Устройство и виды. Как работает и как выбрать


Что же такое моноколесо? Давайте посмотрим, что пишет про моноколесо Википедия:
"Моноколесо — электрический самобалансирующийся самокат (моноцикл) с одним колесом, и расположенными по обе стороны от колеса подножками. Скутер использует различные датчики, гироскопы и акселерометры вместе с электромотором для автоматической балансировки, управляется наклоном тела."

Давайте подробнее рассмотрим его устройство.
В отличие от других видов транспорта, моноколесо устроено необычайно просто. Давайте рассмотрим подробно его внешнюю и внутреннюю части.


1. Внешняя часть моноколеса :

Корпус моноколеса
Корпус моноколеса делают из высокопрочного пластика. Он бывает матовый или глянцевый.
Матовый корпус моноколеса более практичен, на нем не видны мелкие царапины, и он легче скрывает небольшие повреждения.
Глянцевый корпус менее устойчив к царапинам. Обычно корпус состоит из двух частей: левой и правой.
В зависимости от моделей так же могут идти накладки на корпус, которые могут быть прозрачными и скрывать под собой подсветку или просто служить декоративным элементом.


Ручка
Понятно, что ручка нужна для более легкой переноски моноколеса. Она бывает разных форм и иногда очень удобна, а иногда приносит дискомфорт. Тут уж зависит от модели моноколеса и от креатива дизайнеров.

Накладки
У многих моделей моноколес есть накладки по бокам корпуса. Они могут быть пластмассовыми, резиновыми или поролоновыми. На многих моделях накладки и вовсе отсутствуют. Это необязательный элемент.

Педали
Абсолютно у каждого моноколеса есть педали (или подножки), изготовленные из прочного металла. Подножки бывают разной формы: закругленные или с квадратными углами. Наверху подножки часто прорезинены или покрыты нождачкой для того, чтобы нога не скользила. Также педали могут быть складными или нет.


Внешние элементы:

Гнездо для зарядки моноколеса
Обычно оно расположено сверху моноколеса, но бывают модели, где зарядка может находиться на торце корпуса или сбоку. Обычно гнездо прикрыто резиновой заглушкой, чтобы предотвратить попадание грязи и влаги.


Индикатор заряда батареи
В зависимости от моделей моноколес, индикатор может быть выведен как отдельный дисплей на корпусе моноколеса или быть встроен в кнопку питания. А также подсветка может выполнять функцию индикатора заряда аккумулятора.

Подсветка
Не все модели моноколес оснащены подсветкой, а на тех моделях, где она присутствует, подсветка может выполнять разную роль. Где-то она просто является декоративным элементом, а где-то предназначена для освещения дороги в темное время суток.

2. Внутренняя часть моноколеса :

Внутри моноколеса всё еще намного проще.

Колесо
В первую очередь, это само моноколесо, в которое при этом встроен двигатель. Моноколеса бывают разного диаметра: от 5дюймов и до 18дюймов. Тем не менее, большинство моноколес имеют диаметр от 12 до 16 дюймов, где 14 дюймов несомненно является преобладающим размером.

Двигатель внутри моноколеса
Как мы уже говорили, в колесо встроен двигатель. Моноколесу без двигателя никак не обойтись. Он бывает разной мощности, от 350 до 1000 ватт номинальной мощности. В основном, 500ватт это средний хороший показатель.

Аккумулятор или батарея моноколеса
Абсолютно все моноколеса оснащены аккумуляторами. В зависимости от мощности батареи моноколесо может проехать разное расстояние. В моноколеса ставятся аккумуляторы от 99wh до 1000wh. Более подробно о мощности и о дистанции вы можете прочитать на страничке ЧАВО “часто задаваемые вопросы”(FAQ) .

Компьютер
Чтобы всем этим управлять, моноколесу необходим компьютер. Именно он делает возможным саму поездку. В моноколесо встроен гироскоп, с помощью которого компьютер контролирует баланс взад-вперед, скорость моноколеса и ежесекундно выполняет еще сотню мелких задач. Всё для того, чтобы вы просто наслаждались поездкой.

Ну и последнее.
Динамики
Абсолютно все моноколеса имеют один или несколько динамиков. В основном динамик необходим для того, чтобы предупредить Вас о превышении скорости. В некоторых моделях звук можно убавить или вовсе отключить.
Также в некоторых моделях моноколес динамики способны проигрывать музыку через bluetooth.

Моноколесо – это индивидуальное электрическое транспортное средство, обеспечивающее передвижение по различным поверхностям на скоростях до 30 км/ч (отдельные модели могут разгоняться до 50 км/ч). Его ключевая особенность – наличие всего одного колеса, поэтому у начинающих райдеров могут возникнуть определенные проблемы при обучении катанию .

Принцип работы моноколеса

Моноцикл работает от электрического двигателя, поэтому аппарат абсолютно экологичен, а для пополнения заряда необходимо просто подключить его к стандартной розетке.

Управление изделием достаточно простое:

  • Для начала движения надо подать корпус немного вперед, а для придания дополнительной скорости требуется надавливать на переднюю часть педалей. Они расположены по бокам корпуса и одновременно используются в качестве платформы для размещения райдера;
  • Торможение происходит за счет отклонения туловища назад и нажатия на заднюю часть педалей;
  • Повороты осуществляются за счет наклона корпуса в одну из сторон. Чем резче наклон, тем резче будет совершен поворот.



Уницикл оборудован множеством датчиков, основной из которых – гироскоп, обеспечивающий устойчивое положение человека во время катания. Датчик улавливает любые движения райдера и при фиксации слишком опасного угла наклона дает команду двигателю на ускорение. В результате колесо как бы подъезжает под человека и тем самым не дает ему упасть.

Встреча

Нельзя сказать, что концепция моноколеса сразила меня совсем с нуля. В 2008 году я размышлял, не купить ли скутер, в районе 2012 присматривался к электровелосипедам. Обычный велосипед меня не интересовал, потому что до разных мест работы последние годы расстояние от дома составляло в районе 15 км, а знакомые и коллеги, которые ездили на велосипедах, преодолевали не больше половины этого расстояния. Самобалансирующиеся электрические устройства были мне известны, но совершенно не вдохновляли - сегвеи были дороги и громоздки, а широко распространившиеся в 2016 гироскутеры не могли решить задачу передвижения на большие расстояния по городу. Первый человек на моноколесе проехал мимо меня в мае 2016 года, его заметили из окна коллеги, но по каким-то причинам проигнорировал я. Можно восстановить дату, когда я узнал о моноколесах - 22 июля я прочитал пост в ЖЖ и стал копать в этом направлении. Аппарат выглядел компактным, очень стильным и способным довезти меня до работы и обратно. Спустя неделю просмотра роликов и фотографий я четко понял, что очень хочу этот вид транспорта.

Логика выбора

Как выбрать наиболее подходящую модель? Я старался действовать рационально, поэтому стал определять основные ограничения. Главным из них была возможность проехать 30 км на одной зарядке - возить с собой зарядное устройство и заряжать колесо дома и на работе было бы очень неудобно. По указанным в магазинах характеристикам формально впритык подошли бы колеса с емкостью батарей 340 Вт*ч, но китайским ваттам я не доверял ни капельки и решил применить понижающий коэффициент. В районе 500 Вт*ч моделей тогда не было, да и двойной запас выглядел разумной мерой предосторожности, так что минимально приемлемой становилась батарея 680 Вт*ч. Летом 2016 такие модели предлагали Kingsong и Gotway. И у первых был агрегат с совершенно шикарной эргономикой - выдвижной ручкой, фарами с обеих сторон, закрытым продуманным корпусом. Ну и иррационально меня привлекло вот это видео.

Вообще, подобные клипы прекрасно служат популяризации моноколес. Много позже мне написал человек, увлекшийся темой из-за уже моих роликов с покатушками . Вышедшая в начале 2016 года модель KS-16A уже морально устарела, но дизайн корпуса получился удивительно удачным, на его базе Kingsong создает новые колеса. По результатам эксплуатации выбор считаю правильным - 680 Вт*ч в моих условиях хватает на ~45 км, а эргономика действительно оказалась отличной.

Обучение

Следующий очевидный этап - научиться ездить. С одной стороны, любой, кто может стоять на ногах, может ездить на моноколесе - в обоих случаях мозг решает задачу поддержания неустойчивого равновесия. С другой стороны, это новый навык, которому надо учиться, поэтому, увы, встречаются люди, которым не хватило терпения. Особенно плохо будут обстоять дела, если учиться неправильно. Пока колесо было в пути, я посмотрел и почитал разные обучающие материалы, и был теоретически готов. Увы, практика показала, что выбранный способ обучения мне категорически не подходил, за неделю я застрял на попытках делать упражнение «длинный шаг» без видимого прогресса. Зато спустя два дня езды с опорой на плечо жены я поехал самостоятельно. Упражнения в видео полезны, но, но по моему опыту, лучший способ научиться - найти кого-нибудь и учиться ездить, опираясь на его плечо. Уже в этом году я научил кататься жену, и в ее случае тоже дело шло гораздо лучше с опорой. Хотя в интернете можно найти истории, как люди научились быстро и сами при помощи «длинного шага». Как минимум попробуйте, вдруг вам повезет?

Кривая наглости и безопасность

У многих возникает вопрос - безопасно ли ездить на транспортном средстве, у которого всего одно колесо? Воображение может рисовать страшные картины внезапно отключающегося на полном ходу колеса с последующим падением. Но реальный опыт показывает, что контроллер, поддерживающий равновесие, сгорает обычно на малой скорости в условиях наличия препятствий, и на десятки тысяч пройденных километров российского моноколесного сообщества есть буквально единичные случаи аварий на ходу, когда, например, сгорает датчик Холла (стоит в колесе для определения его положения контроллером). Лично у меня на 2300 км было четыре достойных упоминания падения, ни одно из них не было связано с отказом техники, и, благодаря защите, я сохранил в целости не только тушку, но и одежду. Вообще, как минимум по финансовым соображениям я всегда советую ездить в роллерной защите - купленная за тысячу рублей она сэкономила тысяч десять на не порванных джинсах, рубашках и куртках.

Первый случай попал на видео. В конце прогулки я заехал явно не туда, и, не успев выбраться, въехал в участок более мягкой и глубокой грязи, в котором колесо забуксовало и сбросило. В целом глубокий мягкий песок или грязь непроходимы для колеса, учитывайте это. Необходимо постоянно оценивать дорогу впереди, и лучше сбавить скорость, чем внезапно оказаться в опасности. Во влажную погоду нужно повышенное внимание, однажды я недооценил степень скользкости грязи, колесо повело, я сумел с ним справиться, но, все равно, ощущение не из приятных.

Во втором случае я возвращался затемно с работы. Прошел и растаял первый снег - сыро как после легкого дождя. В какой-то момент вижу, что еду параллельно небольшому уступу асфальта (слева чуть выше, справа чуть ниже). Успеваю подумать «так колесо будет цепляться боком покрышки об этот уступ, это неправильно, надо уходить вбок», может быть, даже начинаю поворачивать, как колесо вылетает из-под ног вправо, а я лечу вперед. Опять же спасибо защите - все царапины и потертости остались на ней.

В третьем случае причина была исключительно психологическая. Естественно, что первые поездки выполнялись медленно и осторожно. Затем с ростом уверенности начала увеличиваться скорость езды. К сожалению, управление весом на моноколесе настолько приятно, что провоцирует гнать быстрее и маневрировать активнее. Ну и дальше оставалось только подождать, когда это приведет к падению. На моей обычной дороге с/на работу есть длинный забор с проездами. Поскольку не видно, что за забором, то я всегда притормаживаю. Но, раз обычно там никого не оказывается, тормозить несколько обидно. Ну и в один прекрасный день я решил затормозить резко, чтобы, заодно, проверить маневренность колеса. Ну и проверил - подал на колесо слишком большую нагрузку («продавил») и на скорости больше 20 км/ч полетел рыбкой вперед. О том, что скорость в начале падения была большая я задумался еще до остановки - «что-то долго я по асфальту скольжу, пора бы и остановиться». И это падение тоже обошлось без каких-то последствий.

Ну и, наконец, четвертый случай является единственным падением в 2017 году и включен сюда из-за его поучительности, а не серьезности. Еду как-то раз по привычной дороге на работу, скорость где-то 25 км/ч. В одном месте участок старой плитки, подъезжая, думаю: «Что-то у нее цвет необычный… Песка насыпали что ли… А! Плитку сняли! Я ж сейчас в глубокий песок въеду и грохнусь! Надо тормозить и спрыгивать!» Ну и спрыгнул. Потерял равновесие, на остатках скорости упал в песок, защита на коленях и ладонях в песке и пыли, и снова никаких повреждений. Если бы ехал медленнее или же не решил аварийно прекращать движение, ничего бы не случилось - проехать там было можно.

Для охлаждения желания гонять и более адекватной оценки своих возможностей рекомендую регулярно читать тему «Падения и травмы» на форуме электротранспорта. Моноколес не стоит бояться, на них можно ездить долго и безопасно, но, в то же время, неосторожность или излишняя самоуверенность могут легко привести к травме. Будьте внимательны и ездите безопасно!

Зимовка



Если честно, конкретно в этот день был мягкий снег, и ехать было невозможно

Как это ни удивительно, но зима не является абсолютным препятствием для моноколеса. Да, нужно тепло одеваться, и далеко не все дороги остаются доступными, но ездить вполне можно. В принципе, можно ездить и не модифицируя колесо, но будут полезны следующие операции:

  1. Утепление батарей. Литий-ионные батареи могут разряжаться до -10, но вот заряжаться только не ниже нуля, а в моноколесе почти при каждом торможении включается рекуперация . К тому же, холодные батареи теряют емкость.
  2. Замена покрышки. На летних сликах можно ездить по снегу, но вот маневры на льду будут невозможны.
  3. Дополнительная гидроизоляция. Снег набивается в колесный отсек, а реагенты, которыми посыпают дороги, химически агрессивны.
Конкретно в моем случае зимой совершенно терялась возможность проехать на работу - на пути был путепровод и малолюдный участок, которые заметались намертво, а ездить по проезжей части оживленной магистрали не хотелось. Поэтому из всех вариантов я выбрал только утепление батарей - для поездок по паркам и прогулочных целей это казалось самым подходящим вариантом. Для утепления использовалась обычная теплолента, наматывающаяся вокруг батарей в два слоя.

Зимой батареи держались просто занимая все место в отсеке, а весной я убрал ленту и снова посадил батареи на двойной скотч.

Если вы живете в большом городе, то колесо возможно будет эксплуатироваться круглый год. Сейчас самое время понаблюдать за состоянием дорог - будут ли они пригодны для перемещения на колесе зимой.

Надежность

В принципе, моноколесо - довольно надежный агрегат, и можно долго ездить без поломок. В то же время вы участвуете в «аварийной лотерее». Например, у меня за все время ничего не случилось с контроллером (наиболее распространенный вид отказов), но зато выпала авария нового типа, появившаяся совсем недавно. Кроме этого были еще две потенциально неприятные ситуации.

В первом случае сгорел предохранитель. Прошел дождь, асфальт сырой, в воздухе очень мелкая морось. Проехав примерно сто метров от офиса до пешеходного перехода, я спешиваюсь, выдвигаю ручку и перехожу дорогу. На другой стороне дороги высокий бордюр, я поднимаю включенное колесо, как бы закидывая его на бордюр, так, что оно оказывается наклоненным в мою сторону:

Колесо раскручивается, касается бордюрного камня и продолжает крутиться, пробуксовывая (слышен звук трущегося колеса, и не чувствуется никакого давления на ручке). Колесо успевает пикнуть один раз и отключается. После этого нажатия кнопки питания ничего не дают.

Полезно знать: Если ваше моноколесо выключилось и не включается, то попробуйте покрутить непосредственно колесо руками. Если крутится с трудом и рывками, скорее всего вышел из строя контроллер. Если вращается свободно - проблема в чем-то другом.

В моем случае колесо вращалось свободно, и оставалась надежда, что сгорел предохранитель. Увы, конкретно на этой модели, чтобы до него добраться, нужно разбирать весь корпус. Кстати, для моноколес уже давно выпускаются обновления прошивок и приложения для телефонов. Конкретно на этой модели был баг, подававший излишний ток в определенных ситуациях, возможно, предохранитель сгорел из-за него. Спустя некоторое время вышла новая прошивка, где баг исправили.

Во втором случае был явно не мой день. Еду на работу и замечаю, что на кочках и при спрыгивании с бордюров раздается звук будто бы удара металла по металлу, причем, по ощущениям, на левой педали. Еду и думаю, пружина на педали сломалась, что ли? Колесо ведет себя хорошо, поэтому доехал 15 км до работы. Проверяю педаль - все выглядит нормальным. Вечером отправляюсь в обратный путь - звук раздается теперь на каждой кочке, явно что-то не в порядке. Не хочу рисковать, доезжаю до остановки, чтобы отправиться дальше автобусом. И тут колесо не выключается! Нажимаю кнопку еще раз - ноль реакции.

Знайте баги вашей модели! У ранних версий KS-16A очень редко колесо отказывалось выключаться. Правильные действия - не наклоняя вперед/назад, положить набок и ждать.

Сижу на остановке антирекламой моноколес, коротаю ожидание контролем времени и невеселыми размышлениями. Спустя 2-3 минуты колесо выключается. Включаю, вроде все ОК. Еду с остановки до дома - колесо работает, но металлический звук, похоже, стал еще хуже. Осматриваю колесо дома. Если ударять шиной об пол без нагрузки, звука нет. На левой половине мотор-колеса свежая круговая царапина. Влезаю на колесо, ставлю камеру и записываю видео - так и есть - левая стойка прогибается и цепляет корпус. Сначала я грешил на погнувшуюся педаль, но реальность оказалась хуже.

Что общего у моноколеса, паровоза и реактивного лайнера? Когда их начали активно эксплуатировать, там проявилась усталость металла. Диаметр оси был, скорее всего, выбран стандартный для какой-то другой техники, не учитывая нагрузки моноколеса. В результате на оси возникала усталостная трещина, которая разрасталась и в итоге ломала ось. У всех производителей, колеса которых активно и долго эксплуатировались, эта проблема проявилась в 2017 году. Ось выходила из строя обычно после первой тысячи километров, и, несмотря на то, что серьезными нагрузками можно было повысить вероятность отказа, происходил он случайно. Например, я катался аккуратно, прыгать не научился, был не самым толстым ездоком и все равно поймал эту проблему.

Тут самое место подчеркнуть, что, приобретая моноколесо, не пожалейте денег на покупку в магазине, дающем гарантийные обязательства. Новый контроллер стоит несколько тысяч, а мотор-колесо - примерно десять. В моем случае гарантия окупилась с лихвой - мне прислали на замену мотор-колесо. И тут началось новое веселье - дело в том, что производитель изменил спецификацию и с какого-то момента стал делать ось на два миллиметра толще. Это хорошо и правильно, потому что ось будет ломаться реже, но я сумел сорвать резьбу на креплении стойки педалей раньше, чем это заметил. В решении проблемы я пошел двумя путями сразу - старую стойку я отдал на нарезку большей резьбы и, параллельно, попросил выслать вторую пару стоек. Старые стойки сделали так себе, а когда приехали новые, выяснилось, что производители изменили пару размеров и там. В результате на несколько вечеров у меня появилось хобби - выпиливание по металлу и пластику. Новые стойки нужно было подпилить, чтобы на них можно было поставить старые педали.

А в крышках надо было пропилить отверстия под сместившиеся вниз отверстия в стойках.

Как ни удивительно, но собранное колесо включилось и прекрасно проехало с тех пор примерно 800 км. Ремонт занял у меня 2,5 месяца, с середины мая по конец июля. На всякий случай специально уточню - поскольку здесь повествование концентрировалось на проблемах, может показаться, что я недоволен моделью или фирмой-производителем. Это не так.

Кстати, обычное техническое обслуживание колеса минимально - протереть от пыли, проверить давление в камере (рабочее давление 2,5-3,5 атмосферы в зависимости от дорожных условий и личных вкусов), в городах, где активно сыпят реагенты в зимний период, помыть после поездки (поставить в ванну, направить душ на покрышку и чуть наклонить колесо).

Прочее

На фото в публикации виден ремень, которым колесо за ручку крепится к поясу. Необходимость этого приспособления спорна, но лично я считаю его полезным - в случае падения колесо не сможет далеко укатиться. Когда на моем маршруте есть участки, где слева оживленная трасса, а справа - откос на железную дорогу, желание не потерять колесо перевешивает повышенную с ремнем опасность травмироваться о колесо при падении.

Однозначно полезными приспособлениями являются:

  • Роллерная защита - да, я не устану напоминать о ее важности.
  • Велосипедный насос с манометром - удобнее, чем определять на ощупь.
  • Рюкзак - я возил и довольно тяжелые грузы, это было удобно.
  • Очки - насекомые, попадающие в глаз даже в октябре, - это печальная реальность.
  • Наушники с костной проводимостью - не закрывают ухо и не мешают прохожим, как динамики на колесе.
  • Обувь с плоской тонкой подошвой - но не переборщите, в сланцах ездить небезопасно.
  • Приложения для смартфона - родное от производителя, логгер WheelLog (совместим с самыми распространенными моделями), велосипедный трекер (мне нравится Urban Biker).
  • Отражатели и индикация для езды в темное время суток - не только повышают безопасность, но и прикольно смотрятся.
  • Кому-то нравятся еще велосипедный звонок и зеркало, но я не пользовался.

Заключение

Говорят, что влюбленность сохраняется примерно полтора года. Если это применимо к гаджетам, то в моем случае влюбленность явно переросла в любовь. Яркость увлечения немного угасла, но я по-прежнему убежден, что моноколесо - это один из видов транспорта будущего, причем, доставляющий больше всего удовольствия от езды.

Как не зависеть от общественного транспорта, оставаясь мобильным и свободным в выборе маршрутов передвижения? Купить моноколесо! Например, . Со стороны такой транспорт выглядит опасным и неустойчивым – кажется, нужно прилагать неимоверные усилия, чтобы сохранять равновесие и не упасть с уницикла. На самом деле, конструкция моноколеса рассчитана на безопасную и приятную поездку, просто нужно понимать принцип работы устройства и приобрести некоторые навыки. И тогда можно не только катить по улицам, но и выезжать на грунтовые и травяные покрытия, получая наслаждение от неторопливой поездки.

Для многих такой вид транспорта – отличная альтернатива загруженным автобусам и трамваям при поездке на работу. Кроме этого, уницикл работает без выброса в атмосферу вредных паров, легко переносится и занимает совсем немного места в офисном помещении. Познакомиться с принципом работы и устройством моноколеса можно на примере NineBot by Segway One E+.

Корпус

Корпус моноцикла, состоящий из двух частей, изготавливается из высококачественных материалов, прочных и не склонных к деформациям. В модели корпусу придан футуристический дизайн, подчеркнутый круговой подсветкой. Цвет пластика может быть белым или черным, оба варианта смотрятся стильно и современно.

Некоторые производители применяют для моноколес прозрачный корпус или декорируют его цветовыми накладками. Пользователи считают более практичным корпус из матового пластика – на нем не так видны царапины и потертости, как на глянцевом. Снизу корпуса вмонтированы раскладные подножки из нескользящего материала. В нерабочем состоянии подножки утапливаются в боковые стенки.

Многие модели оснащают подножки маленькими выдвижными колесами. С таким приспособлением проще научится ездить на уницикле, а если есть страх потерять равновесие, то их можно использовать во время езды постоянно.

В Ninebot by Segway One E+ корпус практически полностью прикрывает колесо, что оберегает его от попадания внутрь грязи и мелких камней.

Наличие освещения и ходовых огней

Не каждая модель оснащена подсветкой, но в One E+ она имеется. Круговое расположение освещения синего цвета не только украшает дизайн модели, но и обеспечивает подсветку дороги в темное время и служит элементом ночного оповещения прохожих и автомобилистов.

Использовать уницикл без осветительных сигналов может быть опасно, особенно для подростков, не придающих внимания реальным опасностям на дорогах. Несмотря на то, что скорость моноколеса невысока, но ночью, в неосвещенных местах, водителям трудно идентифицировать человека на уницикле и принять правильное решение по скоростному режиму обгона или других маневров. Кстати, оснастить свою модель опознавательной подсветкой несложно - можно купить цветные led ленты и наклеить их по контуру колеса.

Накладки на корпус

Чтобы избежать повреждений ног с обеих сторон, в верхней части колеса приделаны резиновые или силиконовые смягчающие трение вставки. Они обеспечивают комфортную езду – если во время поворота нога соприкасается с корпусом, мягкие накладки не дают травмировать или ушибить косточки на ногах.

Кроме защитной функции, накладки выполняют роль – они делают модель более яркой и привлекательной. Накладки присутствуют не в каждой модели, поэтому перед покупкой лучше присмотреться к моноколесу и убедиться в их наличии.

Ручка и панель управления моноколесом

От конструкции ручки зависит удобство переноски тяжелого моноколеса. В модели Ninebot by Segway One E+ ручка выглядит как стильное и эргономичное продолжение корпуса – удлиненная рукоятка, повторяющая очертания колеса. Даже вес модели (14,2 кг), не кажется слишком тяжелым для подъема и переноса с такой конструкцией ручки.

Каждый разработчик моноколес придумывает собственный дизайн ручки. Некоторые из них достаточно удобны, с другими нести уницикл дискомфортно и тяжело. При ознакомлении с понравившейся моделью всегда следует подержать аппарат на весу и немного походить с ним, оценивая удобство транспортировки.

Обычно под ручкой располагается панель управления унициклом. Стандартно она включает в себя такие элементы:

  • Кнопку включения уницикла;
  • Экран с данными заряда аккумулятора;
  • Вставка для подключения зарядного устройства;
  • Включение подсветки.

Интересно : для некоторых моделей можно приобрести дополнительные аксессуары (например, телескопическую ручку, как на фото выше или ).

Аккумуляторная батарея

Элемент, от которого зависит дальность и скорость поездки на моноцикле – аккумуляторная батарея. Чем больше емкость аккумулятора, тем больший путь можно проделать без дозарядки батареи. Например, Ninebot by Segway One E+ оснастили сдвоенной батареей с общей емкостью 320 Вч. Ее хватает на 30 км пути, а заряжается она всего за три часа.

Для тех, кто постоянно использует уницикл для поездок на работу или ежедневных прогулок, нужно просто ставить свой аппарат на ночь на зарядку, как смартфон. Так как аккумуляторный блок подсоединен к индикатору заряда на панели управления, всегда есть возможность посмотреть степень зарядки.

Хотя большая емкость аккумулятора предполагает больший вес, здесь на батарее экономить не стоит. Купив колесо с малоемкостным аккумулятором, придется все время рассчитывать свои недолгие поездки и рисковать остаться с разряженным девайсом на полдороге к дому или работе. Если такая неприятность в пути произошла, то всегда можно воспользоваться внешним аккумулятором, купленным дополнительно. Он подсоединяется к разъему для зарядки и передает свой заряд батарее.

Применяемые в моноколесе батареи отличаются хорошей переносимостью низких температур. Хранят унициклы с аккумуляторами, заряженными на 60% и при температуре 20-25 градусов. Резкие температурные изменения вредны для аккумуляторов, как и повышенная влажность.

Электромотор

Наиболее мощными считаются унициклы с электромотором в 1000 и больше Вт. Средний показатель для нормального хода считается 500 Вт, именно такой двигатель установлен в Ninebot by Segway One E+.

Устройство двигателя моноколеса стандартное: по периметру внутри колеса и на внешней стороне располагаются электромагниты. Под действием электромагнитной индукции приводится в действие ротор двигателя и запускает моноколесо. Так как двигатель встроен непосредственно в колесо моноцикла, корпус аппарата выглядит аккуратно и обладает хорошей аэродинамикой.

Приложение

Контролировать свой аппарат можно с помощью приложений, разработанных для iOS и Android. Здесь доступны такие функции:

  1. Скоростной режим поездки;
  2. Расстояние (как общее, так и с момента последнего подключения);
  3. Информационные данные по модели моноколеса;
  4. Степень заряда и емкость аккумулятора;
  5. Диагностика аппарата;
  6. Предупреждения о повреждениях;
  7. Противоугонный контроль;
  8. Общение и обмен информацией в социальных сетях.

Работать с приложением несложно. Скачанная на телефон, программа при открывании быстро синхронизируется с унициклом и выдает регистрационные данные, марку и модель выбранного моноколеса. Вся остальная работа ведется через смартфон – задаются режимы поездки, регулируется освещение, подается звуковой сигнал.

Как работает моноколесо (+гироскоп)

Уницикл оборудован множеством разнообразных датчиков, основными из них являются гироскопы. Именно они удерживают моноколесо в вертикальном состоянии и реагируют на положение тела водителя. Если ездок слишком сильно отклоняется назад или вперед, то система гироскопов возвращает наклон колеса в противоположную сторону.

При наклоне туловища вперед водитель придает больше усилий передней части педалей, и уницикл набирает скорость. Откинувшись назад и усилив давление на заднюю часть подножки, водитель замедляет ход моноколеса. Таким образом, гироскопы фиксируют изменение центра тяжести, запускают электромагнитное поле, совмещая полюса магнитов (одинаковые полюса – движение вперед, разные – назад). Поворачивают колесо наклонами корпуса в сторону. Чем резче и сильнее будет наклон, тем более резко будет осуществлен поворот.

При контролируемом гироскопами движении вперед-назад водителю остается держать равновесие при боковом заваливании. Такое же умение и навык требуется при езде на велосипеде.

Начинать обучение и почувствовать работу гироскопической системы следует не спеша, постепенно прощупывая приложение усилия на педали сначала одной ногой, запоминая движения и степень нажатия, потом двумя. Становясь на колесо обеими ногами, лучше иметь рядом поддержку или делать это возле стены, за которую можно придерживаться.

Уникальность этого средства передвижения заключается в конструктивных особенностях, призванных обеспечить безопасность водителя. При слишком опасном уровне наклона тела гироскопы мгновенно фиксируют ситуацию, давая команду электромотору колеса ускорить ход, подъезжая под человека и не давая ему упасть. В любом случае, во время обучения лучше приобретать навыки удержания равновесия на небольших скоростях и не пренебрегать защитными накладками и шлемом.

Будущее – за индивидуальным электротранспортом

Электровелоиспеды, унициклы и гироскутеры давно не считаются диковинкой и все чаще появляются на улицах и в парковых зонах. Это не удивительно – они не только безопасны для экологии, но и заменяют общественный транспорт, дарят мобильность и комфорт передвижения. Несколько дней обучения на моноколесе – и можно ехать по городу, слушая музыку и наслаждаясь свободой.

Главное – правильно подобрать устройство, изучить при покупке ключевые характеристики и параметры уницикла. Посмотреть показатели описанной модели можно в таблице ниже:

рейтинг: 5 голосов: 1

Моноколесо – это компактный одноместный электрический самоходный транспорт, предназначенный для перемещения человека массой тела до 120 кг. Также его называют электроколесом и моноциклом. Данный вид транспорта относится к развлекательному. Внешне он напоминает небольшое узкое колесо с боковыми опорами для постановки ног. Чтобы перемещаться на моноколесе, необходимо обладать чувством равновесия, которое можно сравнить с ездой на велосипеде. Моноцикл, в отличие от прочего современного развлекательного электротранспорта, способен ездить не только по асфальту, но и по траве, уплотненной грунтовой дороге, неглубоком песке и снегу.

Как устроено моноколесо

Составными частями моноколеса являются:

  • Пневматическое колесо.
  • Аккумулятор.
  • Двигатель.
  • Датчики.
  • Плата управления.

Моноцикл внешне напоминает обычное небольшое колесо, которое частично скрыто в компактном пластиковом корпусе. Наверху находится рукоятка для удобного ношения. Под корпусом имеется гнездо для зарядки, от обычной розетки, и кнопки управления. При использовании моноколесо укладывается на дорожное покрытие, после чего откидываются подножки. Боковые части корпуса имеют мягкие вставки для предотвращения натирания ног при движении.

Движущей основой конструкции является колесо, состоящее из шины и обода со спицами. Оно накачивается воздухом обычным насосом до давления около 2,5 атмосферы. Также внутри спрятана аккумуляторная батарея. Она закрыта герметичным боксом, поэтому изолирована от влажной среды.

В корпусе спрятан специфический электрический двигатель, который получает питание от батареи, обеспечивая вращение колеса. В моноколесе реализована свежая идея передачи вращательного движения. Непосредственно в самом колесе спрятаны электромагнитные катушки, а на ступице закреплены постоянные магниты. В результате само колесо является частью двигателя, которая вынуждена вращаться в результате образования отталкивающего воздействия.

Также для обеспечения плавной работы данного механизма применяется электронное управление, которое анализирует положение моноцикла путем снятия данных из датчиков.

Применяемая в комплекте батарея в зависимости от модели рассчитана до 2000 зарядных циклов. Продолжительность зарядки обычно составляет от 1-1,5 часов. Иногда в корпус установлено дополнительное оборудование, которое генерирует электрический заряд и пополняет запас батареи, если моноколесо скатывается с горки.

Стандартная скорость для моноцикла составляет 25 км/ч. Все зависит от мощности двигателя. Также аппараты отличаются по емкости аккумулятора. Устройство высшего ценового сегмента имеет запас хода на одном заряде до 65 км. Этого будет достаточно для развлекательных поездок на протяжении нескольких дней.

Как управлять

Управление моноколесом несложное, поэтому при умении держать равновесие, этому можно обучиться буквально через несколько минут. Довольно быстро появляются рефлексы, в результате чего управление осуществляется на автоматизме. Встав на колесо, и наклонив тело вперед, будет осуществляться движение. Чем сильнее наклон, тем выше скорость. Чтобы остановиться, необходимо отклониться назад. Устройство обладает плавными тормозами, поэтому при остановке особых рывков не ощущается. Передача сигналов на электромотор, насчет скорости и направления вращения, осуществляется благодаря наличию гироскопических датчиков. Если отклониться назад, то моноколесо поедет в обратную сторону.

Чтобы осуществить поворот необходимо при движении наклонить тело в требуемую сторону. Это можно сделать надавив основной массой на левую или правую ногу в зависимости от того куда нужно свернуть.

Учебные модели

Помимо стандартных моноциклов выпускается и особая модификация с двумя колесами. Они располагаются близко друг к другу, что увеличивает площадь контакта с дорожным полотном. Благодаря этому удерживать равновесие гораздо легче. Такие моноколеса обычно выбирают в тех случаях, если нет опыта удержания равновесия даже при езде на велосипеде. Данные устройства пользуются меньшей популярностью в связи с тем, что они гораздо тяжелее, поскольку в их конструкции используется больше деталей. Стоит также отметить, что двойные моноциклы обладают меньшей устойчивостью при движении на сложном покрытии, к примеру, на неровностях и продольном перемещении по уклону.

Комплектация моноцикла

Стандартный комплект поставки моноколеса включает дополнительное оборудование, такое как шланг для накачки шины и зарядное устройство. Также моноцикл может комплектоваться тренировочными ремнями для удержания равновесия. Более дорогие аппараты могут иметь даже запасной аккумулятор, съемные фонари для подсветки при езде ночью и подставку для вертикальной установки колеса для хранения. Рюкзак для удобного переноса обычно идет в комплекте только с дорогими моделями.

Разновидности по типу привода

Моноколесо может иметь прямой привод или через редуктор. Каждая из этих конструкций имеет свои преимущества и недостатки, поэтому при покупке стоит ориентироваться в данном вопросе. Если рассматривать особенности эксплуатации моноколеса с прямым приводом, то можно отметить низкий уровень шума и вибрации в связи с отсутствием дополнительных трущихся деталей, которые применяются в редукторах. При этом наблюдается минимальная потеря энергии на ровных дистанциях, что увеличивает запас хода. Также подобное оборудование имеет хорошую динамику. Она быстро разгоняется и тормозит. Естественно, чем меньше деталей, тем меньше вероятность поломки, поэтому такой вариант пользуется спросом.

Электроколесо с редуктором дольше разгоняется, но повышает крутящий момент двигателя. Подобные установки дальше могут двигаться накатом, поскольку к естественному прокручиванию колеса добавляется инерция от вращения самого редуктора. В таких аппаратах устанавливается более компактный двигатель, поскольку редуктор применяется как усилитель выдаваемой мощности.

Хотя варианты с редуктором имеют меньше достоинств, в сравнении с прямым приводом, но и они пользуются популярностью, поскольку хороши при эксплуатации в тяжелых условиях. Если приходится передвигаться по плохому дорожному покрытию или когда нужно периодически подниматься в гору, то устройство с редуктором меньше потребляет заряда батареи в сравнении с прямой передачей. Таким образом, если нет возможности разогнаться на ровном асфальте, то стоит остановиться именно на редукторном моноцикле.

Технические различия между моделями

Сейчас на рынке предложен обширный ассортимент моноколес, поэтому сложно определиться с выбором. Если рассматривать моноциклы по скорости движения, то все имеющиеся модели можно разделить на три категории:

  • Медленные – до 14 км/ч.
  • Среднее – до 20 км/ч.
  • Быстрые – до 26 км/ч.

Естественно, что для движения на скоростном моноколесе требуется наличие опыта. Не стоит брать подобный электротранспорт для ребенка, поскольку это сопровождается повышенной опасностью. Моноколесо часто используется для выполнения различных сложных трюков, таких как маневры между препятствиями и даже прыжки. Если планируете подобное, то стоит отдать предпочтение скоростным мощным устройством, поскольку они позволяют быстро разогнаться для трюка. Для детей лучше приобретать медленные модели с диапазоном скорости 12-14 км/ч.

Судить о скорости и тяговой силе моноколеса можно по мощности двигателя. У аппаратов высшего ценового сегмента она доходит до уровня 2 кВт. Также моноциклы различаются между собой по диаметру колес. Чем они выше, тем лучше проходимость на пересеченной местности. Сейчас выпускаются моноциклы диаметром от 12 до 16 дюймов. Устройства на 12 дюймов отличаются меньшим весом и ценой, поэтому пользуются большим спросом. Они хорошо подходят для ровного асфальта, тротуарной плитки и бетона. Если планируется ездить в парке по грунтовой дороге и травяным лужайкам, то стоит отдать предпочтение моноциклам с большим колесом. Обычно в них устанавливается более емкие батареи, поэтому запас хода увеличен, в сравнении с маленькими моноколесами.

Стоит понимать, что моноцикл - это все-таки экстремальный вид транспорта, поэтому его нельзя доверять детям младше 14 лет. Перед выездом стоит позаботиться об экипировке. Желательно надеть налокотники, наколенники и шлем. Используемая при катании обувь должна быть удобной. Чтобы не пришлось нести моноколесо обратно домой на руках, стоит предварительно заряжать батарею. Нужно учитывать, что запас хода батареи зависит от температуры окружающей среды. Если она ниже 20 градусов, то продолжительность переезда снижается на 10%, от заявленной производителем информации. Несложно догадаться, что весной и осенью когда температура едва выше нуля, заряд будет заканчиваться в разы быстрее, чем летом.

Не стоит ездить на скользкой или мокрой дороге. Это связано с отсутствием шипованной резины на колесе. В результате ухода в занос удержать равновесие будет сложно. Что касается поддержания чистоты моноколеса, то его запрещено мыть мойкой высокого давления, которая применяется для чистки автомобилей.

На что обратить внимание при покупке

Покупая моноколесо, следует ориентироваться по высоте колеса, а также скорости и запасе хода. Чем эти показатели выше, тем лучше, но нужно отталкиваться и от цены. Самые лучшие модели стоят соответственно, поэтому не каждому по карману.

Корпус моноколеса всегда изготовляется из пластика. Если на изделии написано карбон, то это говорит лишь об окраске, а не материале. Делая покупку, стоит поинтересоваться о сроке гарантии, поскольку проведение ремонта моноцикла обходится довольно дорого. При отсутствии опыта катания не стоит покупать модели светлых цветов, поскольку на них хорошо просматриваются царапины, которые неизбежно появятся при обучении.

Выбор редакции
Строительство частного дома всегда начинается с подготовки и заливки фундамента. Обустройство основания дома – один из самых важных и...

Подсветка для рассады как и что выбирать Энергосберегающие Люминесцентные Фитолампы Отражатели света Подсветка для рассады лампами и...

Яблоки нравятся практически всем людям. Но получить их урожай самостоятельно в любом случае приятнее, нежели приобретать в магазине...

Трудно назвать комфортным проживание без правильно работающей канализации, представляющей собой систему удаления сточных вод. Городские...
Цугунов Антон ВалерьевичВремя на чтение: 6 минут Изношенность коммунальных систем привела к низкому качеству воды, подаваемой в...
Вода – это источник жизни и здоровья. Но принести пользу человеку может только чистая вода. Чтобы избавиться от лишних химических...
Горный велосипед Основными особенностями горного велосипеда являются широкие (1.5 - 2.5 дюймов, вместо обычных 20-40 мм) колеса, чуть...
Лампы с таким цоколем очень часто сравнивают с лампами GU5.3 . Они имеют очень похожие габариты: GU10 чуть менее компактны - по диаметру...
В этом разделе размещены все инструкции на оборудование McQuay (США) на русском, английском языке. Документы можно загрузить в формате...
Популярное