакопростые базы сочетались с дорическими колоннами уже в древнеримской архитектуре: так называемая аттическая база (согласно А. Д. Михельсону - автору работы "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней" - "база Ионического ордена, у которой между двумя валами помещена лунка с кольцами или палочками" - прим. А. К.)… для дорических колонн , имеет в высоту половину диаметра колонны и разделена на три равные части - плинт (цоколь) и сложный циркульный переход от цоколя к колонне с двумя валами.
  • В ионическом ордере база (с пьедесталом или без него) сложнее, чем у предыдущих ордеров, и может включать два или три циркульных валика и циркульные переходы от плинта - к базе и от базы - к телу колонны.
  • В коринфском ордере, аналогично ионическому, могут использоваться пьедесталы и сложные базы с тремя валиками, но общая высота пьедестала - ниже, чем в ионическом ордере. Аттическая база имеет здесь более приплюснутые пропорции, чем в дорическом ордере".

Что же касается капители, являющейся еще одной частью данного архитектурного элемента, то о ней мы уже говорили. Нам осталось разобраться, что собой представляет абака. Любители кроссвордов знают про абаку как про древнейший счетный прибор. Но абака, о который пойдет речь далее, никакого отношения к счетному прибору не имеет. Надо сказать, что у этого термина несколько значений. Нас же интересует деталь колонны. Об этой детали источник сообщает, что "абака - название мраморных плит, употреблявшихся у древних греков и римлян для облицовки стен внутренних помещений. Как элемент классического архитектурного ордера появился в Древней Греции.

  • в классической архитектуре - плоская квадратная пластина надкапителью колонны. В римском дорическом ордере абака украшена архитектурным обломом".

Здесь мы еще раз обратимся к источнику, чтобы понять, о каком обломе идет речь. Согласно "Википедии", обломы - это "архитектурные элементы, различные по своему поперечному сечению - профилю, расположенные по горизонтали (на колоннах, но есть и другие варианты расположения обломов, не имеющие отношения к "нашему" архитектурному элементу - прим. А. К.)… Обломы, широко распространенные в ордерной архитектуре, служат для усиления архитектурного декора, образно-художественной выразительности тектонической основы здания.

Обломы впервые получили применение в Древней Греции, откуда были заимствованы зодчеством Древнего Рима, затем Возрождения и европейской архитектурой последующих эпох…

  • плита, составляющая верхнюю часть капители колонны ,полуколонны… и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырехугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах… форму четырехугольника с усеченными углами и вогнутыми вовнутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка".

Мы не станем вдаваться в подробности отличий древнеионического и новоионического ордеров. Если кто-то заинтересуется данными отличиями, сможет узнать об этом из соответствующих источников. А наша цель - вооружиться знаниями (подчас, не без помощи "Википедии" и других энциклопедий и словарей) и в дальнейшем проанализировать информацию, "примеряя" ее к различным видам загородных домов, и давать комментарии. Собственно говоря, для тех, кто неоднократно участвовал в наших беседах, принцип освещения той или иной темы понятен и без этого лирического отступления.

Мы надеемся, что после сегодняшней встречи обладатели античного интерьера смогут блеснуть своими знаниями перед гостями и рассказать им о колоннах все, что было сказано в этой беседе. Но разговор о них на этом не заканчивается.

В следующий раз мы будем говорить о том, и какие элементы позволят придать помещениям дух античности.

Алексей Каверау

В статье использованы фотографии сайтов: nextonmarket, be.sci-lib, school.ort.spb (2 фото), etc.usf, salon, dic.academic, arecom

Колонны представляют собой опоры, поддерживающие антаблемент. Они завершаются капителями (от латинского capitellum — головка). Верхняя часть капители – плита абак или абака (от греческого слова стол, доска) – непосредственно воспринимает тяжесть антаблемента. В ионическом и коринфском ордерах колонны имели базы. Основная средняя часть колонны – ствол (или фуст) – слегка сужается кверху, образуя незначительную выпуклую кривизну, называемую энтазис.

Стволы колонн обработаны вертикальными (криволинейными в плане) углублениями – каннелюрами.

Антаблемент во всех ордерах имеет три структурные части: нижнюю – архитрав, среднюю – фриз и верхнюю – карниз.

Архитрав – основная несущая часть антаблемента – состоит из каменных блоков, перекрывающих пролет между колоннами.

Фриз – стенка, на которую в каменной конструкции опираются балки и плиты перекрытия.

В карнизе главным структурным элементом является карнизная плита (гейзон), которая выносится вперед и служит в то же время переходом к крыше здания. Карнизная плита завершается каменным желобом (сима), который собирает стекающую с кровли воду и сбрасывает ее через специальные отверстия на землю.

Расстояния между колоннами (интерколумнии ), а также между колоннами и стеной здания зависели от каменных конструкций перекрытия и не могли быть большими.

Различия между ордерами имеются как в их структуре, так и пропорциях, формах и декоративных элементах. Все это в целом создает особых художественных характер каждого ордера.

Выбор редакции
Раскладка первого ряда кладки Строительство кирпичного дома предполагает кладку по разным схемам, исходя из разных размеров изделий и...

Верхняя плита капители колонны, пилястры Альтернативные описания Доска для арифметических вычислений в Древней Греции, Риме, затем в...

Еще в прошлом веке многие писатели-фантасты в своих романах представляли концепцию полностью автоматизированного жилого дома. «Умные»...

Купить качественный смеситель сейчас не так просто. Большинство из них не выдерживает испытания временем и начинает подтекать, а то и...
У бабушки моего сына скоро будет день рождения. Так как я его увлёк микроконтроллерами, то пришла идея подарить какой-то прибор,...
В которой генератор переменного тока создает синусоидальное напряжение. Разберем последовательно, что произойдет в цепи, когда мы замкнем...
Типовой конденсатор со схемным обозначением «С» относится к категории наиболее распространённых радиокомпонентов, работающих в цепях как...
Для изготовления различных элементов конструкции бани пригодится не только умение правильно отесать бревно , уметь его перерубить или...
Наверное, каждый из нас встречался с такой проблемой, как течь крана. Особенно с раздражающим звуком капающей воды. В этой статье мы...