Заготовка хранение обработка бересты. Технологии обработки берёсты


Береста - это берёзовая кора, которая является одним из самых востребованных материалов среди любителей рукоделия. С её помощью можно изготовить огромное количество полезных в быту вещей, а также элементов декора. Самые лучшие берестяные поделки получаются только при правильном изготовлении и вкладывании души в работу. Изделия из бересты довольно трудно сделать, однако если есть определённые навыки в рукоделии, можно без труда этому научиться.

Подготовка к работе

Перед тем как изготовить поделку из бересты, необходимо правильно заготовить исходный материал. Именно от его качества и будет зависеть привлекательность готового изделия.

Бересту можно заготовить несколькими способами. Среди них стоит отметить цилиндры, пласты и ленты. Последний вариант пользуется наибольшей популярностью, так как с лентами намного проще работать. Именно его и следует выбирать для начинающих. Поделки из бересты своими руками можно сделать, предварительно заготовив основной материал. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

Изготовление поделок

Основы плетения из бересты для начинающих предусматривают использование идеально подготовленного материала. Для этого можно обратиться за помощью к профессионалам в этом деле или постараться самостоятельно выполнить всю работу. Из бересты можно сделать много полезных вещей, таких как корзинки, коробы, спортивные принадлежности, предметы мебели.

Корзина для ягод

Изготовление этой поделки является наиболее простым и быстрым. Для выполнения работы вам не понадобятся особые умения и навыки, а также дорогостоящие материалы. Всё это даёт возможность новичкам пробовать свои силы в рукоделии и не бояться больших потерь времени и денежных средств.

В процессе изготовления корзинки понадобятся следующие материалы и инструменты: подготовленная берёзовая кора, клей, ножницы, простой карандаш, линейка, дырокол, шаблон.

Процесс изготовления корзины прост и состоит из следующих этапов:

Если вы не знаете, что подарить своим близким на праздник, то решить эту проблему поможет сделанная своими руками поделка из бересты. Для детей и взрослых это будет замечательным подарком, и они по достоинству оценят его.

Плетение короба

Если вы хотите оригинально украсить своё жильё или создать полезную в хозяйстве вещь, то стоит попробовать сплести берестяной короб. Делается он из тонких слоёв бересты, которые предварительно обрабатываются и нарезаются на нужной ширины полоски. Для изготовления короба необходимо подготовить: острый нож, шило с прямыми загнутым стержнем, плоскогубцы, 12 берестяных лент длиной 45 сантиметров и шириной 20 миллиметров, канцелярские скрепки.

Делается короб с соблюдением такой последовательности действий:

Таким же способом можно сделать хлебницу из натурального материала.

Сувенирные магниты

Этот вариант поделки из бересты можно использовать не только в качестве украшения своей комнаты, но и для подарка дорогому вам человеку. Готовое изделие получается красивым и аккуратным. Для воплощения своих идей понадобятся следующие материалы: плотный картон, береста, клей, который при высыхании не оставляет следов, дырокол, ножницы, губка, акриловая краска, точилка, ветка берёзы, маленький магнит.

Пошаговый мастер-класс:

Берестяное панно

Правильно и аккуратно изготовленное панно способно украсить любое помещение. Его можно использовать для оригинального оформления картин или фотографий. Чтобы поделка получилась идеальной, для неё нужно взять следующее: картонная рамка, береста, древесная кора любого тёмного цвета, лист белой бумаги, клей ПВА, простой карандаш, ножницы, салфетки, кисточка.

Создать панно можно следующим образом:

Красивый кораблик

С помощью этого мастер-класса можно изготовить прекрасный кораблик, который будет хорошо держаться на воде и не намокать. Готовое изделие станет любимой игрушкой вашего ребёнка, и он не будет расставаться с ней даже во сне. Для кораблика нужно подготовить такие предметы: пласты берёзовой коры, линейка, ножницы, шаблон, дырокол, простой карандаш, клей, деревянные палочки, небольшой кусочек фанеры, морские ракушки.

Виды декоративной обработки бересты и типы берестяных изделий.

Все изделия, изготовленные из бересты, можно разделить на типы :

· Изделия из берестяного цилиндра. Для их изготовления необходима береста͵ снятая целиком с отрезка берестяного ствола. Таким способом изготавливают туеса, шкатулки.

· Изделия из цельного пласта бересты. Для изделий такого типа используют куски бересты, снятые с дерева по окружности ствола. Изделия изготавливают, выкраивая из полотна бересты плоские детали или формы и монтируя их каким-либо способом в объёмно-простраственую форму. Таким образом изготавливают коробы, черпачки, коврики, рубашки для туесов.

· Изделия из полос бересты. Для изготовления изделий данного типа используют узкие полоски бересты, нарезанные непосредственно со ствола или из предварительно подготовленных пластов, которые переплетаются особым образом во взаимноперпендикулярных направлениях. Таким образом изготавливают корзинки, солонки, хлебницы и мн.др.

· Изделия, декорируемые слоеной берестой. Для получения отельных слоев пласт бересты, снятый с дерева, разделяют на слои при помощи тупого ножа или руками. Слои в дальнейшем подвергают различного вида способам декоративной обработки или используют для изготовления аппликаций.

Виды декоративной бересты:

Одним из древнейших способов украшения берестяных изделий является тиснение – нанесение рисунка методом вдавливания орнаментальных элементов. Рисунок наносят при помощи специальных приспособлений (штампов или чеканов) , ударяя по ним молотком..

Наибольшее распространение получили рисунки со стилизованным изображением птиц, зверей, орнаменты с растительными мотивами, изображения простейших геометрических фигур и знаков (полоски, звездочки, круги, треугольники).

Резьба по бересте – изготовление ажурных полос путем сквозного прорезания рисунка и удаления вырезанных элементов. В этой технике выполняют как несложные геометрические и растительные орнаменты, так и сюжетные композиции.

Резьбу производят при помощи ножей-резаков, ножниц, штампов, просœечек. Ажурные полосы, полученные в результате вырезания элементов, используют для украшения утилитарных предметов, а также оформляют в виде самостоятельных художественных произведений.

При декорировании утилитарных предметов часто выполняют многослойные композиции из ажурных полос бересты: последовательно наклеивают их друг на друга от фонового рисунка сетки к разработанным элементам верхнего слоя орнамента.

Частным случаем резьбы является процарапывание – прорезание бересты на небольшую толщину с удалением верхнего слоя вырезанных элементов. В результате получают рисунок из элементов, незначительно отличающихся по тону от фона.

Роспись по бересте – нанесение на поверхность изделий красочного рисунка или графического узора при помощи кистей, писчих перьев, других изобразительных средств. Расписывают крышки шкатулок, туесков, отдельные детали бытовых предметов.

Эскиз росписи должна быть как сюжетным, так и декоративным, чаще всœего с использованием стилизованных природных форм. Тональность росписи выбирают исходя из сложившихся традиций промысла и общей композиции изделия. Учитывая зависимость отиспользованной палитры выделяют виды росписи:

Полихромная (многоцветная)

Монохромная (тональная), которая должна быть выполнена как в живописной, так и в графичной манере.

Роспись закрепляют лакированием.

Плетение – способ изготовления изделий из узких полос бересты способом объёмного формования путем их полотняного переплетения. Для плетения из бересты применяют узкие ленты, шириной 1-3 см. Небольшие сувенирные изделия изготавливают из ленты шириной 5-7 мм. Применение вида плетения определяется назначением изделия и сложностью его формы, а также материалом, применяемым при этом. Специфика плетения основана на свивании лент между собой, чередуясь через одну с лентами основы - образуется клетчатый узор (прямой или косой)

Аппликация из бересты – наклеивание отдельных деталей, вырезанных из слоеной бересты различных цветовых оттенков и фактуры на декорируемую поверхность в соответствии с эскизом композиции. Эта техника проста и доступна. Одна из главных задач – поиск выразительных сочетаний цветовых пятен. Способом аппликации украшают поверхность утилитарные предметов, а также изготавливают самостоятельные сюжетные композиции сувенирного типа.

Для выполнения аппликации бересту сортируют по цвету. Подбирают кусочки разного тона. Для аппликации разрабатывают достаточно стилизованный эскиз с четкими границами делœения участков. На рабочем эскизе желательно пометить направление чечевичек в каждой детали. А также отметить особенности фактуры. Цветовое делœение можно пометить пятнами одного цвета͵ но различной насыщенности.

Точную копию рабочего эскиза разрезают на отдельные детали, при этом их нумеруют, чтобы не перепутать при наклеивании на фон. По подготовленным лекалам с изнаночной стороны подобранной бересты размечают карандашом или ручкой контуры деталей и вырезают их, срезая намеченную линию. Вырезанные детали наклеивают на тонкую бумагу и сушат под прессом. Подготовленные детали наклеивают на подготовленный фон (картон, фанера, дерево, текстиль и др.) в соответствии с эскизом, начиная с заднего плана. При этом клеем смазывают детали, а не фон, промазывая от середины к краям. Мелкие элементы аппликации смазывают спичкой. Готовую аппликацию сушат под прессом. Очень красивы ажурные аппликации из натуральной или окрашенной черной тушью бересты.

Часто поверхность берестяных изделий подвергают декоративной отделке.

1. Для большинства берестяных изделий применяют прозрачную отделку, т.к. сама береста обычно имеет красивую и характерную окраску. Прозрачная отделка не только придает бересте определœенную окраску, т.к. разные места древесины неравномерно поглощают краситель, но и подчеркивает естественные варианты текстуры. Способы:

Вощение – покрытие воском или восковыми мастиками (с добавлением канифоли и скипидара)

Лакирование – производят в несколько слоев лаком от самого густого до самого жидкого, со шлифованием каждого лакового слоя.

Полирование при помощи специальной политуры (глянцевой или полуглянцевой)

Можно поверхность берестяных изделий покрывать растительным маслом (чистым или с добавлением олифы – 15-20%), дает глубокий, свежий и концентрированный цвет.

2. Непрозрачная отделка – скрывает текстуру бересты. Используется как вспомогательное оформление (масляными или нитроцеллюлозными красками и эмалями, золочением и серебрением).

Опаливание используют для придания изделиям особого колорита или контраста. Способ красив в сочетании с деталями из светлой бересты, с медными или латунными элементами. Опаливание осуществляется погружением бересты в горячий песок (варьируя температуру и время выдержки)

Виды декоративной обработки бересты и типы берестяных изделий. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Виды декоративной обработки бересты и типы берестяных изделий." 2017, 2018.

Как работать с берестой?

Как работать с берестой?

Не помню уже с чего всё началось. Захотелось попробовать себя в работе с берестой. Посмотрел в интернете и на рынке на изделия и определился с целью: Тиснение по бересте. С чего же начать? Таким вопросом задался я года два назад. Провентилировал интернет по этому вопросу. Множество сайтов рассказывают о видах обработки бересты: заготовка, прорезная береста, скобление внутреннего темного слоя, плетение и тиснение. К сожалению по последнему вопросу, который меня интересовал, я ни чего внятного не нашел, за исключением изготовления и использования различных примитивных чеканов в виде звездочек да крестиков.

Решил не отчаиваться и решать задачи по мере поступления. Ведьдля работы необходим материал, где же его брать? Об этом в интернете написано много. Написано - сделано: Взял резак, рюкзак и отправился подальше от города в березовую рощу.Благо случилось так, что время было самое подходящее, конец весны начало лета. Не завидую тем, кто этим загорелся не в сезон. Желание есть, а материала нет.Можно ли заготавливать бересту не в сезон? Эту тему оставим до следующих исследований.

Получилось не с первого раза. Березки попадались молодые, хотя, ствол был в диаметре был 15 см (как сказано в источниках), так что друзья деревья, для снятия с них кожицы, нужно искать более 15 см. От возраста дерева зависит толщина бересты. Хорошие пласты удалось снять с деревьев от 30 до 40 см в диаметре. К сожалению, я так и не понял, как сохранить лицевую сторону (обращенная к лубу) без механических повреждений. Все сняты мною образцы были исцарапаны и как мне кажется, утратили свою художественную ценность.

По прибытии домой, я обработал образцы, удалили грязь с наружной стороны, вырезал больные и испорченные места, положил под пресс.

Вторым пунктом заготовления была лента, которая предполагалась для обметки краев будущих изделий.Для разметки ленты на стволе я решил использовать изоленту. Оказалось очень удачным маневром. Во первых она получилась одинаковой ширины по всей длине, а во вторых если требуется обойти «непригодные» участки это легко координируется переносом ленты выше ниже.Резал обычным канцелярским ножом. Таким образом было снято 3,5 метра ленты, которую дома я позже разделил на две по 5 мм каждая.

Думаю, что нужно предупредить начинающих «охотников за скальпелями», что желательно успеть до вылета гнуса (комаров и мошек), либо пользоваться накомарниками и средствами защиты ибо работа требует аккуратности и внимания, чего конечно же не удастся в себе найти если вокруг всё пищит, жужжит и так и норовит попить вашей пролетарской крови.

Ещё один момент по поводу снятия бересты только с поваленных деревьев. Конечно же это плохо резать деревья, но я неделю пытался найти у себя где же есть вырубки берез, так ни чего и не нашел, кроме пары сгоревших посадок, в которых ловить кроме обугленных кочерыжек было не чего. На заметку: на следующий год ездил смотреть, что стало с моими пациентами - все живы, здоровы, конечно увытеперь их белёсый стан украшают черные полосы.

Выбрал тематику - Рыбалка. Подобрал красивую фотографию, на которой мне понравился силуэтмужчины поймавшего рыбу.

Для хорошей работы нужно хорошее обрамление - рамка. Сделал несколько эскизов, на тему, продумал приблизительную компоновку.

Попробовал выполнить отдельный узел. Использовал маленький кусок бересты. Нарисовал узор мягким карандашом. Начал обводитьзатупленным шилом, как описано в инструкциях на сайте. Мне не понравилось. Попробовал использованную шариковую ручку, старую с большим шариком. На этом устройстве и остановился. Ещё пошла в ход вязальная спица! для продавливания более глубоких канавок и площадей.

Немного расстроился:качество бороздок оставляло желать лучшего. Материал в них замялся, потрескался и появились ворсинки. Особенно в тех местах, где на бересте были чечевицы (полоски) или дефекты. Как говорится, первый блин комом!Дальнейшие развития показали, что не только первый. Увы.

После обведения рисунка, покрыл бересту морилкой, немного подождал, пока она впитается и с усилием протер ватным тампоном, смоченным в подсолнечном масле. Результат меня поразил - это то, что я хотел получить.

выполнил моделирование на компьютере:

Результат мне понравился. Распечатал его на принтере и приступил к выбору материала.

Не смотря на то, что листы были под прессом, при его снятии листы всё равно закрутились. При попытке их выпрямлять, береста начинала издавать звуки явного разрушения, треск. Это была первая проблема. Положил на полчаса в теплую воду. Это придало листам гибкость.

Вторая проблема была связана с выбором подходящего куска бересты, не один из них не имел чистого пространства размером А4. Проблему так и не решил, а просто «прогнулся»: уменьшил масштаб шаблона рисунка и часть дефектов попытался по максимуму вписать в композицию.

Приколол кнопками лист к доске. Перевел с помощью обычной ручки по шаблону рисунок и приступил к тиснению.

Проблема номер три. С уменьшение масштаба, некоторые детали стали настолько мелкими, что их выполнение по выбранной технике не представлялось возможным. Поэтому пришлось уйти от первоначального варианта. Береста оказалась очень непредсказуемым материалом. Поэтому перед финальным проектом, желательно парочку основных моментов отработать на материале, полученном от того же куска. Особое внимание уделите мелким деталям и покрытиям, морилкам и лакам, последними двумя можно испортить хорошую работу в самый последний момент.

Теснил всё теми же инструментами описанными выше: Ручка шариковая с законченными чернилами, вязальная спица.

Подготовка ленты. Ленту передиспользованием замочил на полчаса в теплой воде, т.к. она тоже пересохла от долгого хранения. После этого по линейке обрезал один её край. Но не совсем по прямой, а учитывая изгибы материала, пытаясь сохранить максимум полезного пространства. Как позже выяснилось это нужно для быстрой разметки самих полос. Для разметки полосы одного размера использовал циркуль. Отмерив на циркуле требуемый размер, используя иглу иобрезанный край ленты как направляющую, прочертил линию по всей полосе. Использовать нож при нарезании ленты мне не понравилось. Лента крутилась и вертелась, как хотела, и не было моих сил обуздать её. Ножницами получилось всё превосходно.

Для пробивки отверстий чего только не перепробовал. Дыроколом, неудобно, а точнее невозможно попадать туда куда нужно. Круглый пробойник - дырки получаются, что надо, но вот щельпосле вставления ленты остаётся большая. Нашел два выхода. Либо выбивать два отверстия диаметром равным толщине ленты (не ширине), с последующим соединением двух отверстий резаком, либо немного сплющить круглый пробойник до эллипса. Я сделал последнее.

Покрыл поверхность морилкой, после чего протер ватным тампоном, смоченным в подсолнечном масле. В этот раз результат меня не очень обрадовал. Естественный цвет был однозначно красивее. Нужно было покрывать раствором только тисненые поверхности. Как я это сделал в случае с экспериментальным образцом.

Еще одно важное открытие: Смазанная подсолнечным маслом береста ведет себя совершенно по-другому при использовании инструментовтиснения (шила и т.д.). Инструменты оставляют глубокий след, но при этом совершенно не нарушают поверхностного слоя. Конечно не понятно, как будет в этом случае тонироваться тиснение… открытие требует проверки в бою.

При продевании ленты она вся скручивалась и путалась. Поэтому после каждого продевания начинал с самого начала искать нужную сторону. Выхода нашел два, либо использовать короткие ленты (с ними проще справиться) либо продев край в нужное отверстие не бросать его на произвол судьбы а вставить в следующее отверстие. Таким образом, при окончании операции вы имеете распутанный конец, вставленный нужной стороной.

Приперегибах ленты через край, обнаружил надрывы в тех случаях, когда на изгиб приходилась чечевичка и только тут я понял зачем умельцы прокладывают по краям работ прутики из ив или корней, тогда радиусизгиба становиться больше и уменьшается вероятность перелома ленты.

В конце оплетки я допустил большую ошибку, дернул немного сильнее, чем нужно было, за ленту и … выдрал целый кусок бересты. Друзья, во первых не пробивайте отверстия слишком близко друг к другу, а во вторых будьте аккуратнее и нежнее с берестой, не пытайтесь «впихнуть невпихуемое» это ни чем хорошим не кончиться.

А вот и полученный нами результат:

Успехов Вам в ваших начинаниях.

Береста верхний слой березовой коры - прекрасный материал для изготовления различных изделий. Изделия из бересты занимали важное место в народных промыслах, из нее изготавливали игрушки, посуду, лапти, использовали для берестяных грамот, делали лодки, применяли в строительстве как гидроизоляцию. В настоящее время бересту используют для изготовления сувениров, украшений, посуды, различных корзин и т.п.

Заготовка бересты

Заготовлением бересты занимаются с середины мая до конца июня. В это время кора хорошо отслаивается от ствола, тогда как зимой она пристаёт к пробочному слою. Сроки могут меняться в зависимости от географической зоны, места произрастания, времени наступления и характера весны. Лучшая береста для изготовления всех видов изделий у берез в возрасте 20- 40 лет с гладким ровным стволом диаметром 150-350 мм. Ветви березы должны находится выше середины ствола, и тянуться вверх. Наиболее подходящая береста у берез растущих в умеренно влажных и умеренно тенистых местах.

Перед заготовкой бересты нужно получит официальное разрешение лесничества с указанием определенного места заготовки, как правило, это участки под вырубку леса.

Период заготовки бересты совпадает с периодом активности клещей, поэтому необходимы прививки против клещевого энцефалита и защитная одежда.

Наружный слой бересты имеет белый цвет, в изделиях его прячут внутрь и называют внутренним или изнаночным слоем.

Изнаночная сторона бересты

Внутренний слой бересты обращенный к стволу имеет различны оттенки от желтого до коричневого, в изделиях этот слой называется лицевым.

Лицевая сторона бересты

Существует несколько способов снятия бересты со ствола: пластом, лентой, склотнем.

Виды заготовок бересты: а- пластовая береста; б - берестяная лента (лыко); в - склотень

Заготовка пластом

Для снятия пласта нужно сделать два горизонтальных разреза длиной примерно200 ммна расстоянии 500-1000 мм(в зависимости от того, как вы планируете хранить бересту) и соедините их вертикальный надрезом. Отогнув край бересты отделите ее от ствола, если время выбрано правильно береста без усилий отделится от ствола. Предварительно можно почистить ствол от верхнего белого слоя, тем самым уменьшить объём работ в мастерской.

Снятие гигантского пласта бересты с упавшей березы

После съема бересту 30 минут просушивают в тени лицевой (обращенной к стволу) стороной вверх. Высушенные пласты укладывают лицевыми сторонами друг к другу и перевязывают веревкой. Если нет такой возможности то бересту скручивают в рулон лицевой стороной вверх по 8-10 пластов и перевязывают. Хранят пласты в развернутом виде в стопе сложенной попарно лицевыми сторонами, сверху кладут лист фанеры. Хранить лучше в темном, сухом, летом в прохладном, проветриваемом помещении.

Заготовка лентой

В лесу выбирается гладкая без сучков и трещин берёза. На ней делается вертикальный надрез ножом 4-6 см. для снятия ленты. Далее кору нужно отслаивать по спирали вокруг ствола вниз. Нож держат, так чтобы указательный палец лежал на обушке лезвия, а большой палец упирался в ствол березы, ограничивая ширину ленты. Полученную ленту сворачивают в клубки или рулоны белым слоем наружу. Опытный мастер снимает непрерывную ленту длиной в100 метров. Важно следить за тем, чтобы глубина надреза была небольшой, в пределах пробкового слоя, чтобы берёзка не засохла и через 10-15 лет на ней снова появилась защитная кора. Для снятия ленты можно использовать специальный резак с ограничителем.

Технология заготовки бересты: а - надрезы бересты; б - съем пластовой бересты; в - упаковка пластовой бересты; г - надрез бересты; д - съем берестяной ленты; е - положение руки и ножа при съеме берестяной ленты; ж - упаковка берестяной ленты; з - съем берестяной ленты с помощью резака Г.Я. Федотова

Сколотень (цилиндр)

Ствол спиленного дерева размечают на участки, длина склотня не должна быть меньше 1,5-2 диаметров ствола плюс100 ммк высоте планируемого изделия.

Определив длину склотня делают кольцевой надрез, отслаивают бересту с помощью - сочалки (инструмента напоминающий штык). Плоской стороной ее вколачивают между берестой и лубом, и осторожно по окружности поступательными движениями отслаивают от ствола. Затем обхватив склотень руками или ремнем, снимают его, делая вращательные движения.

После снятия первого склотня расположенного ближе к вершине, отпиливают освобожденный конец ствола и приступают к снятию следующего склотня. Просушенные склотни вставляют последовательно друг в друга.

Технология заготовки склотней: а - разметка участков для заготовки склотней; б - отделение склотня от ствола с помощью сочалки; в - упаковка склотней

Необходимый инструмент для заготовки бересты: пила, топор, нож-резак, шпага (сочалка).

Инструменты для заготовки бересты: а - нож-резак; б - сочалка

Инструменты и приспособления

Рабочий стол должен быть хорошо освещенным, для удобства работы оборудован ящиками для хранения инструментов, приспособлений и кусков бересты.

Для предохранения от повреждений на столешницу кладут лист фанеры толщиной 6-10 мм. Размером не менее 800х500 мм.

Для работы с берестой используют следующие инструменты и приспособления:

Нож-косяк - для разрезания бересты, нож с изогнутым лезвием для зачистки бересты, нож-резак, с заточенный на одну сторону, для работы с прорезной берестой.

Инструменты для работы с берестой: а - нож-косяк; б - нож для зачистки бересты; в - нож-резак; г - прямое шило; д - шило с квадратным сечением; е - шило - кочедык; ж - зажим; з - пробойник круглый; и - пробойник треугольной формы; к - чекан в виде креста

Ножницы с тонкими лезвиями длиной 60-70 мм- для плетения, портняжные ножницы, с толстым лезвием и удобными ручками - для нарезания берестяных полос.

Шило круглое прямое, с притупленным отполированным кончиком - для разметки по бересте, шило сапожное с квадратным сечением - для прокалывания отверстий при сшивании изделий из бересты, шило-кочедык, плоское лопаточное шило с крючкообразным изгибом - применяется для плетения.

Деревянные и металлические линейки различной длины и угольники - для разметки и нарезки бересты.

Циркули измерительный и чертежный для разметки.

Пинцет используется при плетении.

Зажимы - применяются для временной фиксации берестяных полос во время плетения и при изготовлении изделий из пластевой бересты, могут быть сделаны из березового прута, можно применять бельевые прищепки, скрепки, канцелярские зажимы, струбцины и резиновый жгут.

Резцы - используются для выполнения прорезного орнамента, представляют собой заточенные желобки различного размера, в качестве резцов можно использовать полукруглые стамески по дереву подходящего размера.

Пробойники могут быть различных диаметров и форм, используются для замковых соединений и стандартных просеченных фигур. Внутренняя часть пробойника должна быть полой, через нее тонким стержнем удалят вырезанные участки бересты.

Изготавливают пробойники из трубочек различных диаметров, можно выточить пробойники на токарном станке, пробойники лучше изготавливать из углеродистой инструментальной стали (например - У8А).

Чеканы - предназначены для нанесения тисненого рисунка на бересте, изготавливаются из плотной древесины, металла, кости, на конец чекана выполнен рисунок. Для чеканов небольшого размера можно использовать медицинские буры.

Чеканы из древесины

Ленторез Ф.Ф. Трапезникова, предназначен для нарезания берестяной ленты определенной ширины. Ленторез состоит из двух половинок, зажимающих косой нож, одна из поло вин соответствует ширине ленты. Пласт бересты прижимается к краю деревянного уголка, проводя по нему ленторезом получают ровную ленту. Ленторезы можно сделать для лент различно ширины.

Ленторез Ф.Ф. Трапезникова

Шаблоны - приспособления соответствующие внутренним размерам и форме будущих изделий, они изготавливаются обычно из дерева. В качестве шаблонов можно использовать миски, вазы, коробки и другие предметы и емкости.

Доски-рамки нужны для временного хранения берестяных полос. Представляют собой кусок фанеры размером, например 500х300 мм. Через определенное расстояние натянуты резинки, которые удерживают в развернутом состоянии нарезанные полосы.

Доска-рамка для хранения берестяных лент

Подрезная доска необходима для работы с прорезной берестой, изготавливается из древесины липы, осины, бука, размер примерно 250х250 мм.

Для создания различных изделий могут понадобиться такие материалы как очищенные от коры ивовые прутья различного диаметра, стальная проволока диаметром от 0,2 до3 мм, дощечки из различной древесины (березы, сосны, ели), льняное или подсолнечное масло, клеи типа Момент, ПВА, медицинский клей БФ-6 (рекомендуется при изготовлении берестяной посуды).

Обработка бересты

Первый этап обработки бересты - снятие тонкого верхнего тонкого белого слоя с коры о шероховатую поверхность дерева сразу после заготовки в лесу или в мастерской при помощи обычной щётки и ножа.

Второй этап - расслоение бересты на слои. Берёзовая кора многослойна и не все слои можно и нужно использовать в плетении. Поэтому нужно отслаивать непрочные верхние слои до необходимой толщины для каждого конкретного изделия, небольшие изделия делают из тонких лент, а более крупные типа корзин и коробов из более толстых.

Третий этап - нарезка лент (лычек) бересты. Нарезать бересту можно несколькими способами: при помощи ножниц, при помощи ножа и линейки, при помощи лентореза.

При длительном (более месяца) хранении не помешает провести промасливание подготовленных полосок. Использовать можно подсолнечное масло. Следует намочить фланелевую тряпочку в масле и ею протирать одновременно обе стороны. Свернуть полоски вновь в клубки и желательно сложить их в полиэтиленовые пакеты для длительного хранения.

Без масла береста становится хрупкой, ломкой и её надо замачивать в воде, если она влажной не хранилась в полиэтиленовом пакете. Через несколько часов нахождения в воде сухая береста становится эластичной, гибкой, готовой к плетению. Замачивать надо клубок или упаковку полосок целиком, чтобы полоски (ленты) не скручивались. Хороший материал не замачивают, а смачивают тряпочкой перед самым началом и во время плетения, применяя мыльную воду.

Плетение

Существует два вида плетения: косое и прямое. Названия объясняются тем, какой угол (в градусах) образуют пересекающиеся ленты по отношению к горизонту. Основным видом плетения является косое плетение, ввиду его лучшей технологичности и прочности.

Прямое плетение подходит для создания плоскостных изделий - салфеток, обложек для книг, также могут изготавливаться объемные изделия солонки, короба.

Корзина изготовленная прямым плетением

Косое плетение применяется в основном для изготовления объемных изделий - корзинок, вазочек, шкатулок, и плоских типа ремешков.

Берестяные короба, изготовленные способом косого плетения (работа С.В. Иванова)

При прямом плетении используют любое количество лент, при косом четное количество.

Первый этап плетение создания дна, получают переплетением полос до образования квадрата с рисунком шахматной доски, размеры которого определяются числом лент 4х4, 6х6, 7х7 и т.д. Количество лент соответственно берется 8,12,14 и т.д.

Для фиксации полос при плетении используют грузы (например стекло) и зажимы. Получив четкий квадрат, размечают дно будущего изделия, оно может быть квадратным или прямоугольным. При прямом плетении углы дна обозначены буквой - в, при косом плетении, проекция квадратного дна обозначена буквами - г, прямоугольного - д.

Изготовление дна изделия: а - начало плетения; б - готовое полотно; в - места соединения углов полотна зажимами и размещение дна изделия при прямом плетении; г - проекция дна изделия с квадратным дном при косом плетении; д - проекция дна изделия с прямоугольным дном при косом плетении; 1-6 - горизонтально расположенные полосы; 7-12 - вертикально вплетаемые полосы

Далее начинают формировать стенки. При прямом плетении формировать объем лучше вокруг шаблона соответствующего размера. Все выступающие за объем полоски поочередно сгибают под прямым углом вверх и перевязывают веревкой. Затем с любого угла начинают вводить дополнительные горизонтальные полоски постепенно переплетая ими вертикальные. Количество горизонтальных полос определяет высоту изделия.

Изготовление изделия способом прямого плетения: а - выведение полос в вертикальное положение; б - фиксация полос веревкой и вплетение горизонтальных лент; в - образование края изделия; г - готовое изделие

При косом плетении угол образуется на месте разметки путем перекрещивания и переплетения расположенных рядом полос. После заплетения всех четырех углов изделия выводят на нужную высоту. Для получения изделия с ровными стенками можно использовать шаблон, вокруг которого формируется изделие. В процессе работы полосы постоянно прижимаются друг к другу для получения плотной стенки без щелей.

После формирования внутренней части изделия, ленты перегибают наружу вниз и начинают плетения наружного слоя. Любое изделие состоит из двух слоев, при этом видимым будет, как внутри так и снаружи изделия внутренний - лицевой слой бересты.

Если длины нарезанных полос не хватает ее наращивают: заводят под предыдущий слой приподнимая его ножницами или шилом-кочедыг. Заканчивают плетении на наружной стороне дна.

Изготовление изделия способом косого плетения: а, б, в, - этапы образования угла изделия; г, д - этапы образования края изделия; е - готовое изделие

Изготовление туеса

Изготовление туесов считается одним из самых сложных в берестяном ремесле.

Туеса делаются обшивными и выворотными. Обшивной туес состоит как правило из 4-х частей бересты: сколотень, рубашка и два пояска верхний и нижний.

Схема изготовления обшивного туеса

Выворотной туес состоит только из первых двух. Как правило, рубашка соединяется замком, хотя делали туеса и без рубашки, только с поясками. Замок, соединяющий пласт в цилиндр имеет множество форм и принципов скрепления.

Замки для сшивки рубашки туеса

1- сшивание туеса берестяной лентой, 2-8 - варианты замковых соединений

Оплетаться туес может как корнем деревьев, так и берестой, и лентой ивового прута, и верёвкой, и проволокой. В деревнях туеса оплетали только сверху. Снизу поясок держало донце. Для красоты оплетают и нижний поясок.

При изготовлении выворотного туеса высота сколотня должна быть больше высоты рубашки. Надев готовую рубашку на сколотень, распарьте его выступающие края в кипятке. Затем из ивового прута согните два обруча и скрепите их концы нитками. Обручи должны плотно прилегать к сколотню. Теперь заверните распаренные края сколотня вокруг ивовых обручей, напустив их на рубашку. Обручи придают краям стенок округлую форму и делают конструкцию жесткой, закрепляя донышко и удерживая крышку туеска.

Изготовление выворотного туеса: а - склотень с рубашкой; б - крышка с ручкой и донышко; в - нижний край склотня завернутый после размягчения в горячей воде; г - готовое изделие

Из еловой или кедровой древесины выпилите донышко. Диаметр донышка должен быть на несколько миллиметров больше диаметра внутренней стенки туеса. Перед тем как вставить донышко, края стенок вновь распарьте. После этого донышко легко вставится, а, когда стенки высохнут, донышко прочно закрепится в туеске, одновременно исчезнут щели между ним и стенками.

Крышку выпилите из еловой или кедровой доски с небольшим запасом. Затем, осторожно срезая ножом края, подогните ее к туеску. Добейтесь, чтобы края крышки плотно прилегали к стенкам туеса. Крышка должна входить в туес с некоторым усилием.

Ручку можно сделать в виде тычка. Тычок вырежьте ножом или выточите на токарном станке, вставьте в просверленное в крышке отверстие и с нижней стороны забейте для крепости короткий деревянный клин.

Если же туес предназначается для переноски продуктов на дальние расстояния, нужно обязательно сделать ручку-дужку. Простая дужка делается так. В крышке просверлите под углом друг к другу два отверстия. Затем в кипятке распарьте слегка подструганный с одной стороны ивовый прут. Согнув прут дугой, вставьте его концы в отверстия. После высыхания прут станет жестким и прочно закрепится в крышке. Для надежности торцы ручки можно расклинить.

Но самой надежной и красивой получается ручка-дужка с замком. Независимо от размеров туеса такая ручка имеет довольно постоянные пропорции и размеры. Чаще всего ее делают по руке взрослого человека.

Из ивовой древесины выстрогайте заготовку ручки.

В крышке выдолбите два прямоугольных отверстия. При разметке отверстий обратите внимание на то, чтобы древесные волокна на крышке шли поперек линии, на которой размещены отверстия. На чертеже эта линия дана красным цветом.

Заготовку ручки-дужки распарьте в кипятке, осторожно согните в дугу и вставьте концы ручки в отверстия крышки. В выступающих снизу концах ручки просверлите два отверстия и стамеской придайте им форму под клин. Из ели выстрогайте клин и заколотите его в отверстия дужки. Клин прочно свяжет крышку с-ручкой. Но он имеет еще и другое назначение, — располагаясь поперек волокон крышки, он не даст ей коробиться, особенно если в туес будут наливаться жидкости.

Изготовление ручек для туесов

Крестьяне хорошо знают, что соль хранимая в туесе, никогда не волгнет, а соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают такой аромат, что непосвященному порой трудно поверить, что в соление не добавлены пряности.

Но все же больше всего ценится другое достоинство туеска — вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не остывает. Оттого и был исстари туес частым спутником жнеца, пахаря, охотника, рыбака. Крестьянину не раз приходилось замечать, что даже в самые знойные дни, когда нещадно палит солнце, березовый сок, выходящий из ствола, бывает всегда холодным. Значит, береста надежно защищает ствол березы от перегрева. Такое свойство бересты объясняется ее строением. Она состоит из множества тончайших слоев, не пропускающих влагу и воздух, причем верхний слой покрыт белым налетом, который отражает солнечные лучи.

Работа с пластевой берестой

Для работы с пластом необходимо выбрать берёсту с наименьшим количеством неоднородностей. Необходимый инструмент: нож, шило. Пластевая береста используется для изготовления большого ассортимента изделий. Это сшивные туеса, шкатулки, сувениры, куклы, посуда и многое другое.

Шкатулка украшенная прорезной берестой

Куклы из бересты

Уникально и интересно новое направление изделий из бересты разработанное Владимиром Махнюком - берестяная посуда, это чашки чайники, самовары, в самоваре со стальным титаном для растопки можно даже вскипятить воду (ознакомить с работами и технологией мастера можно по его книге ).

Чайный набор работы В. Махнюка

Изделия из пластевой бересты и теса часто дополнительно украшают тем или иным способом.

Способы декорирования изделий из бересты

Тиснение

Способ украшения изделий из пластевой бересты с помощью чеканов и штампов. Чеканы изготавливают из различных материалов: дерева, металла, кости. На рабочем конце формируют рисунок. Тисненые орнаменты наносят на изделие с определенным ритмом, надавливая на чекан рукой или ударяя молотком.

Туеса украшенные тиснением (работа А.В. Шутихина)

Применяют еще горячие тиснение, когда перед запрессовкой чекан или штамп нагревают, при этом отпечаток в местах соприкосновения с берестой будет иметь коричневый оттенок, н асыщенность которого будет зависеть от температуры штампа, времени выдержки и толщины бересты, тут главное не переусердствовать, береста может сгореть.

В заводских условиях можно изготовить различные штампы со сложными рисунками.

Туеса украшенные методом горячего прессования

Гравировка выжиганием

Наносить рисунок на бересту можно выжиганием. Для этого используют электрический выжигательный прибор, главное при выжигание на бересте использовать минимальный нагрев выжигательного пера.

Выжигание по бересте (работа Т. Козловой)

Выжигание можно подразделить на контурное, силуэтное и живописное (см. раздел выжигание).

Лазерная резка и гравировка

Резку и гравировку на бересте можно получать, используя современное лазерное оборудование. На лазерном станке можно выполнить резьбу на бересте, и любой вид выжигания. Данный способ позволяет изготавливать большое количество одинаковых элементов или изделий, с высокой производительностью.

Пример гравировки на бересте выполненный на лазерном станке

Выскабливание или Процарапывание

Выскабливание применяют на темноокрашенной бересте, как правило, металлическим инструментом - ножом, шилом, иглой. Используется осенняя берёста, которая снимается с дерева с немалым усилием. На такой берёсте остаётся тонкий слой камбия коричневого цвета, который и удаляется процарапывающим инструментом во время работы. Коричневую бересту можно получить если снимать кору с погибших берез, подержать свежеснятую бересту 4-5 дней на ярком солнце, периодически смачивая ее водой, подержать бересту в болоте на глубине 10-15 смв течении 14 дней, окрасить бересту отваром ольховой коры, окрасить органическим красителем.

Рисунок на бересту наносят шилом прокалыванием кальки с изображением или обводя трафарет. Затем бересту слегка смачивают и острой стороной ножа-резака выскабливаю элементы орнамента, убирая темный слой. Можно делать наоборот выскабливать фон оставляя черным орнамент или изображение.

Крышка короба с изображение лебедей, выполненная выскабливанием. XIV в.

Аппликация

Аппликация это украшение из вырезанных из бересты узоров, которые приклеивают на изделие из бересты или другого материала.

Стеклянная ваза с наклеенной прорезной берестой (работа С.В. Иванова)

Картина выполненная аппликацией из бересты

Резьба

Резьбу обычно выполняют на бересте снятой с молодых берез. На кусок пластевой бересты нужного размера переносят шилом рисунок, через кальку или трафарет. С помощью ножа-резака удаляют участки фона. Резьбу выполняют на деревянной доске обычно из липы. Однотипные элементы можно вырезать пробойником соответствующей формы. Прорезная береста может дополнительно украшаться тиснением.

Изготовление прорезного орнамента

Туес украшенный прорезной берестой

Роспись

Древний способ украшений изделий из бересты, очень часто применялась для украшения берестяных туесов или бураков. Основные цвета красный, зеленый синий и их оттенки при смешении с белым. Иногда весь туес покрывал фоновой краской, а потом наносили рисунок. Перед росписью поверхность грунтуют, это может быть смесь мела со столярным клеем, а можно использовать клей ПВА. Для росписи можно использовать гуашь, темперу и масляные краски. Для закрепления роспись покрываю масляными лаками.

Пример расписных берестяных изделий

Готовые берестяные изделия смазывают льняным или подсолнечным маслом, это придает блеск изделию.

Литература:

1. Клевцов В.И. Плетение из бересты: 50 полезных изделий.-СПб.: Лениздат, 1996.-158 с., ил.

2. Махнюк В.Г. Береста: Техника. Примы. Изделия: Энциклопедия. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА. - 168 с.: ил. 2008 г.

3. Финягин В. В. Изделия из бересты. - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001. - 128 с.: ил. - (Учимся у народных мастеров).

Береста сразу пригодна только для строительных нужд (например, прослойка между фундаментом и срубом) и для растопки печей. Для производства изделий же нужна первоначальная обработка бересты и, в нашем конкретном случае, дальнейшая подготовка бересты к плетению . В данной статье я рассмотрю основные этапы, которые включает в себя обработка бересты.

Основные этапы подготовки бересты

  1. Первый этап - предварительная очистка бересты
  2. Второй этап - сортировка
  3. Третий этап - слоение
  4. Четвёртый этап - нарезка

Стоит оговориться, что первые два этапа подходят исключительно для листового материала, а не ленточного в клубках. Клубки же трогать не следует до самого использования. К тому же слоение и нарезка клубковой бересты гораздо проще, чем листовой.

Предварительная очистка бересты

Предварительная обработка бересты (очистка) может быть проведена и во время заготовки, чтобы не нести лишнюю грязь в дом. Но иногда время играет против нас, и такое мероприятие приходится делать позже. Однако, свежая заготовленная береста слоится в разы лучше той, которая успела полежать и просохнуть за несколько месяцев, поэтому не откладывайте этот процесс надолго. Как показывает практика - отложив обработку бересты в долгий ящик, вы рискуете потерять гораздо больше полезного материала.

Чистятся обе стороны листа ото мха, лишайника (насколько возможно), прилипших фрагментов растительности. Должно получиться примерно так, чтобы при тряске листа бересты от него не летели в стороны шелуха и прочие элементы. Обработка бересты на этом этапе будет более продуктивной, если использовать жёсткую щётку, но главное не переусердствовать и не повредить нежный слой свежей бересты.

Сортировка бересты

На этапе сортировки необходимо определить предназначение каждого листа. Хотя деление бересты на сорта довольно условно, я все равно опишу общие свойства бересты и объединю их в группы.

Масштабность операции «сортировка» зависит от количества всей собранной бересты. Если бересты всего пару листов, говорить о сортировке, наверное, не стоит. Однако этот этап никак нельзя пропустить, и если вы отложите его сейчас, то обязательно вернётесь к нему перед самым плетением.

Первый сорт - ровные, в меру плотные листы, с наименьшим количеством наростов и повреждений, с ровным приятным цветом лицевой стороны замечательно подходят для плетения. Обработка бересты такого типа не вызовет больших неприятностей в дальнейшем.

Важно обратить пристальное внимание на чечевички. Они не должны сильно по цвету отличаться от самой бересты. Хорошо если слегка зеленоватого оттенка и не трескаются при деформации.

Ещё одним важным моментом является способность к расслоению. С края листа попытайтесь отслоить примерно половину от толщины листа. Если слоится тяжело с чистой стороны, то это доставит ряд хлопот при подготовке, а если слишком легко - при плетении. Этот опыт можно получить только когда попробуешь плести из нескольких видов бересты, поэтому не стану здесь больше разглагольствовать.

Ко второму сорту можно отнести более заросшую и грубую бересту. На лицевом слое заметны некоторые вкрапления и пятна, береста сложно (или слишком легко) слоиться, а чечевички тёмные длинные и с трещинами. На такой бересте много наростов и уплотнений от сучков. Из этого материала тоже можно плести, но большие изделия вроде коробов, корзин и пестерей, где её грубость будет способствовать требованию нагрузки.

Подобную бересту вплетали у лаптей в подошву, когда родной слой начинал изнашиваться. Она имеет разнообразную фактуру и текстуру, может пригодиться также для производства сувенирной продукции и игрушек. Иногда чрезмерная обработка бересты второго сорта излишняя, так как можно лишить её имеющихся узоров и сделать непригодной для части продукции. Будьте внимательней.

Самой неудачной берестой считается толстая кора со старых берёз или снятая в ранние (или поздние) сроки периода сбора. На лицевом слое много разноцветных участков, фрагментов присохшего луба и прочих образований. Очень мало чистых участков белого материала. Чечевички черные или дырявые и их края деформированы и создают бугры на бересте. Для плетения чаще всего такая береста не пригодна, так как подготовка этой бересты займёт много времени, а брака и отходов будет очень много.

Но не стоит сразу выбрасывать эти листы. Мастера находят в такой поверхности свою неповторимую привлекательность, и иногда специально ведут сбор некачественной бересты. Из такой породы получаются удачные композиции в сочетании с другим материалом. А можно, обладая некоторым художественным талантом, писать живописные картины, если увидеть в текстуре некоторый образ.

Клубковый сбор бересты вообще имеет смысл только для первого и второго сорта. В таком случае сорт определяется ещё на этапе заготовки и для третьего сорта бересты данный способ сбора попросту невозможен или малоэффективен.

Расслоение бересты нужно для приведения её к требуемой толщине для конкретного вида и размера изделия. Данную обработку бересты можно проводить непосредственно перед плетением и в нужной дозировке.

Сложно объяснить в физических величинах подходящую толщину и плотность материала, пригодного для плетения. Все зависит от величины и рода изделий. Самой универсальной толщиной считается толщина 0,7 мм. - это примерно толщина фотобумаги или листа для черчения, но для мелких изделий можно чуть тоньше. Ощущение нужной толщины придёт с опытом, и потом будет казаться, что береста сама подсказывает как надо, потому что она разделяется проще на определённом слое - сопротивляться этому ни в коем случае нельзя, потом проблем не счесть.

Новичку для удобства стоит разлиновать лист на полоски одинаковой ширины и настричь необходимое их количество. Нарезать ленты обязательно вдоль волокон (определить по направлению чечевичек). У мастеров, постоянно занимающихся подобным ремеслом, должно имеется приспособление (станок) для нарезки полосок бересты. Это позволяет сократить время на подготовку и получить ровные одинаковые ленты. Разлинованный лист стрижётся обычными ножницами или нарезается ножом-косяком по линейке.

Когда получили нужное количество полосок, их края лучше обстричь в виде трапеции. Это делается для того, чтобы облегчить плетение, когда требуется продёрнуть одну ленту под другой. Не стоит делать слишком острые концы - они при плетении начнут загибаться и слоиться. Разумеется, эта процедура проделывается только для количества лент, участвующих в плетении.

Если делается не плетёное изделие, а, например, сувенир, тогда производится начертание и выстригание необходимых выкроек. Здесь удобно использовать шаблон, чтобы рациональнее тратить материал.

Особенности клубковой бересты

С собранной в клубки берестой дела обстоят куда проще. И слоится она легче, и длина ленты не ограничена шириной листа. Когда расслаиваешь такую бересту, то получается две ровные ленты, одна с важной лицевой поверхностью, а другая в отходы либо на изготовление менее качественных изделий. Но есть и пара минусов.

Первый заключается в ограничении видов изделий, которые возможно изготовить. Ведь ленты ограничены по ширине и редко превышают 4-5 сантиметров. Такая береста пригодна только для плетения. Возможно изготовление некоторых сувениров, не требующих широких выкроек.

Второй минус - чечевички. Их направление (как и волокон) не соответствует направлению самой ленты, и находится под некоторым углом. Поэтому, особенно когда чечевички черные и длинные, на ленте появляются заусеницы, которые могут вызвать обрыв ленты.

После расслоения бересты из клубка до нужной толщины производится нарезка лент. Разлиновка тут больше тормозит, чем помогает, а станок окажется бесполезным в силу своих технических возможностей. Опытные мастера «на глаз» настригают ленты обычными ножницами и те получаются достаточно ровными. После нарезки края также стоит обстричь трапециевидно.

Если расстригается большее количество, чем необходимо, или вся береста, то стоит полученные ленты скрутить снова в клубки или рулоны. В последнем случае нужно перевязать ниткой, чтобы рулон не распался, или использовать канцелярскую скрепку.

Нет специальных правил подготовки бересты к хранению, есть только рекомендации, потому что хранить бересту можно в любом виде: неочищенной и очищенной, отсортированной или нарезанной. Каждый способ хранения может быть подвержен критике, но все же можно дать несколько советов.

Листовой материал следует хранить под прессом между двух ровных поверхностей, не давая бересте возможности (для манёвра) скрутиться (это дело береста любит больше всего). Листы при таком способе хранения не должны содержать на поверхности жидкости (липкий берёзовый сок, например), так как это вызовет скорое появление плесени. Желательно предварительно такую бересту подвергнуть первоначальной обработке в виде грубой очистки. Сортировка тоже не будет лишней из рациональных соображений - из-под пресса каждый раз придётся выбирать подходящие листы, когда этого можно избежать.

Хранить листовую бересту можно в любом месте, но от условий хранения будет зависеть сохранение её свойств, таких как эластичность и прочность. В сухом помещении она быстро станет ломкой, а во влажном - не сгниёт, конечно, но вырастит на себе множество микроорганизмов.

Самым лучшим вариантом будет в меру сухое, тёмное и прохладное помещение, что-то вроде проветриваемого подвала. Но по сути можно даже зимой в неотапливаемом гараже хранить:)

Клубковая береста не менее прихотлива. Её можно подвесить или просто расположить на сухом и чистом полу. Однако из-за рыхлости клубка высыхает такая береста гораздо быстрее, так как листы под прессом лучше сохраняют влагу и к тому же они цельные, то есть имеют меньшее отношение периметра к площади.

Аналогичная ситуация с расслоений берестой - её следует как можно раньше израсходовать, чтобы она не успела иссохнуть.

Ни в коем случае нельзя бересту хранить с использованием полиэтилена. Высыхая, береста будет выделять влагу, которая сконденсируется на полиэтилене и будет накапливаться, создавая благоприятную среду для микроорганизмов, а это уже даже опасно. Минусовая температура, разумеется, скроет такой недостаток, но она в нашей полосе далеко не весь сезон, а выделять холодильник для бересты - смешно. Картонные коробки лучше всего подходят в качестве тары для бересты в любом виде.

Все этапы подготовки бересты выполнены. Теперь все готово и можно переходить непосредственно к производству.

Выбор редакции
Что можно сделать из гальки своими руками? Воспользуйтесь этими идеями, и вы увидите, что камень – идеальный материал для декора.Морские...

Печальная красота осени, сотни оттенков золота, яркие красные пятна кленов, нежно-розовые бересклеты… Так хорошо сидеть ясным октябрьским...

Строительство частного дома всегда начинается с подготовки и заливки фундамента. Обустройство основания дома – один из самых важных и...

Подсветка для рассады как и что выбирать Энергосберегающие Люминесцентные Фитолампы Отражатели света Подсветка для рассады лампами и...
Яблоки нравятся практически всем людям. Но получить их урожай самостоятельно в любом случае приятнее, нежели приобретать в магазине...
Трудно назвать комфортным проживание без правильно работающей канализации, представляющей собой систему удаления сточных вод. Городские...
Цугунов Антон ВалерьевичВремя на чтение: 6 минут Изношенность коммунальных систем привела к низкому качеству воды, подаваемой в...
Вода – это источник жизни и здоровья. Но принести пользу человеку может только чистая вода. Чтобы избавиться от лишних химических...
Горный велосипед Основными особенностями горного велосипеда являются широкие (1.5 - 2.5 дюймов, вместо обычных 20-40 мм) колеса, чуть...