Виды, значение и способы изготовления китайского веера. Веер на стену: украшение по фэн-шуй (21 фото) Называется веер


В разные периоды времени люди в большей или меньшей степени использовали веера. Это приспособление появилось еще в древности. Об этом свидетельствуют памятники изобразительного искусства, а также упоминания в текстах, дошедших до наших дней.

Все веера можно разделить на два вида – не складные и складные. Несомненно, первые в истории веера не складывались. Они представляли собой лист или круг, прикрепленный к ручке. Историки предполагают, что первые опахала появились приблизительно около 9 тысяч лет назад. Однако самые ранние археологические находки относятся к периоду 770 – 256 гг. до н. э. Найденные бронзовые изделия этого времени имели на себе изображения вееров с длинными ручками. Кроме этого, при раскопках в Цзянлине (провинция Хубэй) были обнаружены некоторые части вееров, которые были сделаны из перьев, прикрепленных к деревянной ручке. В те времена наличие веера говорило о достатке и высоком статусе его владельца.

С течением времени форма вееров совершенствовалась. В период Сражающихся царств (V – ІІІ века до н.э.) в обиход входят опахала полукруглой формы, изготовленные из тонких бамбуковых пластинок. Примечательно, что веерами пользовались все слои населения - и императоры, и рабы. Последним опахала помогали перенести жару во время работы. Императоры же любили под ними отдыхать.

Позже для изготовления вееров начали использовать различные материалы. К примеру, для изготовления ручки веера использовали слоновую кость, рога зверей, бамбук и сандал, а украшали его золотом и нефритом.

В Древнем Риме и в Древней Греции опахала делали из широких листьев или перьев (как правило, павлиньих). Их прикрепляли к деревянной или костяной ручке. Названия такого приспособления в разные времена и на разных территориях отличались. К примеру, древние римляне называли веер - флабеллум, а византийцы – рипида. Последним веер достался от язычников. Византийцы применяли рипиды во время церковных богослужений. Именно от Византии Европа унаследовала веера. Изначально, они представляли собой каркас прямоугольной формы, обтянутый тканью. Первые упоминания о европейских веерах встречаются в описях, датирующихся XIV веком. Несколько позже эти опахала появляются на портретах.

В конце XVI века в Европе (сначала в Великобритании, а потом и в других странах) появились первые ост-индийские компании, которые получили право торговли с восточной Индией. Именно в это время корабли впервые начали доставлять в Европу диковинные вещи с Востока. Наряду с другими предметами, большую популярность получил и складной веер, особенно в Венеции, где этот предмет сопровождал большинство женщин во время карнавала. Веер того времени имел форму полукруга и наибольшую популярность приобрел в XVII веке.

Что касается России, то здесь история возникновения веера начинается приблизительно в XVI веке и представлял он собой опахало, сделанное из перьев, прикрепленных к деревянной или костяной ручке. Иногда их украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. Складной веер известен на Руси с XVII века, однако поначалу им пользовались исключительно члены царской семьи и их окружение.

Ситуация поменялась в начале XVIII века, когда Петр I ввел в обиход высших сословий множество западных новинок. Среди них был и веер. Наибольшее распространение этот предмет получил во времена царствования Екатерины II. В этот период он стал практически обязательным атрибутом туалета большинства женщин. Дамы крайне редко выходили в свет без веера. С изменением модных тенденций менялись форма и размер вееров.

Эпоха барокко - искусство церемоний

Французские правила были очень строгими, поэтому расписывать веер дозволялось лишь ограниченным количеством сюжетов, однако в Италии мастера использовали самые различные рисунки, что, зачастую, делало их изделия более привлекательными для потребителя.

Сюжеты, как правило, брались из античной мифологии , из повседневной жизни королевского двора; часто использовался популярный во все времена растительный или цветочный орнамент .

Материалы, которые использовались для изготовления вееров, были различны - шёлк , кожа , пергамент , плотная бумага . Некоторое время были в моде веера с зеркальцами посередине (такие веера не складывались). Пластинки для веера нередко делались из перламутра и украшались росписью или гравировкой .

Рококо - флирт и лёгкость бытия

Однако умение правильно пользоваться веером было по-прежнему присуще только аристократкам. И то в разной степени: недаром знаменитая писательница рубежа XVIII-XIX веков Жермена де Сталь утверждала, что по манере держать веер можно отличить «…княгиню от графини, а маркизу от буржуазки» . А парвеню вообще не владели этим искусством в должной мере.

Изменились и сюжеты - теперь большинство вееров были расписаны пасторальными сценками (часто фривольного содержания), а также сценками из жизни итальянских актёров (в духе картин Антуана Ватто).

Расписывать веера было почётно - этим занимался даже такой обласканный властями художник, как Франсуа Буше .

С возникновением моды на китайский фарфор и стиль «шинуазри » (букв. «китайщина») веера стали расписывать сценами из жизни китайских владык и их придворных. Огромной популярностью пользовались очень дорогие импортные веера из Китая .

Искусство флирта при помощи веера достигло такой степени, что придворные дамы могли объясняться с кавалерами при помощи…одного только веера.

Так, если дама касалась открытым веером губ и сердца, она говорила: «Ты мой идеал». Если же прикладывала веер правой рукой к левой щеке, то, увы, она давала понять, что ухаживания бесполезны. В конечном итоге, возник настоящий язык веера , который наряду с языком мушек позволял женщине вести любовную интригу, не прибегая к словам и письмам, могущим её изобличить.

Век XIX - страусовый «бум»

В моду входят неудобные веера из павлиньих перьев.

C повышением интереса к китайскому учению фэн-шуй , веер начали использовать и как якобы средство коррекции энергетики помещений. Считается, что правильно расположенные веера могут позитивно повлиять на жизненный тонус живущих в доме.

Веер в боевых искусствах

Японские военные веера

Веер - красивый, практичный инструмент, который не похож на оружие. Однако столетиями боевой веер является ценным видом оружия в боевых искусствах Японии, Кореи и Китая. Боевой веер, в целом, использовался двумя путями, как сигнальное приспособление (гумбай (яп. 軍配 ) ) и непосредственно в качестве оружия (тэссэн (яп. 鉄扇 ) ), которым можно как наносить удары, так и отражать дротики и даже стрелы. Также в качестве оружия его использовали куноити . Такие веера, как правило, изготавливались из прочных материалов, таких как дерево и железо, и были намного тяжелее светских аналогов.

Виды и конструкции вееров

В целом веера можно разделить на два вида: складные и нет. В японском языке даже существуют термины оги (складной веер) и утива (цельный веер). Каждый из этих видов можно также разделить на подвиды в зависимости от конструкции. Впрочем, если речь идёт о боевом веере , то имеет место иная классификация, по применению веера.

Складные веера

Складной веер, также называемый плие фр. plié , состоит из нескольких палочек, называемых пластины (крайние, утолщённые пластины называют гарды ), скреплённых в головке веера специальной заклёпкой - штивом . Гарды и пластины составляют остов веера, то есть его жёсткую часть. Часть веера, на которую наносится рисунок, называется экраном веера. В зависимости от того, как сделан экран веер, различают веера с мягким экраном, то есть с экраном, изготовленным из бумаги или материи, и веера с жёстким экраном, то есть такие веера, где широкие пластины сами и представляют собой экран. Такие веера называют бризе (фр. brisé ) .

Жёсткие (круглые) веера

Жёсткие или круглые веера, как правило, называют утива , от японского слова, обозначающего такой тип веера. Веер утива , как правило, состоит из твёрдой ручки и множества (40-80) бамбуковых прутьев, покрытых с обеих сторон бумагой, составляющей экран веера, форма которого может, впрочем, и отличаться от круга. Такие веера можно разделить на те, что имеют раму из утолщённых прутьев по периметру экрана, и те, что не имеют таковой.

Огненные веера

Конструкция, называемая веерами, также используется в фаер-шоу . Огненные веера, как правило, используются парами и представляют собой металлические конструкции из спиц, присоединённых к округлой рукоятке в форме веера, с 5-7 фитилями, изготовленными из кевлара и расположенными на концах спиц. Выступление с огненными веерами представляет собой сочетание танца с исполнением околоцирковых трюков, заключающихся во вращении вееров и также


Всего 63 фото

Может показаться странным, что о веере как об искусстве, пишет представитель мужской части населения. Наверное, это бы и было необычным, если бы я рассматривал здесь веер просто как женский аксессуар. Однако, нет - выставка «Веер как искусство» сильно заинтересовала меня, поскольку сам по себе веер является не только «технической составляющей» и частью шарма женщины, но и сейчас, уже практически вполне, стал великим символом ее очарования, глубины женской красоты, основой выражения ее чувств и страстей, что не передать обычным человеческим языком. Женщина, что держит в руках веер или просто смотрит на него, плавно в своих ощущениях погружается в глубины коллективного бессознательного женских тайн, страстей, искушений и трепетных желаний. Вот почему мне было крайне интересно побывать на этой выставке, и уловить этот нежный аромат женской души, что так волнительно пронзает Время...

Выставка проходила в дворцовом павильоне заповедника Коломенское. Это небольшое изящное строение кажется совсем небольшим, однако войдя внутрь это ощущение мгновенно исчезает...
02.

Выставка оформлена как место, где как будто проводятся пышные светские приемы и оно, несмотря на всю свою камерность, вызывает ощущение бального зала. Цвет бордо доминирует в интерьере и вызывает трепещущие чувства волнительного искушения и жгучих тайн…
03.

Когда то веер использовался просто как предмет для «навевания прохлады», но с течением времени он приобрел и другие символические функции - был атрибутом власти и оружием на Востоке, на Западе его преподносили в качестве дорогого дипломатического подарка, в качестве приданого невесты… Веер всегда отражал стиль, моду, уклад жизни и философию своего времени и стал настоящим «зеркалом истории».

В каждой стране оформление веера несло и проявляло в себе национальные черты. Веер всегда имел свое название (имя, сюжет) и занимал особое место как атрибут истинно светской жизни. Он становится непременным дополнением к парадному и бальному дамскому туалету и всегда выполнялся на высоком художественном уровне с использованием чеканки резьбы, эмалирования. Основа веера - станок, изготавливалась из ценных материалов - слоновой кости, перламутра, металлов и отделывалась ценными и поделочными камнями. Экраны вееров делали из бумаги, шелка, кружев, газа, атласа и украшали бисером, блестками и художественными росписями. Невероятный шик веерам придавали использовавшиеся для их изготовления страусиные перья.


Большинство из выставленных в экспозиции вееров периода XVIII-XX вв. относятся к двум основным типам: веер-плие - веер с плиссированным экраном и жестким остовом и веер-бризе - складной веер, состоящий только из твердых пластин. Также мы увидим и более редкие веера-кокарды и веера-экраны. Родина вееров - Франция, Англия, Италия, Испания, Германия, Россия, Китай и большинство из них изготавливались известными мастерами и художниками именитых веерных мастерских.
05.

И, конечно, нельзя не сказать о «языке веера» - секретном коде кавалеров и дам. Похоже, родился он в Испании, где придворный этикет был настолько строг, что кабальеро кроме редких мгновений не мог говорить с возлюбленной о своих чувствах, кроме как жестами и тайными знаками. Веер как нельзя лучше подошел для этой роли - вот так и начал складываться целый мир чувственного общения и изысканного флирта полного намеков и тайн…


А ведь знаете, за каждым таким экспонатом стоят призраки женских судеб, дерзких мечтаний, глубоких разочарований, очарований, трепета, волнительных вибраций любви и жгучего искушения. Веер по своей сути является сильнейшим артефактом, несущим чувства и ощущения своей бывшей хозяйки. Этим то он и заинтересовал меня. Что же я почувствую и узнаю сегодня, очень любопытно!?... Однако, не буду особо останавливаться на каждом экспонате и пытаться рассказывать, что же я ощущаю насчет него - будет лучше, если вы легко расслабитесь, отпустите сознание блуждать и, просто пройдете вместе со мной по этой изящной и восхитительной камерной выставке, ведущей к Мечте…

Веер "Танцующая пара". Россия или Франция, 1890-е. Цевка, шелковая ткань, кружево; роспись акварелью и гуашью. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
07.

Веер-бризе. Западная Европа. Первая четверть XX века. Целлулоид; роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
08.


09.

Парные веера-экраны «Мужчина в готическом соборе» и Женщина в готическом соборе». Англия. Первая половина XIX века. Дерево; роспись, лак, токарная работа. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
10.

Веер cockade (веер-кокарда). Западная Европа. Вторая половина XIX века. Слоновая кость, дерево, ткань; полировка, резьба, роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
11.

Веер-бризе «Два таксы и кот». Германия. Около 1915 года. Целлулоид; роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
12.

Веер-экран. Италия. Последняя четверть XVIII века. Слоновая кость, картон, канва, муар, шнур из металлических нитей; токарная работа, рельефная резьба, вышивка гладью, аппликация. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
13.

Веер-кокарда «BONBONS». Франция. Начало XX века. Картон, бумага, чинц: тиснение, роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.

Детский веер. Франция. 1920-е годы. Целлулоид, перья птиц; Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.


Веер «Пасторальная сцена». Франция 1880-е годы. Художник Пилон Делаво (Pilon Delavolt). Перламутр, бумага, куриная кожа, стразы; резьба, роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
15.

Веер «Кружевные цветы». Россия. 1900-е годы. Перламутр, газ, механическое кружево, блестки: полировка, роспись гуашью, вышивка блестками. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
16.

Веер-плие «Галантная сцена». Санкт-Петербург. Начало 1900-х. Фирма «Александр». Перламутр, фольга, металл, шелковый газ, металлические нити, блестки; резьба, гравировка, золочение, темпера, вышивка. МГОМЗ (Московский Государственный Объединенный Музей-Заповедник Коломенское).
17.

Веер pliant «Перья белого страуса и марабу» с перламутровым остовом. Западная Европа. 1890-е годы. Перламутр, металл, перья белого страуса и марабу; полировка. МГОМЗ.
18.

Веер «Цветущие ветви». Россия. Конец 1880-х. Перламутр, атлас, подкладный шелк; роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
19.

Веер неоампирный с блестками. Франция. 1900-е годы. Неизвестная мастерская. Рог, газ, блестки, фольга; резьба, гравировка, золочение, вышивка блестками. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
20.

Веер-плие «Девушка с кувшином». Франция 1890-е годы. Веерный мастер Жеслен (Geslin). Перламутр, кость, газ, кружево; резьба, роспись, серебрение. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
21.

Веер-плие с экраном вышитым гладью. Австрия. Конец 1880-х. Золотистый перламутр, атлас, подкладочный шелк; вышивка гладью. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
22.

Веер «Семейная сцена». Франция. Конец 1890-х. Перламутр, кружево, шелк; резьба, золочение, роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
23.

Веер с экраном из «русского» кружева. Россия. Конец XIX - начало XX-го веков. Черепаха, кружево; полировка, плетение. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
24.

Веер «Белый шиповник». Франция. 1900-е годы. Перламутр, кость, газ, кружево; роспись, серебрение. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
25.

Веер «Галантное общество в парке». Франция. 1940-е годы. Рог, бумага; гравировка, инкрустация, литография, роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
26.


27.

Веер с экраном из тесненной бумаги. Франция. 1840-1850-е годы. Рог, бумаг; резьба, аппликация, литография, роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
28.

Веер «Пастораль». Франция. 1840-1850-е годы.
29.

Веер-бризе «Артаксеркс, Аман и Эсфирь». Нидерланды. 1720-е годы. Слоновая кость; роспись, лак. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
30.


31.

Веер резной. Китай. Кантон. Конец XVIII века. Слоновая кость; резьба. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
32.

Веер-бризе «Виноград». Россия. 1870-1880-е годы. Слоновая кость; рельефная резьба, полировка. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
33.

Веер-бризе «Фиалки и незабудки». Германия. 1870-е годы. Слоновая кость, шелковая лента; полировка, роспись маслом. МГОМЗ.


Веер «Гирлянда цветов». Австрия. 1860-е годы. Кость, бумага; резьба, роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
35.

Веер-бризе «Амур играющий на флейте». Германия. 1870-е годы. Слоновая кость, шелковая лента; полировка, резьба. МГОМЗ.
36.

Веер «Аллегория сватовства великого князя Павла Петровича к Гессен-Дармштадской принцессе». Франция, Германия. 1760-1770-е годы. Перламутр, бумага; рельефная и ажурная резьба, золочение, серебрение, роспись гуашью и акварелью. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
37.

Веер «Детские сцены». Германия, Франция. 1895 год. Фирма Дювельруа. Художник Г.Шёбель (G.Schbel). Австралийский перламутр, слоновая кость, шелк; резьба, золочение, роспись гуашью и акварелью. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
38.

Веера. Выставка "Веер как Искусство" в Коломенском. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
39.

Веер с экраном вышитым блестками. Франция. 1900-е годы. Кость домашних животных, шелк, тюль, блестки; гравировки, вышивка блестками. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
40.

Веер «Гирлянды цветов и птицы». Франция. 1890-е годы. Кость домашних животных, газ, механическое кружево; полировка, резьба, роспись гуашью. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
41.

Веер «Прогулка». Западная Европа. Конец 1890-х. Кость, шелковое полотно; резьба, бронзировка, вышивка блестками. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
42.

Веер с экраном из механического кружева. Франция или Бельгия. 1890-е годы. Кость, кружево, шелковый газ; резьба, инкрустация, вышивка. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
43.

Веер детский. Россия. 1900-е годы. Кость, газ; инкрустация, вышивка блестками. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
44.

Веер «Розы и незабудки». Вена. 1890-е. Мастерская Грюнбаума. Атлас, кость, роспись, гравировка, резьба. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
45.

Веер-плие «Птичье гнездо на цветущей ветке». Франция. Около 1895 года. Дерево, перламутр, металл, шелковый газ; резьба, тиснение, гуашь. МГОМЗ.
46.

Веер с экраном из красного атласа. Россия. 1880-е годы. Кость домашних животных, атлас; полировка. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
47.

Веер «Игра волынщика». Франция. 1780-е годы. Слоновая кость, бумага; роспись, гравировка. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
52.

Веер-скелет «Трио». Франция. 1780-е годы. Слоновая кость, бумага; роспись, гравировка. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
53.

Веер-плие «Материнство». Париж. 1850-е годы. Художник А.Ciroux. Рош, фольга, перламутр, бумага; резьба, гравировка, раскрашенная литография, акварель, гуашь, сепия. МГОМЗ.
54.

Веер-плие «Встреча Вооза и Руфи». Нидерланды. Около 1750 г. Слоновая кость, перламутр, металл, кожа; резьба, гравировка, инкрустация, золочение, полихромная роспись, белила, темпера. МГОМЗ.
55.

Веер-плие «Суд Париса». Англия. 1780-е годы. Слоновая кость, металл, бумага; резьба, гравировка, золочение, гуашь. МГОМЗ.
56.

Веер-плие «Елизар и Ревекка». Нидерланды. Около 1870 г. Слоновая кость, фольга, бумага; резьба, гравировка, гуашь. МГОМЗ.
57.

Веер-скелет «Сцена в парке». Франция. 1890-е годы. Слоновая кость, бумага; резьба, золочение, серебрение, роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
58.

Веер-плие «Игра в бадминтон». Испания. 1870-е года. Художник Э.Лопес (E. Lopez). Слоновая кость, металл, коленкор; резьба, гравировка, золочение, гуашь, роспись бронзовой краской. МГОМЗ.
59.

Веер «Обожание». Франция. 1890-е годы. Слоновая кость, бумага; резьба, золочение, серебрение, роспись. Музей «Искусство веера», г. Санкт-Петербург.
60.


61.


62.


63.

У меня выставка оставила самые позитивные и легкие впечатления и чувства. Мне повезло - в выставочном пространстве практически никого не было и, я мог полностью насладиться как этими чудными воздушными экспонатами, так и ощущениями, что они навевали. Удивительно, но каждый веер хотел раскрыться и, что-то прошептать о своей истории и судьбе его хозяйки. Одни веера вызывали смутные волны восторга и нежности, другие заставляли бессознательно насторожиться - иногда сквозь волны благоухания форм и оттенков прорывались рваные клочья притворства и тонкой жестокости… В общем, каждый здесь может найти что-то свое, то, что ему ближе, то, что захочет рассказать ему его душа. Именно поэтому мы ходим на выставки и в музеи, чтобы дать возможность узнать о себе то, что совсем не осознаем и, что рвется изнутри нашей обыденности раскрыть свои крылья и взлететь…

Кроме распространенных видов единоборств, подобных кэндо или каратэ, здесь зародились достаточно экзотические. На одном из главенствующих мест стоит искусство владения боевым веером, или тэссэн-дзюцу, которое включает в себя комплексные элементы защиты и нападения при помощи такого специфического оружия.

Почитание веера в Японии

В Японии веер оставался одинаково любимым аксессуаром женщин и мужчин. Воины не могли с ним расстаться даже во время войны, поэтому изящный предмет перетерпел множество трансформаций. Веер из безобидной красочной безделушки превращается в грозное оружие, разящее врага подобно

С течением времени веера обрастают специфическими функциями, зависящими от предназначения. Поэтому возникли боевые, сигнальные и комбинированные конструкции, которыми можно было не только сражаться, но и обмахиваться. А для человека в военном обмундировании наличие веера превратилось не в прихоть, а в необходимость, особенно во время длительных походов под знойным солнцем.

Веер находился в наличии у командующих отрядами, а по рисунку на этом предмете судили о принадлежности подразделения к определенному клану. Веером во время боя подавали сигналы, благодаря которым можно без слов управлять действиями воинов. А для японской аристократии дорогой аксессуар был свидетельством ранга владельца, на нем отображали определенные узоры и цвета.

Разновидности опасного аксессуара

  • Гунсэн - складной веер. Его использовали по предназначению, чтобы обмахиваться в зной. Внутренние спицы изготавливались из бронзы, дерева, латуни или другого металла. Покрытие и внешние спицы делали из железа. Такая конструкция обладала легкостью, но также была чрезвычайно крепкой. Воины предпочитали прятать веер гунсэн в область пояса или груди, но при втором варианте нельзя воспользоваться луком или мечом.
  • Тэссен - складной тип веера, внешние спицы которого изготовлены из пластин железа. На вид он напоминает обычный веер, но в сложенном состоянии используется вместо дубинки. Самураи могли вступить с таким оружием наперевес там, где запрещалось орудовать мечом. В школах фехтования учили вести бой с помощью тэссена. Боевым веером тессеном отводили в сторону летящие дротики и стрелы, метали его в сторону противника или использовали при переправе через реку.
  • Гунбай, гунпай или дансэн утива - твердый раскрытый веер значительных габаритов, изготовленный полностью из железа или дерева с включением металлических компонентов. С таким веером ходили знаменитые военачальники, им пользовались для отражения дротиков и стрел, также сигнализировали о способе ведения боя отрядам.

Преобразование веера в оружие

Деревянные веера были очень хрупкими, часто ломались, поэтому их стали мастерить из металлических спиц. Такие «железные веера» стали называть «тэссэн». Нет задокументированных свидетельств о том, кто первый придумал применить тэссен в качестве оружия.

Японское боевое искусство с применением такого аксессуара получило название «тэссен-дзюцу». Техника ведения боя и владения веером в тэссен-дзюцу напоминает кэндо, то есть тактику ведения боя на мечах. Но специфика использования веера отличается множеством особенных приемов, свойственных только этому виду боевых искусств.

Железный веер в сложенном виде используется для нападения, а в развернутом - в качестве защиты. По старинной легенде, такое оружие создал воин Минамото-но-Ётшинсуне, в бою победивший мифическое чудовище тэнгу, зажав наконечник его копья между пластинами веера.

С тех пор многие школы боевых искусств в обязательном порядке учили бойцов мастерству тэссен-дзюцу. Особенное развитие получило это боевое искусство в знаменитой школе Синкагэ-рю. В некоторых провинциях остались мастера, владеющие веерами, по аналогии с древними японскими боевыми искусствами по типу сумо, айкидо, кю-до, ябусамэ (стрельба сидя верхом на лошади по бегущей собаке из

Популярность тэссен-дзюцу

Тэссен-дзюцу получило распространение среди низших слоев общества, не имеющих права пользоваться мечом. Опытные бойцы достигали такого верха мастерства владением своим оружием, что могли справиться с несколькими противниками, вооруженными самурайскими мечами.

В одной старинной летописи рассказывается о происшествии в жизни мастера единоборств по имени Ганн-рю, который, благодаря искусному владению боевым веером, смог выйти победителем из противостояния с 10 противниками. При этом на нем не осталось ни одной царапины.

История боевого веера

На территории Японии развивались и модифицировались два вида веера. Один из них, знакомый каждому, складывали из пластинок и обтягивали плотной бумагой. Если его разложить, то конструкция принимает форму полукруга. На своей родине получает название "оги" или "сэнсу" (сен). В таком виде становится известным в Европе, где стал именоваться японским веером, хотя на родине считается крестьянским и используется для просеивания риса от шелухи.

Вторая разновидность имеет свою специфику и называется "дансэн" или "утива". Это веер округлой формы с жесткой ручкой. На древних картинках часто можно увидеть такой японский веер, чаще всего он изображается в руках знати. Происхождением обязан модернизации широкой палочки для правильной осанки - саку, которой держали подбородок и грудь во время церемоний. Позже палочка превратилась в веер, стала символизировать статус владельца.

Самурайский веер: описание

Каждый самурай имел личный оги. Веера изготавливали различных модификаций и называли гунсен или тэссен. Для его изготовления применяли тонкие полосы из железа, или же их вставляли только по краям веера. Весила такая конструкция от 200 до 500 грамм.

Веер из металла состоит из 8-10 металлических пластин с заточенными ребрами и краями. Единственной формы изготовления не существовало: маленький, большой, с узкими или широкими пластинами. Его носили по необходимости. Если приглашали на официальный прием, тэссен держали в сложенном виде за поясом, но также припрятывали в рукав или за голенище сапога.

Веера богато украшали, наносили инкрустации, изображали солнце и луну, животных, природу, сказочные существа, немного позднее наносят на них герб семьи или специальный знак отличия. Сверху покрывали водостойким лаком или золочением. Веер превратился в символ статуса обладателя. По тому, как оформлена кисточка, прикрепленная к рукояти, судили о степени знатности.

Методика использования

Пользуются боевым тэссеном как в свернутом, так и в раскрытом виде. В сложенном состоянии используют подобно дубинке, а развернутый веер защищал от меча или Пластинки не удержат стрелу, но любой летящий предмет перенаправят в сторону. Рубящие и режущие удары наносили краями острых лезвий по незащищенным участкам тела противника: шее, лицу, по кистям рук, чтобы выбить оружие из рук или ослабить хватку. Если аксессуар находился в сложенном виде, то били ниже и выше колена, чтобы враг потерял равновесие, а раскрытым перекрывали видимость в ближнем бою.

Самураи высоких рангов часто использовали тэссен для самозащиты от противника ниже рангом, ведь пользоваться мечом можно было против достойного соперника. Существовало ограничение на ношение при себе меча в доме, часто запрещали ношение различного оружия, поэтому тэссен получил широкое распространение как прекрасное средство для защиты.

в близком бою

Боевым веером при бое с близкой дистанции противнику можно было закрыть обзор. Поэтому, кроме тэссена, пользовались еще одним видом оружия, часто брали с собой короткий меч танто (который иногда называют ножом, но это противоречит истине, ведь танто относится к коротким мечам). Для рассеивания внимания врага чередовали закрывание и раскрывание веера, что становилось дополнительной помехой для соперника и рассредоточивало его действия.

Тэссен в деле: истории из глубины веков

Известны забавные случаи из истории боевого веера. Самурай Мацумура Сокон считался великолепным мастером рукопашного боя. До сегуна дошла весть о мастерстве и подвигах самурая. Сегуну захотелось устроить представление перед подданными и лицезреть мастера в бою, поэтому он вызвал его к себе и предложил через 10 дней поучаствовать в военном празднике, где Мацумуре предстоит сразиться на арене с быком. Воин решил пойти на определенную хитрость, ведь он не чувствовал уверенности в исходе поединка с разъяренным животным. Он подкупил охрану, где бык стоял в стойле, и все 10 дней пробирался к животному, чтобы за перегородкой бить его боевым веером по морде. Процедура продолжалась, пока бык не падал обессиленный. Спустя пару от одного вида самурая опускалось на колени, чтобы снова не получать побои.

Наступило празднование. Огромное количество народа собралось на трибунах, съехались желающие посмотреть бой великого мастера даже из соседних провинций. Трибуны ревели в предвкушении зрелища, а быка уже выпустили на арену. Мацамура медленно вышел на засыпанную песком площадку, а в его руках был только самый обыкновенный веер. При виде самурая бык взвыл и рухнул перед ним на колени. Публика получила настоящий восторг от увиденного зрелища, а сегун - удовлетворение от подтверждения мастерство своего подданного.

Самозащита и тэссен

Боевым веером пользовались при настоящих схватках, в особенности когда правила запрещали обнажать самурайские мечи, например в доме повелителя. По правилам, когда приходится посещать дом или комнату старшего по рангу, самурай становится на колени и перед собой кладет веер. Касается татами ладонями и после совершает традиционный поклон.

Одному самураю надлежало явиться перед глаза своего господина, чтобы держать ответ за довольно серьезное прегрешение. Подчиненный догадывался, что его в любой момент могут убить, и всячески обдумывал дальнейшие действия. Подручные господина намеревались тяжеловесными створками раздвижной двери сломать ему шею, когда он на минуту остановится для ритуального поклона. Самурай выжил благодаря своей изворотливости. Чтобы не допустить движения дверей, он подсунул боевой веер в дверной желоб. При движении двери отскочили от него, а сам самурай остался невредимым. Господин остался в восторге от находчивости подчиненного, поэтому милостиво даровал прощение.

Боевые аксессуары остались в прошлом

После появления огнестрельного оружия о боевом веере и мече для участия в вооруженных конфликтах стали забывать. Он превратился исключительно в женский аксессуар. Практически ушло в прошлое искусство боя тэссен-дзюцу, и если в современной Японии еще можно отыскать любителей боя при помощи боевого веера для айкидо, кю-до и др. искусств, то это единицы. Нельзя говорить о массовом увлечении этим видом единоборств. Ведь такие тренировки с применением веера с заточенными металлическими краями чрезвычайно опасны, после них остаются глубокие порезы и шрамы.

Выбор редакции
Строительство частного дома всегда начинается с подготовки и заливки фундамента. Обустройство основания дома – один из самых важных и...

Подсветка для рассады как и что выбирать Энергосберегающие Люминесцентные Фитолампы Отражатели света Подсветка для рассады лампами и...

Яблоки нравятся практически всем людям. Но получить их урожай самостоятельно в любом случае приятнее, нежели приобретать в магазине...

Трудно назвать комфортным проживание без правильно работающей канализации, представляющей собой систему удаления сточных вод. Городские...
Цугунов Антон ВалерьевичВремя на чтение: 6 минут Изношенность коммунальных систем привела к низкому качеству воды, подаваемой в...
Вода – это источник жизни и здоровья. Но принести пользу человеку может только чистая вода. Чтобы избавиться от лишних химических...
Горный велосипед Основными особенностями горного велосипеда являются широкие (1.5 - 2.5 дюймов, вместо обычных 20-40 мм) колеса, чуть...
Лампы с таким цоколем очень часто сравнивают с лампами GU5.3 . Они имеют очень похожие габариты: GU10 чуть менее компактны - по диаметру...
В этом разделе размещены все инструкции на оборудование McQuay (США) на русском, английском языке. Документы можно загрузить в формате...
Популярное