Укладка клинкерной брусчатки коричневый и красный. Технологии укладки клинкерной брусчатки: бетонное и песчано-гравийное основание


Лучшим материалом для мощения площадок, дорожек и даже проезжей части является тротуарный клинкерный кирпич. Главное его преимущество в том, что он долговечен.

Характерная особенность европейского клинкерного кирпича в том, что даже в одной партии он имеет различия в цветовых оттенках. Это объясняется просто. Во время обжига кирпичи расположены в печи на определенном уровне, и их химический состав по-разному реагирует на температуру. Получается «разношерстная» партия, где цвета немного пестрят.

В нашей стране сложилась традиция, что кирпичи из одной партии должны быть строго одного цвета, тогда как в Европе популярна кладка пестрых расцветок, она позволяет оживить скучность и строгость строений. По желанию некоторых потребителей всё-таки производят однотонные партии.

Обычно, прежде чем начать укладку кирпича, его смешивают с нескольких поддонов. Такое усреднение позволяет создать общий фон и однородно распределить фактуру и цвет.

Клинкерный кирпич имеет разнообразную форму. Он может быть прямоугольным, квадратным, в форме бруска или любого элемента мозаики. В ландшафтном дизайне часто применяют кирпич в виде решетки, создавая неповторимые орнаменты, различные геометрические фигуры, узоры.

Большой популярностью пользуется тротуарный (дорожный) клинкер. Его применяют при мощении пешеходных дорожек, а также для проезжей части. Для различных видов укладки применяется определенная практика.

При укладке дорожного клинкера чаще всего используют такой подход: в местах, где транспорт появляется весьма редко, а также для мощения пешеходных дорожек клинкер выкладывают вниз широкой плоскостью. Для дорог с высокой транспортной нагрузкой применяется другая технология: кирпичи размещают ребром вниз, это позволяет сделать несущий слой толще и прочнее.

Ход работы

Прежде чем начать укладку клинкерного кирпича, нужно тщательно подготовить основание, от него будет зависеть качество дороги. Основанием служит подушка, выполненная из песка, гравия и щебня. Это сочетание позволяет создать надежную, крепкую опору для клинкера. Для начала на землю укладывают слой крупного гравия и плотно утрамбовывают его.

Второй слой – мелкий щебень, снова проводится утрамбовка. Всё это засыпается слоем песка и заливается водой. Заливка водой необходима для того, чтобы максимально уплотнить подушку из гравия. Образующиеся провалы засыпают песком, вновь заливают водой. Эту процедуру продолжают до тех пор, пока не прекратится усадка мокрого песка. Последний слой хорошо выравнивают и утрамбовывают. Теперь надежный фундамент позволит дорожному клинкеру служить долгие годы.

На подготовленное основание выкладывают клинкерный кирпич. Укладку производят либо вплотную, либо оставляют зазор до 5 мм. Каждый кирпич закладывают в основание с предельной тщательностью. После завершения процесса укладки все щели и швы заполняются мелкозернистым песком, поливаются водой. Места усадки песка вновь засыпают песком и заливают водой.

На протяжении месяца нужно постоянно заметать в щели песок, пока он не перестанет оседать. Этот процесс обеспечит прочность и долговечность структуры укладки.

Иногда дорожный клинкер укладывают на бетонное основание, но при этом его нужно смягчить подушкой из песка. Минус этого способа в том, что нужно придумывать дополнительную дренажную систему.

Видео

Если вы хотите увидеть процесс укладки клинкерной брусчатки, рекомендуем к просмотру данный видеоролик.

Кроме этого, бетон, как основа, рекомендуется при , имеющей небольшую толщину. В этом случае плитка кладется на цементный клей, закрепляясь на поверхности бетона. И, наконец, бетонная основа просто необходима при устройстве тротуарных покрытий на пучинистых и подвижных грунтах, которые могут разрушить легкое и привести к нарушению покрытия.

Главное достоинство монолитного бетонного слоя — его прочность и устойчивость даже при самых неблагоприятных условиях. Брусчатка, уложенная на бетон, не проседает при значительных механических и весовых нагрузках. Эту конструкцию покрытия можно использовать на автостоянках и паркингах, а также проезжей части дорог для легкового автомобильного транспорта.

Главная проблема при кладке

Армированный бетонный монолит является очень прочной основой, которая не подвержена просадкам и подвижкам. Поэтому укладка брусчатки на подготовленное бетонное основание обеспечивает прочное, надежное и долговечное покрытие.

Однако, эта надежность и долговечность может быть обеспечена только очень четким соблюдением технологии выполнения работ. Достаточно одной ошибки при укладке плитки, чтобы в результате она отвалилась от основания после первых же морозов.

Схематическое изображение укладки брусчатки на бетон в разрезе.

Дело в том, что песчаное и песчано-цементное основание способны пропускать влагу, проникающую через поры и микротрещины в плиточном покрытии. В этом случае вода, попадая на опорное основание, проходит через него и уходит в грунт. В случае с бетонным основанием этого не происходит.

Вся поступающая влага скапливается между брусчаткой и бетонной основой, а затем, при морозах, превращается в лед. В результате происходит разрушение материала, брусчатка поднимается и нарушается целостность покрытия.

Поэтому очень важно, чтобы при выполнении работ по укладке очень четко соблюдались все технологические требования. Выполнять мощение по бетонному основанию своими руками не рекомендуется, если только вы не являетесь профессионалом. Поручите эту работу профессионалам, если желаете иметь действительно качественное покрытие.

Устройство бетонного основания

Работа начинается с разметки пешеходной дорожки, площадки или проезжей части. Проще всего это сделать, натянув шнур на колышках по контуру будущего мощения. Натягивать шнур нужно немного выходя за пределы покрытия, что позволит в дальнейшем установить опалубку, а затем и тротуарный бордюрный камень.


По размерному контуру снимается грунт до глубины 25-28 см.

Снятую плодородную почву рекомендуется переместить на клумбы или газоны. В том случае, если верхний слой не плодородный и планируется завоз чернозема, то копать не нужно, а просто выполнить подсыпку тонкого слоя щебня. Если верхний слой глиняный, то и подсыпать не нужно — просто немного подравняйте поверхность и все.

На дно выкопанной траншеи или ямы насыпается щебень средней фракции и толщиной слоя 10-12 см, после чего его трамбуют. Этот щебень будет обеспечивать отвод воды от бетонного слоя. Поверх щебня необходимо насыпать слой песка толщиной 3-5 см и тоже утрамбовать. Это нужно для того, чтобы выровнять поверхность щебня и его острые края на порвали гидроизоляцию, которая будет лежать выше.

Далее, по контуру траншеи устанавливается опалубка из досок толщиной не менее 40 мм. Более тонкие доски могут прогнуться и не выдержать давления массы бетона. Опалубка закрепляется забитыми кольями на расстоянии не более метра друг от друга. После установки опалубки, на песок необходимо уложить слой гидроизоляции. Лучшим материалом для этого является . Если вы не смогли найти этот материала, то используйте полиэтиленовую пленку, сложенную вдвое.


Гидроизоляция необходима для защиты бетонного слоя от воздействия грунтовых вод, а также для того, чтобы при заливке бетонной смеси вода из нее не ушла преждевременно, обеспечив нормальную гидратацию цемента.

Соотношение напрямую зависит от марки цемента. В том случае, если вы применяете для приготовления бетона цемент М500, то к нему добавляют 4,9 части щебня и 3,2 части песка, а для цемента М400 на каждую его часть необходимо добавлять 4,2 части щебня и 2,5 части песка. Такое соотношение позволит вам получить бетон марки М200. Более простым способом будет заказ уже готовой бетонной смеси от производителя. Это рекомендуется делать при необходимости заливки более 3 м 3 бетона.

Укладка бетонной смеси производится в два этапа. Сначала на дно траншеи укладывается слой толщиной около 3 см, на него ложится армирующая сетка с толщиной проволоки не менее 6 мм и шагом ячейки не более 100 мм. После этого, заливается второй слой в 5-10 см по высоте, немного не доходя до поверхности земли.

Через 2-3 дня можно будет приступать к укладке брусчатки. Вместо армирующей сетки можно использовать старые металлические трубы, куски арматуры, стальную полосу, проволоку и т.п. Весь этот металл укладывается так же в виде сетки, а отдельные элементы связываются между собой проволокой. Забетонированный арматурный слой придаст бетонному монолиту высокую прочность.

Установка бордюрного камня

Работы по укладке брусчатки на бетон начинается с . Обрамление необходимо для того, чтобы плитка не разъезжалась в стороны и была четко зафиксирована на месте. Установку камня выполняют по натянутому на колышки шнуру. Высота установки бордюра — не более 10 см над уровнем земли. При разметке следует учитывать небольшой наклон поверхности брусчатки к краю дорожки для отвода дождевой и талой воды.

Вдоль натянутой нити прорывается траншея. Высота траншеи при этом должна совпадать с высотой бордюрного камня и щебеночной подушки в 3-5 см. Подушка нужна для лучшей устойчивости бордюра.


Установка бордюрного камня осуществляется на слой цементного раствора, выложенного на подсыпанную щебенку.

Выравнивание отдельных камней производится с помощью резинового или деревянного молотка. Через день, после того как раствор схватится, промежуток между стенкой траншеи и камнем засыпается песком и проливается водой для уплотнения.

Укладка брусчатки

Брусчатое покрытие по бетонному основанию, как правило, укладывают на сухую песчано-цементную смесь – гарцовку, которая способна очень хорошо фиксировать и удерживать элементы покрытия. Для приготовления гарцовки смешивают сухой песок с цементом в соотношении 1:6, не добавляя воды. Толщина засыпаемого слоя — 4-6 см. Смесь необходимо хорошо утрамбовать, а поверхность выровнять штукатурным правилом или доской с ровным краем.

Иногда вместо песчано-цементной смеси засыпают обычный песок без добавления цемента. Такая укладка возможна, но только при условии эксплуатации дорожки без интенсивных нагрузок. Обычный песок хуже фиксирует брусчатку на бетонном основании и существует риск ее просадки и подмывания песка дождевыми и талыми водами. Зато при необходимости выполнения ремонтных работ, сделать их будет намного проще, чем при использовании более прочной гарцовки.

Для брусчатки в местах с интенсивной нагрузкой, например на проезжей части дорог, прочности гарцовки оказывается недостаточно. В этих случаях брусчатку укладывают на цементный клей или густую цементную стяжку. Такая укладка более долговечна, но покрытие не подлежит ремонту — в случае просадок нужно будет его полностью удалять и использовать новые материалы, производя всю работу с нуля.

Тротуарная плитка укладывается на гарцовку в ходе продвижения «от себя». Мастер, выполняющий укладку, постепенно продвигается вперед, находясь на уже готовом мощении. Уложив определенный участок, необходимо произвести тщательную забивку швов между отдельными плитками. Если этого не сделать, то станет возможным проникание воды в пространство между бетонной основой и плиточным покрытие, что может привести в дальнейшем к разрушению покрытия.


Резка брусчатки выполняется болгаркой с алмазным кругом или на специальном отрезном станке.

В случае присутствия на пути укладки каких-либо препятствий в виде канализационных люков, дренажных решеток, фонарных столбов и т.п., их обкладывают целыми плитками, а кусочки, необходимые для обеспечения сплошного покрытия, укладывают уже во втором или третьем ряду от препятствия.

Подрезка камня необходима при любой укладке. Поэтому, начиная такую работу, заранее подумайте о наличии инструмента.

Завершение работ

После завершения работ по укладке вашей брусчатки на бетонное основание, ей необходимо просохнуть и отстояться в течение трех-пяти дней. После этого с поверхности сметают мусор и моют ее водой из шланга. Чистую плитку внимательно осматривают на предмет наличия незаполненных гарцовкой межплиточных швов. Если такие обнаружены, то пропуски необходимо заполнить. Качественное заполнение швов в покрытии обеспечит долговечность при его эксплуатации.

В ходе эксплуатации тротуарного плиточного покрытия необходимо регулярно производить уборку поверхности и своевременно удалять прорастающие в швах сорняки. В том случае, если по каким-либо причинам произошла деформация поверхности, возможно проведение ремонта с использованием имеющейся плитки. Ее просто вынимают из места деформации, поправляют слой гарцовки и укладывают на прежнее место.

Правильно уложенная на бетонное основание брусчатка служит долгие годы. Эта технология обеспечивает самое прочное плиточное покрытие.

Используемая в качестве дорожного покрытия - это хорошее решение при выборе строительного материала на тротуарную плитку вокруг дома, предназначенную для дорожек в саду, подъездных путей или клинкерных ступеней для вашего дома. Прямоугольные классической формы изделия из тротуарного клинкера на мостовой обеспечивают укладку всевозможных различных конструкций. Исполнение по уладке тротуарного клинкера не сложно, хотя требует особого внимания и необходимой точности. Для выполнения дорожной поверхности из тротуарной клинкерной брусчатки нужен материал на подсыпку, материал на швы и необходимые инструменты.

С чего начать укладку клинкерной брусчатки

Работу по укладке клинкерной брусчатки следует начинать с изучения мягкого грунта в верхней части почвы. Верхний грунт снимается и его можно хранить, для возможного последующего использования. Остальную часть грунта, следует подготовить так, чтобы он был вынослив и имел достаточную несущую способность. Для этого может потребоваться уплотнение основания. На основании распределяется несущий слой, толщина которого зависит от количества ранее удаленной земли. Слой служит в качестве заливки или верхнего выравнивания, а также переносить нагрузки. Его необходимо выполнить, например из смеси гравия и песка с зернистостью 0/16, 0/32 и 0/45 мм. В зависимости от свойств основания, на поверхность по которой не будут ездить тяжелые автомобили, наносится от 20 см (на основании песчаном) до 40 см (в случае, если основание глинистое) несущего слоя и сбивается этот слой с помощью вибратора.

Обезвоживание и другие подготовительные работы для тротуарной брусчатки

Для правильного функционирования покрытия из тротуарного клинкера, ключевым показателем клинкерной брусчатки является тщательное выполнение обезвоживания - необходимо определить для этого все параметры. На этом этапе выбирается также тип связывания клинкерного кирпича, плитки (например, "елочкой", блочные) и размер тротуара, боковые границы.

Выравнивание и зернистость поверхности перед укладкой тротуарного кирпича

Неровная земля (на которой будет несущий слой) должна быть выровнена, чтобы была плоская параллельная поверхность. На подготовленную, плоскую поверхность наносится песочно-галечный слой с использованием размера зерен (например, смесь с фракцией 0/16, 0/32, 0/45 мм).

Границы края дорожки из клинкерной брусчатки

Крепкие границы края гарантирует соответствующую прочность всей пешеходной дорожки, особенно тогда, когда существуют различия по высоте с окружающей местностью или если клинкерная брусчатка соседствуют с покрытием не вымощенным. В последнем случае выполняется слой бетона в качестве опоры, своего рода фундамент для последующего слоя. Его положение необходимо точно измерить и определить с помощью веревки. Положение границы края рассчитывается на основе измерения номинального показателя клинкерной брусчатки мостовой и размеров швов в размере не менее 3 мм. При определении высоты границы края следует учитывать необходимость надлежащего дренажа, с достаточным уклоном (мин. 2,5%). Отток должен всегда вести на улицу, в направлении противоположном зданию.

Изготовление несущего слоя верхней поверхности под тротуарный клинкер

После границы края необходимо подготовить последний слой несущей верхней поверхности. Этот слой должен состоять из материала различной толщины. Компоненты с очень мелкой фракцией (ниже 0,063 мм, такие как мука, глины и т.д.) не должны превышать 5% объема этого слоя. Конструктивная высота поверхности и следовательно подсыпки вместе с клинкерной брусчаткой вытекает из измерения концентрированного основания (от 3 до макс. 5 см) и толщины покрытия клинкерной брусчатки. Самая высокая точка несущего слоя, как элемент на который будет наноситься клинкер играет важную роль. Должно быть особенно тщательно выполнена (в высоту) слоями таким образом, чтобы была создана закрытая, ровная и плоская поверхность. Балласт под тротуар выполняется из крошки с фракцией 0/4, 0/5 или 0/8 мм. Соответствующий материал, например смесь муки из мелкого щебеня из твердого камня, например базальт или диабаз. Материал подсыпки необходимо распределить с учетом показателя плотности, на слой с равномерной толщиной. Предварительное уплотнение материала подсыпки является существенным условием для подготовки поверхности под укладку клинкерной брусчатки. Таким образом сводится к минимуму возможность просадкам грунта.

Укладка брусчатки из клинкерного кирпича

Укладка клинкерного тротуара идет поэтапно, установив завязками границы фрагментов поверхности так, чтобы все связывание имело симметричное расположение швов. Есть две причины, почему необходимо сохранить минимум 3 мм ширины шва, благодаря этому выровнены мелкие, неизбежные различия размеров мостовой, вытекающие из допусков, а также будет обеспечена соответствующая ширина зазора между отдельными клинкерными кирпичами, чтобы можно было заполнить швы в целом. Это необходимо для получения нужной стабильности слоя, поскольку только хорошо заполненные швы переносят горизонтальные силы, без причинения каких-либо повреждений. Укладывая тротуарный кирпич, необходимо часто проверять недавно уложенные фрагменты полотна. Они должны сходятся в одной поперечной линии. В случае некоторых связей, в частности в елочку, появляется необходимость применения дополнительной клинкерной брусчатки (половинки), при обрамлении края и если это клинкерный кирпич на углах стен здания. Лучше всего разрезать их про запас в рамках подготовительных работ, а затем укладывать вместе с целым клинкером. Новые фрагменты идут всегда в направлении от уже уложенных кирпичей. Это не было бы возможным без правильной подготовки и увеличения плотности подсыпки.

Как сделать швы на поверхности брусчатки, показатели клинкерной брусчатки

На поверхность клинкерной брусчатки необходимо немедленно нанести материал на швы и ввести его в щели между клинкерными кирпичами. Щели лучше всего выполнять на регулярной основе в процессе укладки клинкера. После окончательного выравнивания уложенной клинкерной брусчатки наносится материал для затирки швов. Его необходимо приспособить к материалу, из которого изготовлен балласт. Если в качестве балласта выбрана смесь мелкого щебеня из твердого камня, фракцией 0/4, 0/5, 0/8 мм, то следует применить заполнения швов из смеси этих же материалов, фракцией 0/4 мм. Материал на швы не должен проникать в подсыпки, чтобы позволить добиться стабильности дорожного покрытия. Нанесенный на клинкер материал полностью заполняет щели. Возможно, эту операцию лучше выполнить с мокрой подсыпкой. После этого с поверхности клинкерной брусчатки необходимо удалить избыток материала шва. При этом следует помнить о том, что надо избежать размягчения подсыпки под брусчаткой.

Завершение работ с тротуарной клинкерной брусчаткой

До окончательного уплотнения необходимо подождать, чтобы поверхность тротуарного клинкера имела время жить. Уплотнение поверхности происходит при помощи вибратора. Вибратор необходимо установить на среднюю частоту (не слишком большой), чтобы не разрушить симметрии швов. После завершения работ с клинкерной тротуарной брусчаткой поверхность, по крайней мере, в течение нескольких дней не должна быть использована. Кроме того, вы должны повторно наносить материал для заполнения швов. Благодаря этому, достигается полная заправка и соединение швов, что очень важно для последующей стабильности поверхности тротуарного кирпича.

Однако еще не все знают, что такое клинкерная брусчатка и довольно часто путают ее с изделиями, изготовленными из бетона методом . Что такое тротуарная клинкерная брусчатка, о ее характеристиках, особенностях и способах укладки рассказывается в этой статье.

Общее описание и технология производства

Внешне эти штучные изделия очень похожи на полнотелый кирпич прямоугольной или фасонной формы. Некоторые виды брусчатки даже по размерам практически совпадают с кирпичом. Поэтому второе ее название — тротуарный клинкерный кирпич. Но есть так же фигурные и мозаичные изделия, которые на кирпич совсем не похожи.

Главное отличие брусчатки от плитки заключается в ее увеличенной толщине, которая не бывает менее 40 мм.

Тротуарная клинкерная брусчатка изготавливается из тугоплавких сортов глины однородного состава. Если необходимо изменить цвет изделия, то смешивают два или три разных сорта глины или добавляют измельченные в пыль металлы. Правильный выбор исходного сырья — очень важная технологическая задача.

Процесс изготовления выглядит следующим образом:

  1. глину измельчают и продавливают через зубчатые валки;
  2. с помощью магнитов извлекают из глины все металлические частицы;
  3. добавляют к глине воды и мнут её до получения однородного состава;
  4. на экструзионном оборудовании формируют изделия, которые затем сушат при температуре 150°С на протяжении 1 суток;
  5. высушенные заготовки обжигают в туннельной печи в течение 2 суток.

Цвет конечного изделия зависит от сорта используемой глины, времени и температуры обжига, а также добавления дополнительных компонентов. Так, например, подмешивание угольной пыли затемняет изделия, оксид алюминия добавляет желтизны, а оксид железа окрашивает в красный цвет.

Преимущества и недостатки материала

Как и любой другой материал, клинкерная брусчатка имеет свои положительные и отрицательные качества. К ее достоинствам относят:

  • высокую прочность и долговечность изделий;
  • высокую влагостойкость;
  • морозоустойчивость, превышающую 50 циклов;
  • устойчивость к воздействию слабых кислот;
  • прекрасные экологические показатели;
  • способность сохранения цвета в течение всего срока эксплуатации;
  • возможность механической обработки.

Из недостатков отмечают повышенную стоимость и недостаточно широкий ассортимент форм и цветовых оттенков.

Размеры клинкерной брусчатки.

Сравнение клинкерной и бетонной брусчатки

Клинкерные тротуарные материалы отличаются от бетонных вибролитых и вибропрессованных значительно большей прочностью, устойчивостью к истиранию, лучшей способностью к сохранению цвета и более высокой морозостойкостью.

Кроме этого, керамика не восприимчива к воздействию слабых кислот, в то время как бетон из-за них разрушается.

Главное достоинство керамической брусчатки заключается в ее повышенной влагостойкости. В отличие от бетона, этот материал практически не впитывает влагу и благодаря этому куда более долговечен.

Расчетный срок службы тротуарного кирпича более чем вдвое превышает этот показатель для бетонных изделий и составляет порядка 50 лет. Бетонные изделия можно укладывать только плашмя, а керамическую брусчатку допускается располагать в любом пространственном положении. Основание для укладки обоих видов брусчатки подготавливается одинаково, как и укладка, которая производится по аналогичной технологии.


Виды клинкерного кирпича.

Классификация клинкерных тротуарных материалов

Клинкерная брусчатка классифицируется по области ее применения и форме. Также можно различать этот материал по прочности и размерам, но первые два показателя значительно сильнее влияют на процесс выбора.

При классификации тротуарной клинкерной брусчатки по форме выделяют следующие виды:

  • квадратная;
  • прямоугольная, с соотношением сторон 1:2;
  • половинчатая;
  • ригельная, с соотношением сторон 1:3 или 1:4;
  • мозаичная;
  • фасонная.

Половинчатая форма тоже прямоугольная, с соотношением сторон 1:2, но посередине она имеет углубленную поперечную фаску. В результате, после укладки клинкерной брусчатки, создается визуальное впечатление, что покрытие сделано из квадратных изделий.

Мозаичная форма подразумевает использование двух, трех или более различных камней, совместная укладка которых позволяет создавать оригинальные узоры на поверхности.

К фасонным изделиям относят брусчатку овальной, многоугольной, ромбической и других правильных геометрических форм. По назначению клинкерную брусчатку подразделяют на:

  • тротуарную, толщиной 42 мм;
  • дорожную для легковых автомобилей, толщиной 45 мм;
  • дорожную для грузовых автомобилей до 5 тонн, толщиной 52-71 мм;
  • акватранзит, для устройства водоотводящих лотков;
  • газонную, с отверстиями для травы.

Так же сюда можно отнести материалы с выраженной фактурной поверхностью, которые называют тактильными и используют для укладки дорожек, по которым ходят люди с ослабленным зрением или слепые.

Технология укладки

Работа по обустройству тротуаров и дорог с покрытием из тротуарной клинкерной брусчатки во многом схожа с укладкой натуральных или бетонных материалов, но есть тут и свои особенности. Весь процесс обустройства покрытия из тротуарного кирпича состоит из следующих этапов:

  1. разметка;
  2. подготовка основания;
  3. завершающие работы.

Разметка производится по заранее составленному плану при помощи рулетки или мерной ленты, путем забивания колышек и натягивания по ним шнура. Кроме того, она позволяет визуально оценить и скорректировать контуры дорожки еще до начала производства работ.

Выбор типа основания под укладку брусчатки


Песчаное основание.

Поскольку клинкерная брусчатка отличается от плитки увеличенной толщиной и более устойчива, то ее укладку обычно осуществляют на утрамбованную песчаную подушку. В особо ответственных случаях, при больших ожидаемых нагрузках на поверхность, последние 8-10 см подушки делают из сухой цементно-песчаной смеси.

Можно обустроить и бетонное основание, но, учитывая особенности брусчатки, обращаться к этому весьма затратному методу метод не стоит. Так же нет необходимости в использовании жидких цементных растворов во время выполнения работ. Устойчивость покрытия обеспечивает тщательная послойная трамбовка песчаной подушки и наличие дренажного водоотводящего слоя.


Щебеночное основание.

Порядок выполнения работ при устройстве основания

После выполнения работ по разметке снимают верхний слой грунта и откапывают так называемое «корыто» или траншею. Его глубина учитывает наличие дренажного слоя и толщину песчаной подушки и, в зависимости от назначения, составляет:

  • для тротуаров — 35 см;
  • для дорог с движением легкового транспорта и стоянок — 45 см;
  • для дорог с движением грузового автотранспорта — 80-100 см.

После подготовки «корыта» его дно трамбуют и застилают , по которому насыпают 2-3 см песка. Он нужен для того, чтобы щебень дренажного слоя не пробил геотекстиль своими острыми краями. Толщина засыпки дренажного слоя составляет 10-15 см. Дренажный слой тщательно трамбуют и покрывают геотекстильным полотном, чтобы в будущем исключить возможность ухода песка из подушки в дренажный слой.


Бетонное основание.

На полотно начинают засыпать песчаную подушку. Это выполняется послойно с тщательной трамбовкой каждого слоя. От качества трамбовки зависит будущая устойчивость покрытия и вероятность просадки уложенного материала.

Возможные схемы укладки брусчатки в узор

Выбор укладочного узора клинкерной брусчатки в значительной степени определяют следующие факторы:

  • конфигурация и размеры мощеной площадки;
  • форма брусчатки;
  • предпочитаемая геометрия узора.

Среди наиболее распространенных схем для прямоугольных изделий следует отметить шахматную укладку, «елочку», перевязку в четверть и радиальный узор. Укладка клинкерной брусчатки производится в соответствии с узором, разработанным изготовителем, а фасонная кладется на ваше усмотрение.


Варианты укладки.

Инструкция по выполнению укладки

Камни укладываются на подложку. Это последний подсыпаемый слой песка или цементно-песчаной смеси. Толщина подложки составляет обычно 3-5 см. Ее уплотнение происходит путем посадки камня на место постукиванием резинового молотка.

На прямоугольных участках укладку клинкерной брусчатки начинают с угла, выкладывая сначала 1 метр продольного ряда, а потом поперечный ряд на 1-2 метра. Далее мостят размеченную площадь. После этого приступают к покрытию следующего такого участка.

На круглых площадках брусчатку начинают укладывать от центра, постепенно продвигаясь к краю и выкладывая круги.

Завершающие работы

После завершения кладки необходимо оставшиеся между камнями швы. Для этого лучше всего использовать сухую цементно-песчаную смесь в соотношении 1:5. Ее высыпают на поверхность и разметают веником по швам. Послед их заполнения поверхность необходимо полить водой. Через 3-4 дня, когда смесь осядет, операцию следует повторить.

Более сложный способ заключается в заливке швов жидким цементным раствором. Его выливают на поверхность покрытия и протягивают шпателем вдоль швов. Очистка поверхности от остатков раствора осуществляется сухой ветошью после его высыхания.

Наша специализация

Мы предлагаем нашим клиентам услуги по мощению территорий гранитной и клинкерной брусчаткой (укладка клинкерной плитки). Работы по укладке выполняют профессионалы с высокой квалификацией, при этом применяются современные европейские технологии. Можем вас заверить, что наша стоимость укладки брусчатки является одной из самых низких в Москве. Заказать услугу укладки брусчатки и рассчитать стоимость работ можно по телефону или выслать данные для расчета на электронную почту.

Тротуарный мостовой клинкерный кирпич, который называют еще клинкерная брусчатка, тротуарная плитка, тротуарный камень, мостовой клинкер, дорожный клинкер, давно уже считается одним из самых лучших декоративных материалов, используемых при благоустройстве территорий. Дорожки, мощеные тротуарной плиткой или камнем, можно встретить во многих странах Западной Европы. Тротуарная плитка и камень для мощения очень популярны и среди российских строителей и домовладельцев. Укладка клинкерной плитки - идеальный вариант для придания благородного и аккуратного вида дорожкам во дворе или на приусадебном участке загородного дома. Не менее актуальна укладка тротуарной брусчатки и для создания практичной и удобной площадки для личного автотранспорта.

У клинкерной тротуарной плитки прекрасные физико-механические и эксплуатационные свойства. Но это не единственные ее преимущества. Тротуарная плитка, камень и клинкерная брусчатка сочетаются с природным ландшафтом намного гармоничнее, нежели прочие материалы, применяемые для мощения. Эстетичный и функциональный тротуарный клинкерный кирпич при грамотно осуществленной укладке долгие годы будет радовать глаз окружающих и не доставлять особых хлопот.

Однако, брусчатка, камень и тротуарная плитка не только идеальный вариант для мощения дорожек в парках и на участках, они прекрасно подходят для оформления больших открытых пространств перед общественными сооружениями. Мощение дорожек тротуарной брусчаткой и клинкерным кирпичом незаменимо в таких случаях в качестве композиционного решения, главное, чтобы они сочетались с обликом фасадов и с отделочными материалами, выбранными для оформления зданий. На городских улицах тротуарная плитка и клинкерная брусчатка ограждают зеленые насаждения от транспортных и пешеходных зон, т.е. помогают создать своеобразные оазисы зелени.


Цены на укладку клинкерной брусчатки м2 (включены работы)

Цены на укладку брусчатки (включены работа, материалы, доставка)

Точную цену укладки брусчатки Вы можете узнать у наших консультантов.

Наименование работ ед. изм. руб.
Укладка дорожного борта м.п. 300
Укладка садового бордюра м.п. 200
Укладка водоотводных полимеробетонных лотков
(в зависимости от вида лотка и решетки)
м.п. от 550
Выемка грунта под устройство основания
(без вывоза с территории)
м³ от 120
Укладка геотекстиля со стоимостью материала м² 100
Засыпка щебня с трамбовкой 10 см м² 80
Засыпка песка с трамбовкой и проливкой 10см м² 70
Бетонирование с армированием 10 см м² 250

Порядок работ

Подготовка основания для укладки

Перед тем, как приступать к укладке брусчатки, нужно подготовить поверхность. Работы по укладке производятся поэтапно.

  • Вначале выбирается место для укладки тротуарного клинкера или камня. Обычно это все заранее указано в дизайнерском проекте, где также отмечены вид материала, цвета или их сочетания, рисунок укладки и размер.
  • Затем на территории проведения работ по укладке нужно определить направления стока воды. Необходимо иметь в виду, что осадки и вода должны уходить в землю, но при этом не затапливать мощеные дорожки и тротуары. Окончание стоков должно находиться в водоотводных колодцах или на газонах. Что касается уклона, то он может быть различным в зависимости от особенностей территории, предназначенной для укладки тротуарного клинкера или камня.
  • Для увеличения срока служения тротуарной брусчатки укладку следует производить на бетонное армированное основание. Слой заливаемого бетона определяется в зависимости от состава почвы.
  • Поверхность под мощение необходимо выровнять по максимуму.

Укладка тротуарной брусчатки

Брусчатка, плитка из камня, клинкерный кирпич и пр. материалы для мощения укладываются с соблюдением общепринятых норм. При этом непременно учитывается нагрузка на поверхность, на которую производится укладка брусчатки. Если укладка производится на пешеходную дорожку, то используются плитки толщиной 30-50 миллиметров. Если по мощеной поверхности будут ездить автомобили до 6 тонн весом, то нужно качественное бетонное основание и брусчатка толщиной 50 миллиметров. При более сильной нагрузке (от 7 тонн) применяется брусчатка 100 миллиметров толщиной.

Технология укладки тротуарной брусчатки на бетонное основание

Бетон благодаря своим хорошим вяжущим характеристикам является прекрасным материалом для основания под мощение. Поэтому дорожки из тротуарного клинкера, тротуарной брусчатки, камня, мощеные по такой технологии, могут прослужить не одну сотню лет.

Вначале подготавливают ложе и засыпают его мелким щебнем слоем в 10-15 сантиметров. Поверхность под укладку тщательно выравнивают, учитывая уровень и уклон. Для предотвращения растекания раствора участок огораживают закрепленными досками (опалубкой).

Поверх щебня заливают слой бетона, при большой площади мощения делают швы, которые уберегут основание от разрушения.

Перед началом укладки еще раз проверяют уровень и сток. Устанавливают бордюры (не снимая досок). После завершения укладки тротуарного клинкера, плитки, камня, клинкерной брусчатки проводят чистовые работы - затирают и оформляют швы и пр.

Укладка тротуарной плитки и брусчатки - процесс сам по себе не очень сложный, но если у вас нет должных навыков и опыта, то доверьте работу по укладке специалистам из нашей компании.

Выбор редакции
Что можно сделать из гальки своими руками? Воспользуйтесь этими идеями, и вы увидите, что камень – идеальный материал для декора.Морские...

Печальная красота осени, сотни оттенков золота, яркие красные пятна кленов, нежно-розовые бересклеты… Так хорошо сидеть ясным октябрьским...

Строительство частного дома всегда начинается с подготовки и заливки фундамента. Обустройство основания дома – один из самых важных и...

Подсветка для рассады как и что выбирать Энергосберегающие Люминесцентные Фитолампы Отражатели света Подсветка для рассады лампами и...
Яблоки нравятся практически всем людям. Но получить их урожай самостоятельно в любом случае приятнее, нежели приобретать в магазине...
Трудно назвать комфортным проживание без правильно работающей канализации, представляющей собой систему удаления сточных вод. Городские...
Цугунов Антон ВалерьевичВремя на чтение: 6 минут Изношенность коммунальных систем привела к низкому качеству воды, подаваемой в...
Вода – это источник жизни и здоровья. Но принести пользу человеку может только чистая вода. Чтобы избавиться от лишних химических...
Горный велосипед Основными особенностями горного велосипеда являются широкие (1.5 - 2.5 дюймов, вместо обычных 20-40 мм) колеса, чуть...