Возникновение мебели и основные этапы ее развития. История создания корпусной мебели Мебель в стиле Буль


Текст: Анастасия Верная

Создатели четырех российских мебельных марок, став родителями, столкнулись с одной и той же проблемой: на рынке катастрофически не хватает красивой, продуманной и качественной детской мебели, доступной при этом по цене. Они решили производить ее сами, вкладывая в дизайн свое видение идеального предмета. The Village рассказывает, какой путь каждому проекту пришлось пройти от идеи до реализации, с какими трудностями ребята столкнулись в процессе и какой должна быть хорошая детская мебель.

Little Street

Основатели: архитектор Ксения Белинская и ее муж

Дата создания: 2014 год

Продукт: шкафы-дома

Идея

История нашей марки началась в 2014 году, когда я ушла в декрет с должности ведущего архитектора московского бюро и стала придумывать интерьер детской. Мы с мужем банально столкнулись с тем, что купить красивую функциональную мебель для детей - большая проблема. В этой нише представлены либо IKEA, которая стоит у большинства знакомых, либо мебель в премиальном ценовом сегменте, который мы не могли себе позволить, либо российская мебель с не самым симпатичным дизайном и жуткой расцветкой.

Судя по продукции отечественных производителей, все девочки мечтают о домике принцессы в максимально неделикатных розовых тонах

Идея собственной детской линейки сложилась из нескольких моментов. Во-первых, я адепт скандинавского дизайна. Во-вторых, готовилась к рождению ребенка, читая книги о воспитании. Плюс наше семейное увлечение - путешествия. Концепция мебели пришла сама собой: функциональные шкафы, которыми ребенок мог бы пользоваться самостоятельно, но удобные и для взрослых. Достаточно простые в плане дизайна, без лишнего украшательства, но с интересной идеей. Мотивом для мебели стали европейские города, они же послужили наименованиями для шкафов-домов. Поставленные в ряд, шкафы создают настоящую улочку - так родилось название нашего бренда.

Вопрос с производством решился очень просто: муж на тот момент делал торговое оборудование для сети магазинов фермерской продукции, и мы использовали эти мощности для разработки мебели. Когда мы начинали, мне казалось, что главное - это красивая идея и качество. Думала, нам хватит опыта, но оказалось, что я многое не учла. Например, то, что эмаль, которой мы покрываем фасады из МДФ, вступает в дикую реакцию с восковым карандашом. Поэтому первый год мебель тестировала наша дочь, а производство мы запустили в 2015-м.

У детской мебели есть свои особенности. Она обычно „веселее“, чем взрослая, но при этом должна быть более безопасной и вандалоустойчивой

Особенности бизнеса

Дети воспринимают все как приглашение к игре, поэтому мы не рекомендуем родителям ставить шкафы по возрастанию высоты, иначе у детей возникнет желание высоко залезть на самый верх, делаем закругленные углы у фасадов, уделяем большое внимание кромке. Также я считаю, что выступающих элементов типа ручек должно быть минимум, а лучше вообще их не делать, поэтому у нас интегрированные ручки, что отвечает скандинавскому дизайну на все 100 %.

Самой большой трудностью для меня оказалась необходимость вести бухгалтерию: считаю я не очень хорошо, как и большинство творческих людей. И еще нелегко дается придерживаться четкого плана: регулярно делать продающие посты в инстаграм, который является отличным инструментом продаж. С производством и логистами общается муж.

И еще одна проблема, с которой наверняка сталкивались и мои коллеги, - эмоциональное выгорание. У меня был момент, о котором я очень жалею, когда я пару месяцев почти не занималась проектом из-за того, что транспортная компания разбила партию мебели. Заказчики были на нашей стороне и очень адекватно отреагировали, но я зависла. Плюс сказалась усталость: я продолжаю активно работать архитектором, а ребенок и мебельный проект занимают много времени.

Конечно, есть и радости. Например, то, что идет много продаж в регионы, возможно, потому что у людей там меньше альтернатив, чем в Москве или Петербурге. И что самые популярные наши цвета - мои любимые серый и горчичный. Когда я вижу результат совместной работы с родителями маленьких владельцев мебели, я испытываю колоссальное удовольствие: все детские разные, но все мне очень нравятся.

Сейчас мы ведем переговоры о том, чтобы выставиться на нескольких московских площадках, потому что заказчики хотят видеть образцы мебели вживую. Также мы активно участвуем в выставках и мероприятиях для детей и родителей: Пикник «Афиши», Furniture Market, мероприятия с журналом «Счастливые родители». Еще я заметила за собой забавную штуку: находясь в положении, я особенно активно генерирую идеи. Мы ждем появления второго ребенка и запустили еще одну, «норвежскую», коллекцию домиков, а также зеркал и тумб-зверят.

PlayPly

Основатели: дизайнер Андрей А. Анисимов и архитектор Мария Анисимова-Карасик

Дата создания: 2013 год

Продукт: детская мебель-трансформер

Идея

Когда нашей дочери Марфе исполнился год, мы начали искать для нее удобные, безопасные и красивые стол и стул. Задача выглядела простой, но все предложения либо не соответствовали нашим запросам, либо были слишком дорогими (мебель американских и европейских брендов. - Прим. ред) . И тогда Андрей решил спроектировать идеальную мебель самостоятельно - так на свет появилась мебель серии CLIC. Она сделана по ГОСТу для четырех ростовых категорий, не переворачивается и не ломается.

Для нас детская мебель - это не дизайн и стилизация взрослых предметов под детские

Именно стилизаций мы осознанно избегаем, предлагая детям самостоятельно создавать свой образный мир и иметь возможность его трансформировать. Детское пространство и наполняющая его мебель - это место, где ребенок живет и развивается, где ему удобно. А значит, главное здесь - эргономика, функциональность и возможность выбора. Важно предоставлять ребенку возможности: рисовать красками на мольберте, лазать, танцевать, красоваться перед зеркалом, играть, доставать и убирать игрушки, одежду - чем больше выбор, тем больше шанс, что ребенок им воспользуется.

Особенности бизнеса

После того как наша мебель засветилась на выставке Moscow Design Week 2013, нас заметила пресса, стали поступать заказы, и мы поняли, что нужно срочно искать производство и запускать проект. Тут нас ждало большое разочарование: оказалось, найти производство, готовое работать качественно и в срок с небольшими объемами не так уж просто. Заказы поступали, но мы не могли их реализовывать. Мы сменили десять производств, и ни одно из них не справилось с задачей. Промучившись около года, мы решили приостановить прием заказов и бросили все силы на поиск надежного партнера. И только в начале 2016 года мы нашли производителей, обеспечивающих нормальный поток нашей продукции, а в 2017-м еще нескольких - и теперь готовы делать хорошую мебель в больших объемах.

С 2016 года с нами в команде работает очень важный для нашей компании человек - Роман Раух. Роман - педагог, психолог, работает в Хорошевской гимназии. А еще он тренер и разработчик в «Школе диалога с препятствием», где создают систему комплексов и упражнений, нацеленных на развитие ребенка и его адаптацию к жизни. Вместе с Романом мы придумываем и реализуем проекты детских комнат, где создаем возможность для игры, во время которой ребенок двигается, решает разные задачи и преодолевает препятствия. Совместно мы создали линейку MOVE - мебели, по которой можно лазать.

Moonk

Основатели: маркетолог Вера Середа и Мария Бурцева, ранее развивавшая образовательный проект

Дата создания: 2016 год

Продукт: столы-мольберты

Идея

Мы - две подруги и мамы, которые задумали создавать что-то свое. С последнего курса университета мы хотели начать свое дело как раз в детской тематике, но приблизились к мечте только несколько лет спустя, когда у нас родились дети: пришла пора покупать игровую мебель, и стало ясно, что с этим направлением на рынке дела обстоят неважно. В это же время муж одной из нас занялся столярным производством, и мы решили, что такую возможность упускать нельзя. Нам захотелось создавать лаконичную и современную детскую мебель, поэтому мы решили добиться эффекта «взрослой» детской мебели, не забывая про безопасность, качество и функциональность.

Вся наша мебель изначально была сделана для себя и испытана

на наших детях

Особенности бизнеса

Каждый из наших опытных образцов мы долго тестировали и совершенствовали, пока не привели мебель к тому виду, в котором она производится сейчас. Абсолютно все - материалы, внешний вид, функциональность - мы оцениваем с точки зрения безопасности: у нашего стола-мольберта нет острых углов, а столешницу ребенок может поднимать и опускать самостоятельно, не прищемляя пальчики. Те же стандарты мы применили к стулу: на нем не получится раскачаться и упасть, а если ребенок встанет на него и облокотится на спинку, стул не перевернется.

Также важно было учесть быстрый рост детей, ведь мебель при этом должна оставаться эргономичной: мы спроектировали все наши предметы в двух ростовках. Материалы тоже выбираются с точки зрения безопасности и экологичности, но еще они должны быть износостойкими и хорошо моющимися, особенно это касается рабочей поверхности стола. Мы изготавливаем столешницы столов и ножки всей мебели из фанеры, покрытой дубовым шпоном и прочным прозрачным лаком. На таком покрытии меньше видны царапины и сколы, с него легко смываются краски.

Неожиданностей на первом этапе работы было много. Так, например, наши надежды на дружественную столярную мастерскую рухнули после первых попыток сделать опытные образцы стула. Затем последовало разочарование от еще двух производств. Затем еще от нескольких десятков. Поиск мастерской для первой партии стал самым долгим и сложным этапом. Технические сложности тоже были: оказалось, что в Москве, да и в стране в целом, практически невозможно купить подходящую мебельную фурнитуру, ее пришлось заказывать из Китая. А после получения первых заказов мы вдруг обнаружили, что закупленные нами в большом количестве эмали для покраски плохо ложатся на фанеру. Причину этого мы так и не нашли, пришлось вернуть производителю весь закупленный материал и в срочном порядке подбирать другие эмали.

В день запуска проекта мы решили участвовать на выставке Wood Works, на всю подготовку было всего пять дней. После первого дня выставки нас переполняли эмоции: мы получили огромное количество исключительно положительных отзывов, дети рисовали за нашими столами-мольбертами весь день, и все были очень довольны. Для нас это было самой лучшей наградой. Все наши сомнения, в том ли мы двигаемся направлении, развеялись. В первые месяцы продаж мы иногда сами отвозили заказы, и это было очень здорово - мы видели довольные лица мам и детей, слышали восторженные комментарии в адрес нашего продукта. Общение с клиентами всегда дает мощный заряд двигаться дальше.

DoodyWoodyDom

Основатели: экономист Катерина Грачева и предприниматель Дмитрий Шангалеев

Дата создания: 2014 год

Продукт: домики-кровати

Идея

После появления на свет одна за одной трех дочерей мне стали очень интересны детские проекты. А опыт работы креативным директором в сети детских центров дал возможность близко соприкоснуться с родительской аудиторией, прочувствовать разные характеры, вкусы и требования. Так возникла идея создания маленького дома для ребенка не просто как интерьерного объекта и места для сна, а как инструмента развития самостоятельной, свободной и творческой личности. В таком доме я прежде всего видела решение собственных проблем по организации пространства комнаты дочерей, а Дмитрий, которого всегда вдохновляли тепло и жизненность деревянных объектов, предложил делать каркасные домики-кровати - до нас ничего подобного в стране не производилось.

Первый домик был скручен на даче из подручных материалов. Мои девчонки (шести, восьми и десяти лет на тот момент) отреагировали на новый предмет мебели крайне положительно. Они не могли оторваться от дома несколько дней, превращая его в песочницу, замок и кухню или используя как спортивный снаряд. После возвращения в квартиру интерес к домику не пропал: девочки даже составили график очередности сна в нем. Тогда мы начали разрабатывать первый серьезный образец.

Мебель для детей - это то, что они постоянно видят, с чем взаимодействуют

Особенности бизнеса

Каждый предмет детского интерьера можно использовать для развития заложенных в ребенке творческих начал и самостоятельности. Поэтому обязательные этапы создания мебели для нас - консультации с детскими психологами и педагогами, дизайнерами, архитекторами и увлеченными родителями. В дизайне и производстве мы прежде всего обращаем внимание на безопасность: в каждом из своих воплощений (а дети ведь мастера давать привычным предметам непривычные роли) объект должен быть полностью надежен. Мы смогли сконструировать домики так, что соединения и балки спокойно выдерживают вес даже взрослого человека, а поверхности исключают возможность поцарапаться или получить занозу.

Второй важный момент - возможность трансформации. Дети растут, и каждые два-три года детская естественным образом требует обновлений. Мы закладываем в свои объекты возможность долговременного использования и со стороны качества мебели, и со стороны ее адаптируемости к переменам. Например, дом из кровати может перерасти в уголок художника или открытый шкаф. А еще мы разработали программу «Растем вместе»: родители покупают первый дом, ориентируясь на актуальные потребности ребенка, а мы каждые два года бесплатно меняем его на новый, нужного теперь размера и конфигурации.

Первый выход домиков в свет состоялся на осеннем фестивале Seasons в саду «Эрмитаж» в 2014 году. Они очень понравились и детям, и родителям - там мы получили первые заказы. А следом пришел черед неудач: пилотные образцы, подготовленные своими руками, дали неверную картину себестоимости, и когда первая партия ушла в производство, мы столкнулись с тем, что проект просто-напросто убыточный. Конструкция также требовала доработки: фестиваль показал, что домики недостаточно антивандальны. Мы преодолевали напряжение от сорванных сроков и бессонных ночей на производстве в полной уверенности, что эта партия станет единственной. Но отклик покупателей, реакция родителей и детей, которую мы увидели, вернули нам энтузиазм. В итоге проект, начатый на азарте и без финансирования в разгар экономического кризиса, уже три года доказывает, что мы нашли свою нишу.

Фотографии: обложка, 3 –

В истории материальной и прикладной культуры человечества есть страницы, которые на первый взгляд производят впечатление ясных и вполне очевидных, однако при более внимательном изучении выясняется, что они — сплошная загадка, что под кажущейся простотой кроется масса нюансов и вариантов истолкования. В данном случае речь пойдет о миниатюрной мебели, которая, скорее всего, предназначалась исключительно для детских игр и в ином качестве не могла быть использована. Правда, в процессе исследования и погружения в тему становится ясно, что маленькая мебель представляла интерес не только для детей, а её собирательством увлекались люди весьма солидного возраста; для них она порой являлась предметом страсти и составляла статью крупных, порой даже разорительных расходов.

Началом истории производства и коллекционирования миниатюрной мебели стали замечательные кукольные домики, изготовленные в Голландии и Германии для развлечения юных особ королевской крови. Их наполняли маленькой кукольной мебелью, посудой, драпировками, иногда коврами, бытовыми деталями и даже способными стрелять маленькими охотничьими ружьями и пистолетами, а также куклами, которых можно было переодевать в различные костюмы, подходящие к тому или иному случаю (выезд на бал, охоту, приём гостей и т.д.) Стоили они очень дорого, так как их изготавливали в единичном экземпляре, как правило, на тех же фабриках и из тех же материалов, порою драгоценных, где делали подлинную мебель, посуду, прочее оборудование полного размера, служившие образцом. Исполнение маленькой мебели требовало исключительного мастерства и таланта.

Шкаф-комод, маркетри в восточном стиле, с геометрическим узором и многочисленными звездами, Франция, XVIII век. Высота 105 см.

Из нашей родной российской относительно недавней истории можно вспомнить современника и друга А.С. Пушкина — Павла Войновича Нащокина (1801-1854 гг.), по заказу которого был создан широко известный в России кукольный домик, а также экспонируемый в Петергофе так называемый «Сельский приказной дом», который стал даром императора Николая I его супруге Александре Федоровне. Оба эти домика буквально наполнены вещами той эпохи, изготовленными с любовью и талантом. Они передают дух времени гораздо более полно и точно, чем многие описания и рисунки. В «Нащокинском домике» представлено много вещей (611 штук), так или иначе связанных с жизнью, бытом и творчеством А.С. Пушкина и потому особенно драгоценных для нас. Но это всё-таки памятные игрушки, не более того. Обратимся к другим аспектам миниатюрной мебели европейского производства, которые не связаны с игрой и детьми.

Экзаменационные работы

Внимательный читатель, возможно, знает о том, что в любой профессии для становления мастера, начиная от Средневековья и до середины XIX века, в Европе необходимо было пройти шести-семилетний период ученичества, затем следовали три-пять лет работы подмастерьем, когда человек работал почти даром, «за харчи», и лишь потом он получал право представить на суд специальной комиссии экзаменационную работу для получения звания Мастера и члена гильдии. Такие комиссии не бывали постоянными, а создавались «по случаю» из наиболее одарённых и авторитетных мастеров союза, гильдии, ганзы, объединения. В них входили люди, имеющие не менее чем десятилетний опыт самостоятельной работы. Они бывали предельно строгими, потому что мало кто был заинтересован в умножении числа мастеров-конкурентов. Всем известен французский термин шедевр (мастерски исполненная вещь). Одно из первоначальных значений этого термина может быть истолковано как «экзаменационная работа» или «работа на звание мастера». Такая работа могла быть успешной, а порой и нет. Для её создания требовались дорогие, иногда драгоценные материалы, которые в случае неудачи могли быть испорчены, потрачены зря, впустую, как, впрочем, и труд, ушедший на изготовление самого предмета. Кстати, уровень демонстрируемого мастерства не столь сильно зависел от размеров изделия, скорее, даже наоборот: в малом масштабе намного сложнее показать умение обращаться с материалом, выдерживать пропорции изделия и проявлять мастерство в обработке и отделке.

Шкаф-комод; маркетри с цветами и птицами, с инкрустированной надписью из слоновой кости «Для Жасмин», с двумя дверцами, за которыми кроется коллекция китайского фарфора, оправленного в серебро в Амстердаме; Голландия, XVIII век. Высота 68 см.

Прекрасный шкафчик из акажу, носящий клеймо Дау (V. Daoust) и датированный 1802 годом, высотой 67 см является образцом подобного шедевра в области столярного искусства. Под его съёмным козырьком располагается арочный фронтон, украшенный тонкими резными скульптурными эмблемами. Две дверцы с рокайльным лепным орнаментом соединяются у центральной пилястры; при открывании обнаруживаются полки и два ящика. Внутренний выдвижной ящик окантован резьбой в форме жемчужин. На нижнем фартуке — резьба по массиву дерева, изображающая столярные инструменты: метр, скобель, циркуль, тиски, киянку. В верхней части фронтона изображены научные приборы: циркуль символизирует меру и справедливость, угольник вызывает ассоциации с точностью и мудростью, тогда как лира взывает к поэтическому вдохновению и к пророчеству, а кадуцей (отличительный знак бога Гермеса — переплетённые ветви оливы и лавра, увенчанные двумя змеями) олицетворяет равновесие и мир.

Приведу ещё пример подобной экзаменационной работы из Голландии. В этой стране с давних времен сильна традиция создания подобных шедевров. Этот шкаф-комод высотой 68 см с маркетри из цветов, масок и птиц с добавлением маленьких цветочков из слоновой кости, в котором будущий мастер столь талантливо выразил себя, стал особенностью стиля Нидерландов под названием «жасминовое маркетри».

Токарный станок мастера по перламутру П. Муше; Франция, около 1820 г. Высота 30

Стоит упомянуть и подлинный шедевр — токарный станочек высотой 30 см из перламутра, великолепно исполненный около 1820 г. Пьером Муше. Этот парижский скульптор и специалист по перламутру и слоновой кости в качестве вступительного шедевра представил миниатюрную копию своего рабочего станка со всеми механизмами. Помимо прекрасных эстетических качеств, этот токарный станок и по сию пору успешно работает точно так же, как станок натуральной величины.

Макет коронационного трона; дерево, папье-маше, воск, Адриен Марелье, около 1750 г. Высота 54 см; Королевский Дворец в Стокгольме.

Модели или макеты

Когда клиент обращается к мастеру с просьбой изготовить тот или иной образец мебели, он порой хочет, прежде чем заказать изделие, посмотреть на модель или его макет. Разумеется, человек, привыкший читать чертежи, мог бы удовольствоваться их рассмотрением и оценкой, но это умение, сегодня довольно распространенное, в описываемые времена было очень редким. Потому наглядная уменьшенная модель была весьма востребованной и желанной, особенно если она являла собой некую техническую новинку, новый и неожиданный вариант украшения или отделки.

В Средние века мебель была немногочисленной, и ее часто перевозили с места на место, из одной резиденции в другую. Такая мебель не была разнообразной, почти не изменялась, была прочной, грубой, и своё происхождение вела от сундука или ларя.

Экономический подъём в эпоху Ренессанса позволил тем, кто накопил достаточное состояние, обустраивать внутреннее пространство своего жилища с роскошью, которая до той поры была присуща разве что церквям или королевским дворцам. За большими залами эпохи Средневековья, предназначенными для многих целей, в XVIII веке последовало разделение жилища на небольшие комнаты, каждая из которых выполняла одну, строго определенную функцию: собственно жилая комната, спальня, гостиная, прихожая, музыкальный салон, столовая, библиотека, бильярдный зал. Миниатюрная скамья с клиновыми замками крепления высотой 23 см — весьма редкий прототип перевозимой мебели; когда вынимают клинья с каждой стороны, вся сборка легко демонтируется для перевозки. Это небольшая модель столяра, работавшего с клиновыми конструкциями, который имел привилегию (лицензию) на изготовление и продажу всех видов мебели: «Йехан Мишель, мастер- клиновщик, с правом производства и обучения» (из счета за строительство кафедрального собора в Труа).

В ходе создания новой мебели модель занимает важное место. После изготовления чертежа объемная модель позволяет лучше понять «уравновешенность, функцию, эстетику и саму душу мебели». Новая черновая заготовка позволяет производить переход от одного стиля мебели к другому; тем самым история мебели оказывается неразрывно связанной с небольшими моделями, которые изобретает архитектор-декоратор (орнаменталист) или мастер-эбенист (чернодеревщик). Небольшую легко переносимую модель гораздо проще представить на суд заказчика, чем полноразмерный предмет мебели, особенно если она может стать разборной.

Макет коронационного трона высотой 54 см шведского короля Адольфа Фредерика и королевы Луизы Ульрики (коронованных 26 ноября 1751 г.) являет собой историческое свидетельство. Это заготовка из дерева, папье-маше и воска.

Окончательный полномасштабный вариант коронационного трона был украшен богатой резьбой и золочением, однако многочисленные резные мотивы и скульптуры были заложены и воспроизведены уже на подготовительном макете.

Таким образом «построением» нового предмета мебели архитектор- декоратор создает демонстрационную модель, закладывая в неё более точные и разнообразные образчики мотивов украшения, чем это делает декоратор в своём альбоме, поскольку в данном случае декор изделия строго привязывается к конкретному изделию. Из-за высокой себестоимости и затрат на транспортировку эта модель была исполнена в небольшом масштабе, позволяя получить достаточно точное представление о том, каков будет предмет мебели в окончательном варианте.

Пара трансформируемых табуретов для музыкантов с механизмом подъема; Франция, эпоха Людовика XVI. Высота 23 см

Модели со встроенными механизмами

Пара табуретов высотой 23 см для музыкантов позволяли заказчикам выбрать различные скульптурные модели. Трансформируемые табуреты оборудованы механизмом, дающим возможность поднимать сиденье на нужную высоту. Оба окантованы поясками с плетёным узором, прерываемым линиями розочек и резными сердечками. Ножки табуретов прямые или восьмигранные. Трансформируемое кресло для больного «еп confessionnal» (в переводе с французского — как в исповедальне) — высотой 25 см — интересная модель, которая благодаря двум кремальерам (зубчатым рейкам) позволяет превращать его в кровать для отдыха.

Любопытна модель мойки посуды для десерта высотой 32 см голландской работы XVIII века, состоящая из верхней плиты, которую можно поднять, открывая при этом подвижные полки, служащие опорой для кубков и стаканов. С каждой стороны центральной раковины для мойки стаканов выдвигается скользящая полочка, состоящая из двух частей, при этом создается дополнительная поверхность. В нижней части два ящика и две реечные дверцы открывают этажерку для размещения посуды.

Трансформируемое кресло для больного; Франция, эпоха Людовика XIV. Высота 25 см.

Торговый образец

После того как мастер по заказу клиента изготовил ту или иную модель, она вполне могла послужить образцом для дальнейшего продвижения и тиражирования в коммерческих целях вне зависимости от того, была ли она принята придирчивым первоначальным клиентом или отвергнута им. Безусловно, небольшую модель проще и удобнее перевозить, в том числе и в багаже на дальние расстояния, чтобы продемонстрировать её достоинства потенциальным покупателям.

Некоторые мастера оценили возможности изготовления макета или модели даже не из черного или красного, а потому дорогого дерева и прочих ценных материалов, а демонстрировали своим клиентам макеты из обожженной глины или терракоты, иногда — частично из воска по деревянной основе, а также из клеёной бумаги, или «папье-маше». Терракота много пластичнее долговечных дерева и металлов, но в то же время, и более подвержена ударам, однако хрупкость компенсировалась её дешевизной.

Кафедра проповедника из терракоты; Франция. XVII век. Высота 70 см.

Терракотовая модель кафедры проповедника высотой 70 см — это прекрасный проект XVII века. Здесь представлен первый эскиз с некоторыми скульптурными мотивами в виде молящейся и ангела. При заказе по образцу клиенты получали возможность выбирать варианты индивидуальных форм, различных рисунков маркетри, экзотические породы дерева, доступные в настоящий момент, согласовывать цены и прочее. Принимая во внимание уменьшенный размер таких моделей, эбенист мог переезжать с места на место с подобными моделями, чтобы демонстрировать образцы своей продукции потенциальным клиентам.

В провинциальных городах столяры не всегда имели стационарные мастерские. Некоторые из них устраивались со своими инструментами и уменьшенными моделями прямо у заказчиков, чтобы изготовить к свадьбе или иному случаю громоздкий и тяжеловесный сундук-кофр («кассоне»), свадебный шкаф или комод, иную мебель по выбору по предлагаемой уменьшенной модели; и все это из аккуратно срубленного, просушенного и распиленного отцом будущей новобрачной дерева.

С большим почтением, даже называл его «многоуважаемым». Конечно, это делалось для красного словца. Но корпусная мебель имеет настолько богатую историю, что к ней и правда следует относиться с уважением. Проследим основные вехи в «биографии» столов, шкафов и прочих предметов, которые живут с нами под одной крышей.

Важный шаг производство корпусной мебели сделало во времена Древнего Египта, когда обработка древесины и изготовление из нее различной утвари перешли в разряд бизнеса. Время беспощадно к изделиям из древесных пород, и до нас не дошло ни одного образца той поры. Но, судя по изображениям, можно предположить, что уже несколько тысячелетий назад предки современных столов и стульев мало чем отличались от наших. В основном они были с круглыми или квадратными столешницами и сиденьями.

Древнегреческие мебельных дел мастера впервые задумались, что такая корпусная мебель, как стол, может использоваться не только для приготовления или приема пищи, но и в учебных целях. Так появились первые письменные столы. Позже рациональные римляне дополнили их подобием ящиков, которые сегодня можно встретить практически в любой модели.

Изобретение предка современного шкафа, как и многого другого в нашем мире, стал великий Леонардо. Хотя неудобство простых сундуков для хранения утвари люди отмечали давно. Сначала они научились оборудовать сундуки полочками, чтобы вещи не сваливались в кучу, а лежали на своих местах. Затем, по мере того как им хотелось вместить всё больше и больше, лари стали расти в высоту. И, наконец, «потеряли» привычную для себя крышку – на смену ей пришли хорошо известные нам дверцы. Первые шкафы были изготовлены в эпоху Возрождения. Делалась такая корпусная мебель на заказ, причем мастера стремились добиться не просто функциональности, но и эстетичности, не жалея дорогостоящих материалов для отделки. Параллельно со шкафом появился и совершенствовался еще один предмет для хранения всяких мелочей – комод.

Интересна история создания серванта. Его «отцом» можно считать небольшой столик с выдвижными ящиками, в котором два столетия назад хранили и «доводили до нужной кондиции» вина. Он был изящным, но на редкость непрактичным. И уже скоро производство корпусной мебели «догадалось» расширить его и превратить в целый шкаф, в котором можно было бы хранить и посуду, и полезные вещицы для сервировки стола, и столовый текстиль.

Новейшим изобретением мебельной цивилизации стала стенка. Ее изобрел уже вполне конкретный человек – дизайнер Поль Кадовис, и произошло это в 1945 году. Его решение опять же было продиктовано необходимостью экономии пространства: намного лучше покупать не комод, сервант и гардероб поодиночке, а один предмет мебели, в котором все они совмещаются.

Наконец, так популярные сегодня шкафы-купе ― корпусная мебель с раздвижными дверьми ― появилась в 60-е годы. Идею дизайнеры позаимствовали у пассажирских вагонов, в которых впервые начали применяться двери с откатной системой.

Вряд ли нам станет когда-нибудь известна разгадка тайны появления мебели. Она наверняка появилась в тот момент, когда женщина начала заботиться о создании уюта и комфорта в своем жилище, заставляя вернувшегося с утомительной охоты мужа изготавливать примитивные, но столь необходимые предметы мебели...

Слово "мебель" происходит от французского - meuble. Уже несколько тысяч лет, как мебель сопровождает человека. Едва ли найдется человек, которого не интересовали бы, скажем, вопросы связанные с жильем, мебелью, красивыми и практичными предметами быта.

Древнейшие из известных нам образцов мебели были найдены в Египте в царских погребениях III века до нашей эры. Это обломки ларцов из черного дерева, инкрустированных слоновой костью, малахитом и бирюзой. Там же были найдены и первые в истории человечества табуреты, один из которых был даже складным. Табуреты эти были сделаны из дерева, а ножки в виде копыт животных вырезаны из целых слоновьих клыков. Древние египтяне являются также "авторами" кроватей и стульев.

Первая мебель, созданная человеком, была жесткой и очень функциональной. Только египетские фараоны могли себе позволить сидеть в кресле, украшенном золотыми накладками и сложной резьбой.

Великие, но неприхотливые в быту, греки придумали лари - своеобразные сундуки, служившие одновременно лежанками и скамьями.

В это время в традиции создания мебели входит культ использования природных мотивов. Точнее, ножки всех древних табуретов выполнялись в виде копыт животных, подлокотники тронов были сделаны в форме шагающих львов. В отделке тронов для самых богатых особ не скупились на золото, цветную эмаль, резьбу, перламутр, цветное стекло. Применяли в основном краски теплых тонов: желтую, красную, зеленую, черную, коричневую, а также голубую и белую. Во время раскопок при осмотре стула фараона Тутанхамона было обнаружено, что верхняя часть спинки украшена металлической накладкой, изображающей золотое крылатое солнце - знак бога Ра.

Примечательно, что именно Египтянам предстояло изобрести много новшеств в разработке мебельных ансамблей: стулья, кресла, скамейки, табуреты, столы, кровати, сундуки и ларцы - именно их выдумка. Надо отметить, что простые люди хранили продукты, одежду и другую утварь в основном в корзинах, шкатулках и глиняных сосудах. Спали на циновках, плетеных матах, расстеленных прямо на полу. Сидели, в зависимости от благосостояния, на связках тростника, соломы или на простейших табуретах.

Раскопки в Греции показали, что всё внимание древние греки в основном уделяли архитектурному искусству, но культа мебели еще не существовало. Если ее и изготавливали, то делали из дерева, бронзы и мрамора. Хотя подлинных образцов деревянной мебели того времени не сохранилось. Наиболее важным типом домашней мебели был ларь - особый ящик для хранения вещей. Стенки таких ларей покрывались росписью разных цветов. Кроме ларей, в обиходе древних греков были очень распространены столы на трех опорах, изготовленных в виде ног крупных животных.


Это отражается на подъеме ремесленного мастерства мебельщиков, приводит к их конкуренции, выделению из цеха плотников новых специалистов - столешников, сундучников, шкафников. В XIV веке изобретается "лесопильная мельница", что позволило облегчить тяжелые до этого конструктивные элементы мебели.

Художественная форма изготовления мебели, как и всякое творчество, определялась прежде всего общественным устройством в тот или иной период времени. Решающими факторами были и географическое положение, технические достижения, культурные запросы и вкусы заказчика. Под влиянием этих факторов мебель непрерывно изменялась и совершенствовалась.

История мебели знает несколько кульминационных периодов, когда художественные черты мебели могли по праву считаться "высоким искусством". И один из этих периодов - позднее средневековье или иначе - готика.

В начале XVII века общее повышение жизненного уровня и запросов привело дворянство к желанию иметь более роскошную "жизненную среду". Подобные тенденции особенно четко обозначились в городах, где развитие искусств более всего отражалось на ремесленных цехах.

Именно в этот период мебель стала привычным повседневным реквизитом - предметом интерьера.

Сундук в те времена был объектом творческого интереса и был символом благосостояния семьи. Его переднюю стенку обычно покрывали рельефы и ряды стрельчатых аркад. Украшениями также служили изящные фронтоны, фиалы, розетки, крестоцветы и человеческие фигуры. Орнамент зависел и от породы дерева. Так, например, в Южной Германии, Тироле и Австрии из хвойного дерева создавались лиственные завитки на синем или красном фоне. В Скандинавии, Англии, Северной Италии и Испании пользовалось хорошо обстругиваемое жесткое дерево. В других странах мебель украшалась завитками, кустами и гирляндами из цветов и плодов.

Значительно позже стула, стола и кровати родился шкаф. Произошло это в средние века в готических замках феодальной Европы. Прообразом его служил ларь-сундук, который старался вытянуться вверх от обилия хранимых вещей и превратился в шкаф, сразу заняв одно из основных мест в мебельной иерархии. Шкаф стал подражать готическим замкам, украшался подобием башенок, колонн и даже деревянной скульптурой. Очень удобный для использования в различных целях, шкаф стал основателем целой мебельной "династии": из него позже возник буфет со стеклянными дверцами, когда научились лить стекло большой площади, а потом появился и книжный шкаф. С развитием столярного ремесла и фантазии человека, создается гибрид стола и шкафа-бюро.

Помимо этого изготавливались различные типы столов: прямоугольные с перекрещивающимися ножками, круглые и продолговатые, опирающиеся на широкие боковые щиты.

Однако центральное место в убранстве жилищ того времени отводилось кровати. На юге она стояла на приступках, а на севере снабжалась балдахином или полубалдахином. В XVI веке во Франции и в Нидерландах предпочитали иметь кровать непосредственно встроенную в деревянную обшивку стены.

Если предыдущие стили органично развивались друг из друга, то ренессанс, через тысячелетие избрал отправной точкой художественное наследие античности. Для мебели этого стиля характерны четкая форма, ясное построение и повышенное использование в оформлении архитектурных элементов. Родиной всех новых форм художественного выражения стала Италия. Корпусная мебель (сундук, шкаф) решаются как архитектурные сооружения, при этом декорируется, как правило, почти все. Используются различных форм колонны, пилястры, растительные орнаменты (например, очень популярный мотив - "акант", гермы, купидоны, гротески, арабески, плетенки, гирлянды, фестоны, львиные головы, грифоны и т.д. Столярное дело достигает в этот период очень высокого уровня. Цветовое решение мебели ренессанса - сдержано. Обыгрывается естественный цвет и текстура вощеной древесины. В это время был изобретен станок для выработки фанеры - это открыло путь для распространения техники фанерования, а вместе с ней приему украшения мебели интарсией. В отличие от предыдущих периодов до нас дошло много предметов мебели эпохи Возрождения разных школ, техник и стран. При кратком рассказе о мебели Ренессанса важно также отметить, что большое разнообразие ее образцов и направлений связано в том числе с огромной ролью ставшего особенно требовательным заказчиком и тем, что над их созданием трудились не только мастера ремесленники, но и проектировщики - художники, делавшие для них эскизы.

Помимо архитектурных стилей, мебель очень "зависела" и от страны, где она создавалась. Во Франции - изящная и декоративная, в Германии - прочная с обильным скульптурным декором, демонстрирующая достаток хозяина, в Скандинавии - удобная и функциональная. А англичане даже создали собственный кабинетный стиль благодаря мастеру Т.Чиппендейлу, давшему имя этому стилю. Рациональность форм такой мебели из благородного дерева сочеталась с искусным и тонким декором. Подражание чиппендейловскому стилю в Соединенных Штатах получило название колониального стиля в мебели.

Совершенно отдельно и независимо от европейских влияний стоят интерьеры Востока. Много плетеных вещей из тростника, веревок или полосок кожи, мебель из темного, почти черного дерева. Все низкое, непривычное для европейского глаза: ширмы и пуфики, скамейки, вставляемые одна в другую, маленькие столики.

Мягкая мебель возникла в замках европейской знати в период классицизма. Во Франции, законодательнице мод в декоре интерьера, в это время строятся резиденции королей и не отстающие от них дворцы знати. Сначала мебель, предназначенную для сиденья просто обтягивали тканью. Затем, когда владельцы замков все больше привыкали к роскоши и комфорту, а их одежда становилась легче, менее утепленной и многослойной, сидеть на жестких стульях и диванах оказалось не очень удобно. "Набивалась" мягкая мебель конским волосом, овечьей шерстью, лебяжьим пухом, позже стал применяться каучук, а в наше время поролон и синтепон.

Русская мебель в своем развитии прошла в основном те же исторически сложившиеся стили, что и европейская мебель. Но в русских образцах всегда чувствуется большая самобытность, оригинальность трактовки формы и отделки изделия с выявлением своего национального характера.
В Древней Руси мебель создавалась народными мастерами-умельцами, на протяжении веков выработавшими очень удобные формы и конструкции, передававшиеся из поколения в поколение и сохранившиеся в быту (особенно в крестьянской мебели) до XIX века. Мебель была тесно связана с архитектурной планировкой помещений, нередко встраивалась в точно отведенное ей место.
Основными предметами обстановки жилища были лавки, скамьи и табуретки с квадратными или круглыми сиденьями, носившие название стульца или стольца. Открытые полки для посуды, настенные или стоящие на полу шкафы, массивные столы, снабженные ящиками или шкафчиками. Стулья и кресла встречались редко. Лавки и скамьи делались неподвижными (вдоль стен) или переносными; они предназначались не только для сиденья, но и заменяли кровати. Скамьи были со спинками и без них. Спинки иногда делались перекидными и назывались переметом (скамья тогда называлась переметной). Сундук в обстановке русского жилища появился позднее.
Мебель украшалась сквозной и глухой резьбой, пропильными узорами, различными профилями, точеными колонками, повторявшими формы русской архитектуры, покрывалась росписью. В орнаментике преобладали животные, растительные (травы) и геометрические мотивы.

В церковной мебели основной формой были очень разнообразные свечные ящики.
Мебель русского барокко и рококо, связанная с именами замечательного архитектора Растрелли, в своих формах и отделке повторяла все богатство архитектурных форм зданий.
В XVIII веке в России начали выделывать железную мебель в Туле, но производство ее было очень невелико и образцы попадали в основном только во дворцы. Изготовлялись стулья, кресла, скамьи простые по форме, но довольно тяжелые и жесткие. Эти вещи отличались необыкновенно тонкой, филигранной обработкой деталей, сквозным орнаментом с насечкой золота и серебра, блестящими "алмазными" гранями, образующими настоящее металлическое кружево высокого художественного качества.
Русская мебель второй половины XVIII - начала XIX века была связана с архитектурой интерьера, точно повторяя основные элементы архитектуры классицизма, творчески использующего античные архитектурные формы. Предметы обстановки отличаются легкостью, строгостью и простотой. Они были удобны по форме и не перегружены украшениями. Скупые, хорошо проработанные профили и отделка повторяли орнаменты лепки и росписи стен и потолков.
Стулья и кресла классицизма имеют прекрасные округлые линии и профили, напоминающие античные образцы. Они делались с учетом пропорций фигуры человека.
Мебель русского классицизма можно разделить на две группы - по форме, характеру отделки и материалу. Первая группа - это дворцовая, парадная мебель. Создавалась она по проектам крупнейших русских архитекторов - А. Н. Воронихина (мебель для дворца в Павловске), К. И. Росси (мебель для многих дворцов Петербурга), Джакомо Кваренги, В. П. Стасова, Доменико Жилярди и других. Эту мебель выполняли из дорогих материалов в столичных мастерских. Крупными мастерами-мебельщиками в это время были Гамбс и Тур.

Петербургский мастер Гамбс работал в России приблизительно с 1790 г. до 60-х гг. XIX в. Он состоял придворным мебелыциком. Фирма Гамбс продолжалась его сыном.
Тур был мастером-краснодеревцем и работал вместе с Гамбсом.

Вторая группа - мебель бытовая. Ее делали в основном по проектам крепостных мастеров в тех же строгих, высокохудожественных принципах классической архитектуры. Она заполняла помещичьи усадьбы и городские дома. Небольшие мебельные мастерские были в Петербурге, Москве, Вятке и помещичьих усадьбах, таких, как Архангельское, Останкино и др.
Мастера создавали свои оригинальные решения многочисленных предметов обстановки, сообразуясь со вкусом заказчиков и со своими знаниями обработки дерева, обогащая мебель народным искусством. Известны имена талантливых мастеров-мебельщиков: Зенина, Нащекина, Сидорова, Уточкина - в Москве, Ивана Рудина, Андрея Федорова - в Вятке.

Материалом для мебели в основном служили береза, орех, тополь и ясень, которые отделывались почти всегда под модное тогда красное дерево. В 70-х годах XVIII века в России для изготовления мебели впервые была использована карельская береза. Это крупный вклад русских мастеров в мировое искусство мебели.
Отличительной чертой предметов обстановки того времени были всевозможные механические устройства - потайные ящики с незаметными пружинами, складывающиеся, выдвигающиеся с поворотами отдельных частей, целой системой запоров и услуг, вплоть до крошечных музыкальных инструментов, исполняющих целые оперные увертюры. В условиях крепостного труда не считались со временем, потраченным на изготовление предмета.
Переходный стиль от классицизма к ампиру в русской мебели носит название "павловский", хотя по времени он был гораздо дольше, чем царствование Павла I, продолжавшееся с 1796 по 1801 год. Павловская мебель - крупная и массивная по форме. Декоративная отделка ее с большими пятнами орнамента на гладком фоне в основном красного дерева или карельской березы подчеркивала массивность предмета. Характеру орнаментики свойственна некоторая театральная утрировка форм: косматые орлы, причудливые грифоны, грузные сфинксы оформляют тяжелые архитектурно-монументальные секретеры, комоды, столы.
Еще в обработке павловской мебели, а затем позднее, при Александре I, на изготовлении предметов обстановки ощущалось влияние французской мебели стиля ампир. Большие плоскости красного дерева, четкие и прямые формы предметов подчеркивались введением тонких медных полосок, окаймляющих их.
Такая мебель введена во Франции мебельным мастером Жакобом (стиль Жакоб).
Русская ампирная мебель имеет свои совершенно самобытные решения по сравнению с образцами европейского ампира. Прежде всего русская мебель гораздо более монументальна. В ее декорировке наряду с классическими орнаментами используются мотивы русских орнаментов. Мебель строится в строгом подчинении законам архитектуры. Украшения и орнаментацию концентрируют в определенных местах, оставляя большие гладкие поверхности полированного дерева. Вместо бронзы для отделки мебели русские мастера употребляют золоченую резьбу по дереву или лепку из гипса и левкаса.
Разнообразные предметы обстановки стиля ампир заполняли дворцы и усадьбы помещиков, городские дома буржуазии и купечества. Образцы ампирной мебели можно разделить на две группы: парадную - дворцовую и более интимную бытовую (русский бидермейер). В это время были широко распространены многочисленные варианты диванов, пред-диванных столов на одной тумбе, кресла в виде бочки или корыта с глухой спинкой, шкафы, комоды, горки, секретеры и новый тип мебели - большие зеркала в богатых рамках. Предметы обстановки стиля ампир отличались красотой пропорций и прекрасным качеством отделки. Но эта мебель была несколько суха, строга и малоудобна для обихода.
В 20-х годах XIX века начинает меняться характер интерьеров. Вместо парадных анфилад громадных залов появляются более интимные, небольшие комнаты - диванная, чайная, кабинет, курительная комната. Мебель становится более комфортабельной. Появляется тяга к восточной мебели (20-е и 30-е годы), к обильным драпировкам, восточным мягким диванам (оттоманкам). В отделке мебели красного дерева сказывалось увлечение готикой. В моду входит мягкая (кутаная) мебель, обитая стеганой кожей, кретоном, бархатом.

Кретоновая мягкая мебель была модна в 1870-1880 гг. Всевозможных форм кресла и диваны отделывались сложной системой обивки, с пуговицами, кисеей, кружевами, бархатом с бахромой, висюльками, подвесками, помпонами, Эта мебель была чрезвычайно тяжелой, неуклюжей, некрасивой, негигиеничной и непрочной.

К концу XIX века предметы обстановки повторяли мебель стиля рококо, но в более простых и тяжелых формах, Фирма Гамбс ввела в моду ореховую мебель с упрощенной и обобщенной орнаментацией стиля рококо. Позже появляются вещи, в отделке которых эклектически смешиваются элементы разных стилей мебели. Комнаты наполняются тяжелыми бархатными драпировками и массой мелких вещей: сувениров, портретов, дешевых картин в тяжелых золотых рамках. Формы мебели становятся мельче, с множеством точеных украшений, окрашивают ее в основном в черный цвет. Возникла мода на мебель в стиле ренессанс. Образцы ее в большом количестве выделывались на мебельных фабриках, но они ничего общего не имели с предметами подлинного стиля Возрождения.
В начале XX века появилось увлечение старинной мебелью. Крупные мебельные фабрики Фишера и Шмидта в Москве и Мельцера в Петербурге выпускали доброкачественную художественную мебель в разных стилях по желанию заказчиков - крупной буржуазии и купечества. Стиль модерн не внес в русскую мебель каких-либо своеобразных национальных черт по сравнению с образцами европейского модерна.

А как появился стол?

Обыкновенный стол - прямоугольная доска на четырех ножках - с незапамятных времен служил человеку. Изначально популярными были лишь самые простые пиршественные столы - грубо сколоченные доски, водружённые на козлы. За такими столами пировали и князья со своими дружинами, и простые люди.

С развитием письменности появляются самые первые письменные столы: в то время они были невысокими, и верхняя доска их находилась на уровне колен. Но стол не служил непосредственно для письма, на нем лишь размещали чернильницы, линейки, перья и ножи для их затачивания. Затем для дополнительного удобства появились столы с открывающейся столешницей, под которой стали располагать множество отделений и маленьких ящичков.

Древние греки, славящиеся своим либерализмом и ораторским искусством, для проведения переговоров впервые решились закруглить у стола углы и поставили его на изогнутые ножки. Так появился круглый стол. В эпоху классицизма в период развития мебельного искусства мебельные мастера уже изготавливали более 20 видов столов: делались и сервировочные столики, и полноценные письменные столы. Появились игорные столы для азартных игр, столы для рукоделия (так называемые «бобики», имеющие форму боба), туалетные столики для спален прекрасных дам. Столы стали изготавливать не только из дерева, но и из всевозможных более дорогих материалов: мрамора, бронзы, яшмы.

Как появился стул?

В Древнем Египте во времена правления фараонов, когда не существовало еще полноценных стульев, принято было сидеть на скамьях и простейших табуретах. Существует некая легенда, которая гласит, что во время погребения одного из фараонов, один из его приближенных просто упал с такой неудобной скамейки. Это событие могло послужить дурным знаком.

Поэтому ученые предполагают, что именно после этого случая были придуманы первые подлокотники, а позднее и спинки. Но столь роскошные и богатые предметы мебели выполняли функцию скорее трона и были доступны лишь правителям государства. Трон оказался настолько удобным, что с тех пор ни один державный правитель от него не отказывался. Кроме того, позднее, наличие стула стало признаком принадлежности к богатейшему сословию. Примечательно, что в Древней Греции, в отличие от Египта, стулья были привилегией лишь женщин и детей. Мужчины же предпочитали возлежать во время неторопливых бесед и пиров.

Для древних римлян, как и для египтян, стул или кресло были показателем того, насколько человек преуспел. И поэтому было принято носить свой собственный стул с собой: так чиновники имели складные украшенные слоновой костью стулья, которые носили за ними их рабы. На низком, богато украшенном сидении сидеть позволялось лишь особо уважаемым гражданам. А глава богатого семейства имел право восседать на домашнем троне, изготовленном из мрамора, и устроенном по типу императорского.

В Европе члены королевской семьи восседали на стульях с подушками, знать располагалась на богато украшенных сиденьях, а придворные, имеющие более низкий ранг, сидели на складных стульях. Вся остальная прислуга обязана была стоять. Так долгое время стул оставался показателем богатства и престижа, играя важную роль в дворцовом ритуале.

На протяжении долгого времени задачей древних мастеров при изготовлении стула было не создание комфортного и удобного седалища, а сотворение величавого и богатого трона. Зачастую такие стулья обрекали человека на многочасовую муку, похожую на пытку. Так Людовик XIV приказал изготовить стулья для своего дворца из чистого серебра.

И только лишь к XVII веку отношение к стулу кардинально переменилось. В основе его лежал принцип удобства. Первым таким стулом стал шезлонг, на котором можно было как сидеть, так и лежать. Шезлонги были разными по форме: в виде лодки или в виде «разбитой герцогини», состоявшей из кресла и приставленного к нему мягкого табурета, а иногда из двух кресел и табурета между ними. Но культ «светского стула» всё еще не сдавал позиции: например, мужчине, одетому во фрак, приходилось сидеть задом наперёд - лицом к спинке стула, чтобы не измять фалды.

Лишь в середине XIX века в истории мебельного строения, наконец, произошел окончательный переломный момент. Изобретение венского столяра Михаила Тонета позволило простому человеку пользоваться обыкновенным стулом в своём доме благодаря практичности и, прежде всего, дешевизне. Тонет разработал идею производства мебели из гнутого дерева. К концу XIX века фирма «Тонет» произвела на своей фабрике уже 50 миллионов стульев. Стулья быстро покорили Америку, Европу и даже Россию. По примеру Тонета мебель во всём мире стали делать из гнутых конструкций: фанеры, труб, металла.

В современной истории стула можно наблюдать самые неожиданные тенденции дизайнерской мысли. Так появился стул, изготовленный из квадратной в сечении трубы; не так давно был придуман стул с сиденьем в виде чаши на высокой подставке. В Англии было изобретено кресло со встроенным механизмом, позволяющим удобно усаживаться в 4-х разных позициях. Итальянцы придумали кресло, которое за несколько секунд превращается в кушетку. Также был изобретен рабочий стул для конструктора, приспосабливающийся к любому росту сидящего.

В двадцатом веке бурно развивается химия, а появление новых синтетических материалов и пластмассы произвело взрыв в мебельной индустрии. Минимализм 60-х годов создает пластмассовые тонконогие столы и стулья, пластиковые светильники-конусы. Производство мебели из штучного стало поточным, дерево сменили заменители. Дальнейшее развитие мебельной индустрии приводит к появлению гарнитуров - это практически уже обставленная комната. И как вершина поточного производства - ужас недавнего прошлого: одинаковые "стенки" и мягкая мебель с одинаковой обивкой в типовых квартирах. Сегодняшнее время все расставило по местам: большое разнообразие стилей, качества изготовления (от ручной работы до потока), используемых материалов, а, соответственно, и большой ценовой разброс - это современное состояние мебельного рынка. Теперь каждый руководствуется в выборе мебели собственным вкусом и советами дизайнера, ограничеваясь только чувством меры и платежеспособностью.

Изменился стиль жизни, и появились новые виды мебели. Мебель под аудио- и ведеоаппаратуру, компьютерные столы, диваны--трансформеры, в которых есть все: от откидных столиков до массажеров и встроенных динамиков. Дизайнерские работы в области конструирования мебели поражают смелостью фантазии: пуф в виде шляпы с яблоком, стеклянный стол на водорослях-ножках. Создание мебели стало искусством.

Безусловно, мебель всегда существовала для того, чтобы облегчить быт человека, улучшить интерьер, создать уют. Поэтому в разные исторические отрезки времени совершенствовалась технология изготовления, использовались новые и новые материалы. Неизменным осталось лишь одно - желание человека поспать в уютной кровати, пообедать за столом, располагающим к трапезе, посидеть в мягком и удобном кресле.


moole.ru

Там обрабатывали древесину и изготавливали из нее красивые вещи, что стало своего рода бизнесом. К сожалению, со временем изделия износились, и мы не можем их рассмотреть. Однако сохранились изображения, которым тысячи лет, на которых можно увидеть, как раньше изготавливались столы и стулья. По этим иллюстрациям можно сделать вывод, что современная мебель мало чем отличается от старинной. Разница в том, что раньше свой выбор мастера останавливали на круглых и квадратных столешницах и сидениях, сейчас же ассортимент форм мебели заметно увеличился.

Использование корпусной мебели в старину

У древнегреческих мастеров появилась идея более функционально использовать корпусную мебель. Они не останавливались на изготовлении мебели на кухню - со временем они стали изготавливать столы для учебных целей. Это было время, когда мир увидел первые образцы письменных столов. Римляне решили использовать их более рационально и добавили в столы ящики. Сейчас это неотъемлемая часть мебели для офиса.

Первое появление шкафов

Великий Леонардо Да Винчи впоследствии смог изобрести первый шкаф и другую мебель, которая стала основой для сегодняшних изобретений. Раньше люди хранили вещи в простых сундуках, однако это было совсем неудобно. В дальнейшем к сундукам решили добавить полочки, благодаря чему можно было более аккуратно слаживать вещи, ведь каждая из них лежала на своем месте. Со временем эти лари стали еще больше в высоту, так как в них хотели вмещать еще больше вещей. В конце концов у сундуков исчезла «крыша», которую заменили на дверцы, без которых сейчас не обойдется ни одна корпусная мебель. В эпоху Возрождения, мастера смогли воплотить в жизнь первые шкафчики. В то время над корпусной мебелью трудились мастера, которые изготавливали мебель специально под заказ. Целью мастеров было сделать шкафы и другую утварь более функциональной и эстетичной. При этом они не жалели в качестве отделки дорогостоящие материалы.

Со временем мастера смогли усовершенствовать шкафы и создать первый комод. Он был незаменимым помощником в том, чтобы хранить всякие мелочи. Увлекательной является история того, как был создан сервант. «Отец» серванта - столик небольших размеров, в котором были выдвижные ящики. Раньше в нем хранилось вино. В то время эта мебель не была практичной, но отличалась изящностью. Мастера разработали новые методы изготовления и расширили столик, превратив его в огромный шкаф. В нем начали сберегать посуду и другие кухонные принадлежности. Такова история первых сервантов.

Выбор редакции
Что можно сделать из гальки своими руками? Воспользуйтесь этими идеями, и вы увидите, что камень – идеальный материал для декора.Морские...

Печальная красота осени, сотни оттенков золота, яркие красные пятна кленов, нежно-розовые бересклеты… Так хорошо сидеть ясным октябрьским...

Строительство частного дома всегда начинается с подготовки и заливки фундамента. Обустройство основания дома – один из самых важных и...

Подсветка для рассады как и что выбирать Энергосберегающие Люминесцентные Фитолампы Отражатели света Подсветка для рассады лампами и...
Яблоки нравятся практически всем людям. Но получить их урожай самостоятельно в любом случае приятнее, нежели приобретать в магазине...
Трудно назвать комфортным проживание без правильно работающей канализации, представляющей собой систему удаления сточных вод. Городские...
Цугунов Антон ВалерьевичВремя на чтение: 6 минут Изношенность коммунальных систем привела к низкому качеству воды, подаваемой в...
Вода – это источник жизни и здоровья. Но принести пользу человеку может только чистая вода. Чтобы избавиться от лишних химических...
Горный велосипед Основными особенностями горного велосипеда являются широкие (1.5 - 2.5 дюймов, вместо обычных 20-40 мм) колеса, чуть...