Какие бывают стихотворные размеры? Двусложные и четырехсложные размеры в силлабо-тонике Что такое двусложные размеры.


Учебник для 6 класса

Литература

Двусложные размеры стиха

Стихи отличаются от прозы прежде всего тем, что они звучат ритмично. Это значит, что каждая новая строка звучит похоже на предыдущую. Но что же сходного в строках с разными словами, разными предложениями? Рассмотрим строки стихотворения «Зимнее утро»:

    Мороз и солнце; день чудесный!
    Еще ты дремлешь, друг прелестный...

Чем похожи эти строки? Тем, что в них одинаково расположены ударные и безударные слоги. В каждой строке одинаково повторяются группы из двух слогов: первый безударный, второй ударный. Такие стихи называются двусложными .

Двусложный размер стиха, в котором ударение падает на второй слог и другие чётные слоги, называется ямбом . Стихотворение «Зимнее утро» написано ямбом.

Теперь возьмём другие строки:

Здесь тоже повторяются группы из двух слогов, только в этих группах первый слог ударный, а второй безударный.

Двусложный размер стиха, в котором ударение падает на первый слог и другие нечётные слоги, называется хореем .

Итак, двусложных размеров всего два: ямб и хорей. Ямбом и хореем написано множество стихов русских поэтов, это самые распространённые размеры в русской поэзии.

Вопросы и задания

  1. Каким размером написано стихотворение «И. И. Пущину»?

Стихотворный размер – важнейшая часть литературного анализа стихотворения, не менее важная, чем рифма. Умение анализировать стихи пригодится не только школьникам на уроке литературы и филологам, но и всем, кто хочет лучше понимать искусство, а может быть, и самим принимать участие в его создании.

Вконтакте

Одноклассники

Что такое стихотворный размер?

Для того чтобы перейти к понятию стихотворного размера, сначала необходимо понять, что такое «стих». Многие путаются в этом, но стих – это ещё не стихотворение и не поэма, стих – это лишь одна строчка произведения , которую, в свою очередь, можно разделить на стопы. Стопа – это чередование ударных и безударных слогов, именно это понятие является ключевым в определении стихотворного размера. Она может состоять из двух или трёх слогов для разных его видов.

Соответственно, стихотворный размер – это чередование стоп . Разные авторы предпочитают различные его виды, существуют, в том числе, стихи, которые не подходят ни под один из них. Размер стихотворения – это, в том числе, особое средство выразительности, делающее произведение лиричным и певучим, или, напротив, резким и надрывным. Основных стихотворных размеров в русском стихосложении пять, два из них состоят из двух стоп – их называют двусложными:

  • Хорей.

Это виды, которые отличаются лиричностью и певучестью, они наиболее популярны в литературе, особенно прошлых веков. С определением ямба и хорея реже всего возникают проблемы, так как они наиболее легки для восприятия, даже детские стихи чаще всего пишутся именно с их помощью.

Ещё три вида – трёхсложные размеры, соответственно, в них три стопы. К ним относят:

  • Дактиль.
  • Анапест.
  • Амфибрахий.

Эти виды несколько сложнее, однако отмечают и их большую выразительность, богатство оттенков, которые они могут передать. Поэты, использовавшие их, отмечали, что видят в этих размерах живость, сходную со звучанием человеческой речи.

Ямб

С ямбом знакомы все, кто хоть раз слышал стихотворные произведения «солнца русской поэзии», ведь ямб – любимый стихотворный размер Пушкина . Им написано большинство его сказок, он использует его в лирических стихотворениях, таких, как всем известное «Зимнее утро». Рассмотрим строки из этого произведения.

«Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный…»

Достаточно расставить ударения, чтобы убедиться, что они падают на каждый второй слог . Именно в случае, когда ударение падает на чётные слоги, текст перед читателем написан ямбом.

Однако есть ещё одна характеристика, на которую следует обращать внимание. Безударный и ударный слог составляют в этом случае одну стопу. Следовательно, в этом стихотворении четыре стопы – оно написано четырехстопным ямбом. Рифма здесь женская – то есть после ударного слога следует ещё один безударный.

Хорей

Хорей – ещё один двусложный размер . В переводе с греческого его название означает «плясовой». В отличие от певучего ямба, который чаще всего связывают с нежностью и лиричностью, хорей – менее спокойный размер. Ударение в нём падает на нечётные слоги, например:

«Мчатся тучи, вьются тучи

Невидимкою луна

Освещает снег летучий…»

Это строки из стихотворения А. С. Пушкина «Бесы». Для творчества поэта характерно при описании бурь использовать именно хорей . Нетрудно догадаться, почему выбран именно он – хорей гораздо лучше изящного ямба передаёт чувство тревоги, навеянное зимней ночью, когда кажется, что во тьме скрывается что-то враждебное и чуждое. Особенно ярко такое настроение выражено в стихотворении, строки которого представлены выше.

Дактиль

В переводе с греческого наименование этого вида переводится как «палец». Можно предположить, это связано с тем, что дактиль словно указует на нечто важное , делает акцент на первом слоге из трёх, ведь именно он в этом размере является ударным.

«Тучки небесные, вечные странники…»

М. Лермонтов , в отличие от А. Пушкина, отдавал предпочтение трёхсложным размерам, среди которых и дактиль. Этот размер широко употреблялся как в восемнадцатом веке, так и в двадцатом, и до сих пор не сдаёт своих позиций, так как обладает большой выразительностью. В приведённых выше строках присутствует и так называемая дактилическая рифма, когда после ударной гласной следуют два слога.

Анапест

Анапест в переводе «отражённый назад». Своё название он получил, так как обратен дактилю . Так как это трёхсложный размер, то стопа включает три слога, из которых ударным будет последний. Этот вид встречается довольно редко, в качестве примера можно привести следующие строки:

«О, весна, без конца и без краю –

Без конца и без краю мечта!»

Их автором является А. Блок. Можно заметить, что анапест действительно больше похож на человеческую речь, чем двусложные размеры. Чаще всего используются трёхстопный и четырёхстопный анапест, в этом случае автором выбран трёхстопный .

Амфибрахий

С греческого амфибрахий переводится как «краткий с обеих сторон» . Обусловлено такое название тем, что из трёх слогов ударным здесь будет второй, окружённый двумя безударными.

«Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода с дозором

Обходит владенья свои…»

Строки из известного стихотворения «Мороз-воевода» Н. Некрасова служат хорошей иллюстрацией использования амфибрахия . Н. Некрасов очень любил трёхсложные размеры, поясняя свою любовь тем, что они очень выразительны, близки к речи. В этом стихотворении можно наблюдать мужскую рифму – так называется рифма, при которой последний слог является ударным.

Заключение

Определять размер стиха в произведении несложно, главное, не запутаться в названиях. Необходимо помнить и о том, что его основных видов существует пять, однако литература очень разнообразна, и порой невозможно отнести произведение к «чистому» виду. Знания о стихотворных размерах помогут полнее воспринимать литературные произведения и, возможно, лично участвовать в их создании.

Методическая разработка: конспект урока литературы для 6 класса.

Данная разработка может быть использована учителем литературы, работающим в 6 классе. Этот разработка помогает познакомить учащихся с понятием «стихотворный размер» и обучить самостоятельному определению стихотворных размеров. Включает материал для самостоятельной работы.

Тема урока: «Двусложные и трехсложные размеры стиха»

Цель урока: формировать понятие стихотворных размеров
Задачи:
формировать знания о стихотворных размерах,
отработать навык определения размера стиха
развитие умения слышать ритм стихотворения
воспитание любви к поэзии

Ход урока:

Высокой страсти не имея
Для звуков жизни не щадить,
Не мог он ямба от хорея,
Как мы ни бились, отличить.
А.С. Пушкин
Организационный момент:
- проверка готовности к уроку
- объявление темы урока
- формирование цели урока

Вступительное слово учителя
Стихотворная речь – это речь, расчлененная на относительно короткие отрывки, соотносимые и соразмеряемые между собой. Каждый из таких отрезков называется «стихом» и на письме выделяется в отдельную строку:

Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Минимальной структурной единицей стиха является стопа.
Стопа – это повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов.
Стопа бывает двусложная, когда постоянно повторяются два слога - ударный и безударный, или наоборот; и трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога.
Условные обозначения: ударный слог _/
безударный слог _

Рассмотрим основные размеры стихосложения.
Двусложные размеры стиха:
1) ХОРЕЙ
ВЕтер, вЕтер, ты могУч
ТЫ гонЯешь стАи тУч
_/_ _/_ _/ _ _/
_/_ _/_ _/ _ _/
ХОРЕЙ - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios, букв. бегущий), стихотворный метр с сильными (ударными) местами на нечетных слогах стиха.

2) ЯМБ
МорОз и сОлнце, дЕнь чудЕсный!
ЕщЁ ты дрЕмлешь, дрУг прелЕстный:
_ _/_ _/_ _/ _ _/ _
_ _/_ _/_ _/ _ _/ _
ЯМБ - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха ("Мой дЯдя сАмых чЕстных прАвил...". Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры 4-стопный (лирика, эпос), 6-стопный (поэмы и драмы 18 в.), 5-стопный (лирика и драмы 19-20 вв.), вольный разностопный (басня 18-19 вв., комедия 19 в.).

Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их любил Лермонтов и предпочитал Некрасов).
1. ДАКТИЛЬ
ТУчки небЕсные, вЕчные стрАнники!
СтЕпью лазУрною, цЕпью жемчУжною
МчИтесь вы, бУдто как Я же, изгнАнники:

_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _
_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _
_/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_ _
Первый кирпичик в основании нашей пирамиды (Д - дактиль)
ДАКТИЛЬ - (греч. daktylos, букв. палец), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 1-м слоге стопы ("ВЫрыта зАступом Яма глубОкая", И.С.Никитин). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического дактиля. Дактиль 2-стопный (в 18 в.), 4- и 3-стопный (в 19-20 вв.).
Чтобы легче запомнить ритм дактиля, предлагаем подставлять в ритмическую строку любое трёхсложное слово с ударением на втором слоге, например, зОлото.
2) АМФИБРАХИЙ
Следующий кирпичик в нашей пирамиде - это амфибрахий (Ам):
На сЕвере дИком стоИт одинОко
На гОлой вершИне соснА
И дрЕмлет, качАясь, и снЕгом сыпУчим
ОдЕта, как рИзой, онА.

_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/_
_ _/_ _ _/_ _ _/_ _ _/
АМФИБРАХИЙ - (греч. amphibrachys, букв. с обеих сторон краткий), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами с сильным местом на 2-м слоге ("Не вЕтер бушУет над бОром"). Наиболее употребительные размеры русского силлабо-тонического амфибрахия 4-стопный (с нач. 19 в.) и 3-стопный (с сер. 19 в.).
Чтобы узнать этот размер, составляем ритм стихотворной строчки из трёхсложного слова с ударением на среднем слоге. Пусть это тоже будет металл, но уже не драгоценный - желЕзо.
3. АНАПЕСТ
И, наконец, последняя стена, последний кирпичик. Это Анапест (Ан).
Есть в напЕвах твоИх сокровЕнных
РоковАя о гИбели вЕсть.
Есть проклЯтье завЕтов свящЕнных,
ПоругАние счАстия Есть.

_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/ _
_ _ _/ _ _ _/ _ _ _/
АНАПЕСТ - (от греч. anapaistos обратный дактилю, букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3-сложными стопами (см. стопа), с сильным местом на 3-м слоге; на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение ("ТАм, в ночнОй завывАющей стУже", А.А.Блок). Наиболее часто употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста 4- и 3-стопный (с сер. 19 в.).
Этот размер нам поможет запомнить слово серебрО.

Закрепление изученного материала.
Попробуйте самостоятельно определить размер стиха.
Работа в группах по 2 человека. Обучающимся раздаются карточки с напечатанным текстом, по два примера на каждой карточке.
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
(Хорей)

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несёшься по ясной лазури,
(Амфибрахий)

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу...
(Дактиль)

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя
(Ямб)

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
(Амфибрахий)
Ты, солнце святое, гори!
Как эта лампада бледнеет
(Амфибрахий)
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!
(Ямб)
По синим волнам океана,
Лишь звёзды блеснут в небесах,
(Амфибрахий)

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весной…
(Ямб)
Зреет рожь над жаркой нивой,
И от нивы и до нивы…
(хорей)
Подведение итогов самостоятельной работы.
Домашнее задание: подобрать примеры стихотворений для каждого из размеров.
Итоги урока:
- с какими ключевыми понятиями познакомились по теме урока?
В этой анкете подчеркните для каждого пункта то утверждение, которое соответствует вашему состоянию.
1. На уроке я работал: активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я: доволен / не доволен
3. Урок для меня показался: коротким / длинным
4. За урок я: не устал / устал
5. Мое настроение: стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был: понятен / не понятен / полезен / бесполезен / интересен / скучен
7. Домашнее задание мне кажется: легким / трудным / интересным / неинтересным

Инструкция

В первую очередь, чтобы определить размер, нужно прочитать стихотворение ритмично, делая силовое , не обращая внимания на смысл слов, как будто выбивая барабанную дробь.

Теперь посчитайте, сколько неударных слогов находится между ударными. В нашем примере на один ударный слог приходится один безударный, значит это двусложный размер – ямб или хорей. Запомните: в хорее ударение на первый из двух слогов, в ямбе – на второй. Значит, взятый нами пример из «Евгения Онегина» - это ямб.

Пример хорея:
мОй весЁлый звОнкий мЯч

тЫ кудА помчАлся вскАчь

Немного потренировавшись, вы научитесь определять размер стиха в уме, не отмечая ударные и безударные слоги на бумаге.

Точно так же различают трехсложные стихотворные размеры. Разница только в том, что в одном стопе в этом случае будет один ударный и два безударных слога. Если ударении падает на самый первый слог – этот размер называется дактиль, если на второй – амфибрахий, на третий – анапест.
Пример дактиля:

тУчки небЕсные, вЕчные стрАнники
Пример амфибрахия:

конЯ на скакУ останОвит,

в горЯщую Избу войдЁт
Пример анапеста:

Я люблЮ тебя жИзнь,

что самО по себЕ и не нОво

Чтобы определить количество стоп (стопа – это группа слогов, на один из которых падает ударение), то есть выяснить, трехстопный это хорей или, например, пятистопный ямб, нужно сосчитать количество ударных слогов. В примере из «Евгения Онегина» мы видим, что это четырехстопный ямб. Стихотворение С.Маршака о мяче – четырехстопный хорей.

Помните, что ударные слоги при ритмичном чтении могут не соответствовать обычному ударению в словах! Например, в слове «зАнемОг» из нашего первого примера фактическое ударение одно (на «О»), но при ритмичном чтении мы слышим и второе, на «А».

Стихотворные размеры. Двусложные размеры. (6-7 класс)

    Изучение стихотворных размеров (ямб, хорей)

    развитие умения определять стихотворные размеры

    воспитание внимательного слушателя

Тип урока: изучение нового материала

Методы: объяснительно-иллюстративный

Формы работы: фронтальные, самостоятельные

Ход урока

    Орг. момент.

    Вступительное слово.

Стихи звучат по-особому. В этом вы уже неоднократно убеждались. Уже знаете, что особое звучание речи придают ритм и рифма.

Ритм - повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (чередование ударных и безударных слогов).

Рифма – Созвучие концов стихотворных строк (Толковый словарь С И Ожегов)

    Изучение нового материала.

Также многие стихотворения делятся на строфы, существуют различные типы строф

Сейчас мы научимся определять, чем же, помимо ритма и рифмы отличается одно стихотворение от другого. Это отличие определяется в метре.

Метр – поэтический размер. Таких размеров всего 5.

Стихосложение

Двусложные размеры Трёхсложные размеры

Ямб Хорей Амфибрахий анапест дактиль

Сегодня на уроке мы будем работать с двусложными размерами.

Для того чтобы научиться определять поэтический размер вам необходимо прежде всего усвоить несколько простых терминов.

Стих – это одна стихотворная строчка.

Стопа – группа слогов, состоящая из одного ударного и одного или нескольких безударных, повторение которых определяет размер стиха. . Стопы могут быть двусложные и трёхсложные. Двусложные – это когда в стопе один ударный и один безударный слог. (__/; /__)

Трёхсложные -в них один слог ударный, 2 безударных (__/ __)

А сейчас подробнее остановимся на двусложном размере стиха.

Запишем два стиха из стихотворения А. С. Пушкина и попробуем определить тип стопы и размер стихотворения.

Бу/ря мгло/ю не/бо кро/ет

Вих/ри снеж/ные /кру/тя

Перед нами двусложный размер с ударением на первом слоге в стопе.

Другой пример:

Зи/ма. /Кресть/я/нин/, тор/жест/ву/я,

На/ дров/нях/ об/нов/ля/ет путь.

Ямб – двусложный размер с ударением на 2-м слоге.

Задание по рядам:

1-й ряд определяет: Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман (ямб)

Мчатся тучи, вьются тучи (хорей)

2-й ряд: Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром (ямб)

Трещит затопленная печь,

Приятно думать у лежанки (ямб)

3-й ряд: Мороз и солнце! День чудесный… (ямб)

Тучки небесные, вечные странники (хорей)

Итог урока: продолжите предложения:

    Ямбом называется….

    Хореем называется…

Выбор редакции
В последнее время авторы все чаще выступают против использования диода в цепи питания ламп накаливания. Аргументы разные − от экономии...

На основе мощных переключательных полевых транзисторов можно построить линейные стабилизаторы напряжения. Подобное устройство было ранее...

Если вдруг нужно синхронизировать телефон с компьютером то нужен кабель, но какой кабель нужен в таком случае? Если есть выход с телефона...

Обновление NEXT привнесло в No Man’s Sky довольно много значительных изменений, в том числе и большое количество новых элементов,...
Ферриты – это ферримагнитная керамика, сочетающая в себе высокие магнитные свойства и высокое удельное электрическое сопротивление и,...
Не все любят возиться с комнатными растениями. Не у всех есть к этому талант, и цветы гибнут, не успев обжиться. Однако без зелени...
Огурцы – одни из самых популярных овощей, которые употребляются в пищу на протяжении всего года, поэтому их , так и в открытом грунте...
У каждого хозяина частного дома есть приусадебный участок, который подходит для выращивания овощных культур. Некоторые из них не любят...
Дерево - это один из самых распространённых строительных материалов. Из него возводят дома, строят , используют для изготовления . Тем...