Основы агрономии «Сорные растения и меры борьбы с ними. Суд над сорными растениями «Сорные растения и меры борьбы с ними»


Занятие позволяет ознакомить учащихся со следующим материалом: происхождение сорных растений; места распространения, приспособления к жизни рядом с культурными растениями; мимикрия; сорные растения -путешествинники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие на учебно-опытном участке по теме «Лекарственные свойства сорных растений»

педагог дополнительного образования

МАУ ДО ГорСЮН

Цель: раскрыть учащимся ценность сорных растений для человека и для биосферы в целом.

Задачи:

  1. Раскрыть ценность сорных растений как источников лекарственного и пищевого сырья для нужд человека, ознакомить с результатами некоторых исследований агротехники в отношении взаимодействия культурных и сорных растений;
  2. Раскрыть ценность сорных растений для животного мира;
  3. Закрепить навыки распознавания лекарственных растений в ходе изучения разнообразия сорных растений;
  4. Способствовать дальнейшему развитью навыков экологической культуры;
  5. Совершенствовать умение работать в коллективе.

Оборудование: папки для сбора гербарного материала, лопатки для выкапывания растений, карточки с заданиями.

Ход занятия:

  1. Как вам известно, все растения на нашей планете можно разделить на две группы: культурные – их человек выращивает для получения пищи, для себя и домашних животных, сырья для различных производств – и дикорастущие – все растения, которые произрастают без участия человека. Ко второй группе относятся растения лесов, лугов, болот и т.д., а также … огородов. Да, именно огородов, ведь в любом огороде или саду всегда есть сорные растения.
  2. Инструкция по обращению с инвентарём.
  3. Инструкция по технике безопасности.
  4. Ознакомление с заданием, которое учащимся предстоит выполнить в ходе занятия. Учащимся предлагаются карточки, на которых изложены задания следующего типа:

Запишите названия известных вам сорных растений (выполняется в кабинете перед выходом на участок);

Запишите названия тех сорных растений (из уже перечисленных), которые обладают лекарственными свойствами;

Подчеркните названия тех из перечисленных растений, которые вы встретили на участке (выполняются по ходу занятия);

Аккуратно выкопайте и поместите в папку растения, изображения которых приведены на карточке;

Выкопайте и поместите в папке растения …. (приводятся названия);

Запишите названия новых для вас сорных растений (в завершении занятия).

  1. Ознакомление учащихся с историей возникновения сорных растений. Проходит при осмотре невозделанного уголка учебно-опытного участка. Учащимся предлагается пронаблюдать, какие растения занимают данный уголок. При этом даётся пояснение о том, что такое положение вещей сложилось задолго до того, как человек начал использовать данную землю в собственных целях.
  2. Демонстрируется обработанный уголок участка и предлагается назвать растения, появившиеся в ходе деятельности человека на участке, и дикие растения, оставшиеся с тех пор, когда участок был невозделан. Обсуждаются приспособления диких растений к сосуществованию рядом с человеком: мимикрия и т.д. Проводятся примеры расселения сорных растений при участке человека.
  3. Далее учащимся раскрывается сущность взаимоотношений человека и сорных растений. Предлагается вспомнить, как родители относятся к появлению сорняков на грядках и почему. Затем раскрывается вред полного уничтожения на грядках и других частях участка дикорастущих растений: низкорослые сорняки способствуют более длительному сохранению влаги в почве, препятствуют её испарению; островки дикорастущих растений на участке – место обитания насекомых, в том числе и полезных – питающихся вредителями культурных растений.
  4. Раскрывается относительность понятия «сорные растения» путём рассмотрения примера перехода растений из разряда диких в разряд культурных при обнаружении человеком их лекарственных, прямо-вкусовых или других полезных для него свойств.
  5. Раскрывается лекарственные свойства некоторых из наиболее распространенных сорных растений, учащимся поясняются особенности их заготовки.
  6. Предоставляется некоторое время для завершения выполнения заданий карточек.
  7. Производится закладка растений, собранных на участке для высушивания.
  8. Подводятся итоги.

Сегодня мы с вами изучали растения, которые по воле человека стали «сором». Да, эти растения называются сорными, но это неправильно и сегодня мы получили целый ряд подтверждений полезности растений для человека и всей природы: они задерживают влагу в почве, привлекают насекомых-защитников культурных растений, не позволяют исчезнуть этим насекомым, обладают лекарственной и пищевой ценностью для человека.

  1. Проводится закрепление в форме опроса:

Назовите растения, удерживающие влагу в почве;

Перечислите растения, обладающие лекарственными свойствами;

Какие из них человек выращивает специально для изготовления лекарств?

Какие из растений человек начал использовать в пищу? Почему?

Литература:

  1. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. И. 2002
  2. Стрижёв А. Русское разнотравье. М., 1995
  3. Лавренова Г.В. Травы, дарующие здоровье. Донецк, 1994

Действующие лица:

Секретарь (учитель).
Судья (в черной мантии и судейском головном уборе).
Прокурор .
Адвокат .
Подсудимые: Марь, Осот, Полынь, Пырей, Василек .
Потерпевшие: фермер, главный агроном хозяйства, главный агроном района .
Свидетели: агроном-полевод, агроном по защите растений .
Рожь .
Гость-иностранец .
Журналисты (2 человека).

План кабинета

А – суд;
Б – кафедра для выступающих;
В – прокурор;
Г – адвокат;

I – дверь;
II – доска;
III – окна;

Д – место для подсудимых;
Е – места для присутствующих на суде
(в классе соответствующие места отмечены табличками).

Оформление кабинета

Стенд с основными видами сорных растений (рисунки), гербарии, плакаты с их характеристиками (плодовитость, вынос из почвы элементов минерального питания). На стенах портреты выдающихся агрономов и исследователей растений – А.Болотова, Н.Вавилова, Г.Мальцева, Д.Прянишникова.

Записи на доске

Вред, причиняемый сорняками:

– засоряют поля;
– забирают из почвы воду и питательные вещества, необходимые культурным растениям;
– затеняют культурные растения.

Методы борьбы с сорняками:

– агротехнические (культивация (рыхление) почвы; осенняя зяблевая обработка почвы);
– биологические (внесение в почву микогербицидов – препаратов, приготовленных на основе спор грибов, поражающих сорняки; применение насекомых – вредителей сорняков).

Польза, приносимая сорными растениями:

– запасают воду и минеральные вещества в подземных органах;
– защищают почву от эрозии;
– привлекают насекомых-опылителей;
– своими корневыми выделениями активизируют деятельность почвенных микроорганизмов;
– многие сорняки – хорошие медоносы и лекарственные растения.

План-протокол заседания

1. Вред, причиняемый сорняками.
2. Методы борьбы с сорняками.
3. Польза от сорных растений.
4. Перечертите и заполните таблицу.

5. Факты, которые тебя удивили на уроке.

(План-протокол должен быть на всех рабочих местах присутствующих, т.е. на партах у учащихся.)

ХОД УРОКА

Все участники процесса заняли в классе свои места. На скамье подсудимых – сорняки.

Секретарь . Встать! Суд идет.

Судья . Прошу всех сесть. Всех присутствующих в зале прошу конспектировать ход заседания по предложенным планам-протоколам. В конце заседания мы их соберем.
Сегодня слушается дело о нарушителях, отбирающих у человека урожай, на получение которого он затрачивает свой труд. Обвиняются сорные растения – Марь, Осот, Полынь, Пырей, Василек. Случайно попадая на поля, они сильно вредят культурным растениям.
Слово предоставляется прокурору.

Прокурор . Прокуратура возбудила уголовное дело против сорных растений – Осота, Мари, Полыни, Пырея и Василька. Следствие установило, что обвиняемые вредят культурным растениям уже более 10 тыс. лет, т.е. с тех пор, как человек научился выращивать сельскохозяйственные культуры. Осот систематически забирает из почвы удобрения, особенно азотные. Это снижает урожай культурных растений: 10 растений осота забирают столько же удобрений, сколько 875 растений пшеницы. Марь накопила в почве целый «банк семян» и каждый год, несмотря на культивирование почвы, дает массовые всходы, что также мешает культурным растениям. Вместе с полынью они заселяют и обочины полей. Теснит своими мощными корневищами культурные растения и пырей, лишает их земли, влаги, пищи, отчего те погибают. Не зря пырей называют «огнем полей»: на 1 га он способен образовывать несколько сотен километров корневищ с 260 млн почек. Если дать ему волю, то он выживет с полей не только рожь и пшеницу, но будет вредить даже посадкам леса, тесня маленькие деревца. Василек пробирается на ржаные поля и своей мощной корневой системой отбирает воду и элементы питания, снижая урожай ржи. Я настаиваю на наказании подсудимых.

Судья . Слово предоставляется потерпевшим.

Главный агроном хозяйства . Мы выращиваем на полях зерновые культуры, но урожайность их из года в год снижается. Например, с одного гектара в 1990 г. мы собрали 42,4 ц пшеницы, а в 1997 г. урожайность составила всего лишь 22,4 ц. Основная причина – сорные растения. Особенно досаждает нашим полям осот. С 1 га за лето он может у культурных растений 74 кг азота, 27 кг фосфора, 235 кг калия. Каждое его растение образует за период вегетации 12 тыс. семян. Они разносятся ветром, засоряют все новые и новые поля. Именно он снижает урожай на наших полях в 2–3 раза.

Судья . Слово фермеру.

Фермер . Став фермером, я думал разбогатеть, да не получилось. Одолели сорняки, особенно марь. Я культивирую то картофель, то кукурузу, а толку мало. Марь все всходит и всходит, растет и растет. Жизни просто от нее нет.

Судья . Слово предоставляется главному агроному района.

Главный агроном района . В нашем районе потери урожая зерновых и овощных культур от сорняков ежегодно составляют 20–30%. Для борьбы с сорняками я ежегодно прошу агрономов проводить культивацию земель с оборотом пласта и вспашку обочин полей, чтобы и вокруг них не было сорняков. Но все равно сорняки растут и растут. Найдите на них управу!

Судья . Суд, выслушав потерпевших, приступает к заслушиванию свидетелей. Приглашается главный агроном-полевод района.

Агроном-полевод . У сорняков мощная корневая система. Быстро отрастая весной, они отбирают у культурных растений воду и минеральное питание, снижая их урожайность. Только 5 растений пырея на каждом квадратном метре поля снижают урожай пшеницы на 2 ц с 1 га. А если растений пырея будет 20–50, то недобор пшеницы составит уже 6 ц. Поэтому необходимо бороться с сорняками. Чаще всего применяют агротехнические методы: культивацию почвы и ее осеннюю зяблевую обработку, которая облегчает раннее прорастание семян сорняков, и они гибнут от заморозков. Биологические методы заключаются во внесении в почву микогербицидов – препаратов, приготовленных на основе спор грибов, поражающих только сорняки, или в применении насекомых-вредителей, выедающих у сорняков цветочные почки и завязи цветков.

Судья . Приглашается следующий свидетель.

Агроном по защите растений . Хотя сорные растения и наносят вред культурным растениям, при невысокой численности они не только не снижают урожай, но даже приносят пользу. Их корни, проникающие на большую глубину, поднимают в верхние слои почвы питательные элементы. Сорняки запасают в своих подземных органах внесенные в почву, но неусвоенные культурными растениями минеральные удобрения. Отмирая и перегнивая, они возвращают эти элементы питания в почвенный раствор – а иначе они бы просто были вымыты водой. Кроме того, сорняки защищают почву от эрозии, привлекают насекомых, своими корневыми выделениями активизируют деятельность почвенных микроорганизмов. Многие сорняки – хорошие медоносы и лекарственные растения. Поэтому осуждать сорняки нужно осторожно.

Судья . Суд заслушал все свидетельские показания. (Обращается к подсудимым .) Подсудимые, вы признаете свою вину?

Пырей . Я искренне признаюсь и раскаиваюсь в своих преступлениях, но пострадавшие, нарушающие агротехнические приемы, сами виноваты в моем присутствии. Прошу суд принять во внимание, что я – отец ценного зернового растения. Земледельцы веками дивились моей силе. Пленила она и молодого агронома, впоследствии академика Николая Васильевича Цицина. Он обратил мою силу на пользу пшенице, создав удивительный пшенично-пырейный гибрид. От пшеницы новое растение получило полновесное и вкусное зерно, а от меня – высокую урожайность, прочный стебель, устойчивость против болезней, вредных насекомых, долголетие. Засеял однажды поле – и несколько лет подряд собирай урожай! Прошу это учесть.

Осот . Пострадавшие, нарушая агротехнику, сами меня развели! Они нарушают сроки зяблевой обработки почвы, в комбайне не отрегулированы заслонки, и поэтому мои семена вместе с шелухой разносятся ветром. А я, между прочим, ничего плохого не делаю. Удобрения внесли – припрятал в своих корневищах, а когда корневища стали гнить – вернул все обратно. А еще я доставал минеральные элементы из глубоких слоев почвы, куда корням пшеницы и кукурузы не добраться.

Марь . И меня развели. Зачем запаздывали с культивацией и давали моим семенам сыпаться в почву? Они потом до 20 лет в почве лежат, и часть из них каждый год прорастает. Сами запустили поля, по нескольку сотен тысяч семян на гектар накопили, а теперь меня обвиняете. Травы многолетние надо было сеять, озимые выращивать. Я бы и не плодилась так.

Василек . Я тоже не виноват, что меня развели. Пострадавшие должны были вовремя проводить боронование почвы, до и после появления моих всходов. И я ведь тоже ничего плохого не делаю. К тому же обладаю лекарственной силой. Мои голубые соцветия помогают излечивать простуду и глазные болезни. А из моих цветков можно делать голубую краску.

Полынь . А меня просто оклеветали! Я на поле вообще расти не люблю, расту вдоль дорог, по краям полей. Если меня не трогать, то я даже пользу приношу – вредных насекомых отпугиваю. Пострадавшие даже разобраться не хотят, какой же я сорняк. Я растение пустырей, нечего меня обвинять в том, чего я никогда не делала. Когда расту, я поверхность почвы закрываю, пыли нет в воздухе. Потом года через два-три я сама освобождаю место луговым травам. Это называется сукцессией.

Судья . Слово предоставляется адвокату.

Адвокат . Мы выслушали много обвинений в адрес сорняков. Однако прежде чем принять решение, суд должен учесть смягчающие обстоятельства. Осот обвинили в том, что он отнимал у культурных растений удобрения. Но ведь он не уносил их с полей, а запасал в своих корневищах, которые, перегнивая, отдавали эти удобрения обратно. Там, где рос осот, удобрения не вымывались дождями и не попадали в соседнее озеро, где поэтому сохранилась рыба. Марь развилась из-за большого накопления семян. Но в этом повинен главный агроном района. По его указанию пахали с оборотом пласта, закапывая семена мари в почву. А когда пласт переворачивали, семена оказывались на поверхности, и им ничего не оставалось делать, как прорастать. Кроме того, главный агроном района каждый год следит за тем, чтобы перепахивали обочины полей, помогая тем самым расселению мари. Если бы этого не делали, то через 2–3 года по краям полей росла бы полынь, которую обвинили здесь в засорении поля. А это совсем не так. Полынь относится к растениям пустырей и вместе с другими такими же растениями, которые называются рудералами – чертополохом, пустырником, крапивой и т.д., – не вредна, а полезна. Многие рудеральные растения являются лекарственными, их можно скашивать на силос, они хорошие медоносы. Обвиняемые не виновны в том, что делали! Потерпевшие так безграмотно ведут хозяйство, что сами создают прекрасные условия для развития сорняков. Считаю, что подсудимые невиновны, судить надо потерпевших за их экологическую безграмотность.

Судья . Кто еще хочет высказаться по существу дела?

Рожь . Можно я скажу? Знаете ли вы, что я в давние времена считалась сорняком в посевах пшеницы? Древние персы называли меня чоудар, что означает «растение, терзающее пшеницу». Оценили меня лишь тогда, когда стали сеять пшеницу в северных районах. Долго мучались со мной крестьяне, пока однажды не попробовали хлеб, выпеченный из моей муки. Он, к их удивлению, оказался очень вкусным и полезным. С тех пор меня стали специально сеять на полях. Не спешите осуждать моих братьев, разберитесь как следует, может быть, они и не виноваты.

Гость-иностранец . Я тоже хотел говорить. Я есть представитель «Кукурузкомпани». Это суд совсем не есть хороший. Не сорняк виноват, а руководитель, он плохо обрабатывает почва, и потому сорняки там много растет. Я скажу мой опыт. У меня сорняки на поле есть, они помогайт получать урожай и гоняйт от поля плохие насекомые, грибные болезни. Я мало применять пестицид, и мой зерно можно продавайт в три раз дороже, чем мой сосед, который все время брызгал пестицид, который никто не любит. У нас в стране есть даже специальный заповедник для сорняки, где их охраняют. Я никогда не скажу «бороться с сорняки», я говорит «контроль сорняки». Надо уважать экологию и беречь землю. Пусть суд хорошо разбираться, кто виноват!

Судья . Суд удаляется для вынесения приговора.

Секретарь . Внимание! В зале заседаний работают журналисты. Они хотят побеседовать с вами – участниками заседания – для подготовки своих радио- и телепередач.

Журналисты задают присутствующим вопросы

    Какие черты подсудимых вам особенно запомнились?

    За что осуждают сорные растения? Ваше мнение.

    Назовите факты в пользу сорняков.

    Как вы в целом оцениваете влияние сорняков?

(Таким образом закрепляются сведения, полученные на уроке.)

Секретарь . Встать! Суд идет!

Судья . Суд, состоявшийся над сорными растениями, заслушав выступления адвоката, потерпевших, объяснения обвиняемых, свидетельские показания, выносит оправдательный приговор и признает Осот, Марь, Полынь, Пырей, Василек невиновными.
Суд решает привлечь руководителей хозяйств, участников процесса к персональной ответственности за нарушение агротехники. Судебное заседание закрыто.

После окончания спектакля учитель обращает внимание на правильность и полноту заполнения учащимися конспектов урока («планов-протоколов заседания») и при необходимости организует их доработку. Можно задать различные вопросы для проверки усвоения материала. В качестве домашнего задания участникам заседания предлагается попытаться написать творческую работу в виде сказки, репортажа, пьесы о сорняках.

Литература

Энциклопедия для детей. Биология. – М.: Аванта+, 1996.

Жизнь растений. Т. 5. Ч. I. /Под ред. А.Л. Тахтаджяна. – М.: Просвещение, 1980.

Симонов И.П., Трушин В.Ф., Елькин И.В. Сорные растения – враги урожая. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1987.

Осипов Н. Про гречиху и пшеницу, кукурузу и горчицу. – М.: Детская литература, 1986.

Разработка открытого урока по предмету

«Основы агрономии»

в группе Т/М - 20 по специальности «Тракторист машинист сельскохозяйственного производства»

Тема урока:

«Сорные растения и меры борьбы с ними»

Разработала преподаватель

Д.А. Стрельцов

с. Боровской 2015

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учебной информации посредством элементов модульной технологии и интерактивного включения обучающихся в образовательный процесс.

Цели:

  • сформировать понятие сорные растениях и растения засорители сельскохозяйст-венных посевов;
  • ознакомить с классификацией сорных растений по способу питания, размножения и продолжительности жизни;
  • сформировать представление о способах учета сорных растений в посевах культурных,
  • сформировать представление о мерах защиты культурных растений от сорняков;
  • продолжить формирование коммуникативных способностей, информационной компетентности, выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Планируемые результаты:

обучающиеся в ходе урока должны:

  • давать определение сорные растения и растения засорители;
  • уметь обосновывать разнообразный вред, причиняемый сорными растениями культурным;
  • делать выводы о том, почему трудно бороться с сорными растениями;
  • иметь представление об экономических порогах вредоносности сорных растений и их классификации;
  • описывать способ учета сорных растений;
  • иметь представление о методах защиты культурных растений;
  • пользоваться различными источниками информации;
  • работать в парах.

Основные термины и понятия: сорные растения, прямой и косвенный вред сорных растений, классификация сорных растений, технологии защиты культурных растений от сорных трав.

Межпредметные связи: биология – фазы развития растения, химия – правила безопасной работы с ядохимикатами.

Материально-техническое оснащение :

  1. Литература: учебник Третьяков Н.Н. “ Агрономия” стр. 133-134.
  2. Видеоролик «Сорные растения»
  3. Электронная презентация по теме в программе Netobook
  4. Мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.
  5. Программные средства: Word, Nоtеbook
  6. Карточки-задания.

Х ОД У Р О К А

  1. 1. Организационный момент.

1.1. Проверка присутствующих.

1.2. Проверка готовности к уроку.

Учебный материал с указанием задания

Руководство по усвоению материала

Цель: в результате овладения содержанием модуля вы должны сформировать знания о сорных растениях, способах их распространения, о разнообразном вреде, причиняемом сорными растениями культурным; о способах учета сорных растений и пороге их вредоносности в зависимости от классификации, о методах защиты культурных растений.

Внимательно прочитайте цель урока.

Повторение изученного.

Цель: проверить усвоение основных понятий по обработке почвы, связать приемы обработки почвы с защитой культурных растений от сорняков.

Задание №1,2,3 - выполняется отдельными обучающимися на интерактивной доске.

Установите соответствие приемов обработки почвы.

Прием обработки почвы

Буква

Боронование

Культивация

Прикатывание

Дискование

Коллективная работа группы по проверке правильности выполнения заданий.

Задание 1,2,3-оцениваются отдельно преподавателем.

Работа самостоятельно в тетради для контрольных работ – выполните тест.

Проверка результатов работы.

За каждый правильный ответ - 1 балл

Устный ответ по тетради один обучающийся, остальные проверяют и выставляют баллы в оценочный лист.

Вред причиняемый сорняками

Цель: сформировать понятие сорные растениях и растения

засорители сельскохозяйственных посевов;

  • доказать, что сорные растения наносят культурным растениям ощутимый вред, выражающийся снижением урожайности и качества урожая;

Задание: прочитайте текст учебного материала на стр. 1-2 и ответьте на вопросы.

  1. Почему одни и те же виды растений называют лечебными, пищевыми, сорными? (Приведите примеры)
  2. Какой прямой вред, причиняют сорные растения культурным?
  3. Объясните косвенный вред, причиняемый сорными растениями культурным.

Работа самостоятельно с учебным материалом

Проверка выполнения работы

За каждый правильный ответ на вопрос - 1 балл выставить в оценочный лист.

Биологические особенности сорных растений.

Цель: раскрыть биологические особенности сорных растений, позволяющие им успешно конкурировать с культурными растениями;

Задание: пользуясь текстом учебника на стр. 67-68, ответьте на вопрос.

1. Почему очень трудно бороться с сорными растениями?

Критерии оценки: 3 балла за правильный ответ

2- балла за 1 ошибку.

1- балл за 2 ошибки.

0- баллов за три и более.

Работа самостоятельно в тетради

Работа с группой, проверка выполнения задания.

За правильный ответ на вопрос - 3 балла.

Классификация сорных растений

Цель: иметь представление о классификации сорных растений по способу питания, размножения, и продолжительности жизни;

Задание: Заполните схему №1(на отдельном листочке)

Критерии оценки: 3 балла за правильное составление схемы.

2- балла за 1 ошибку.

1- балл за 2 ошибки.

0- баллов за три и более.

Заполнить схему, используя учебный материал, сравните с эталонным ответом на доске.

За правильное

составление схемы - 3 балла выставить в оценочный лист.

Экономический порог вредоносности и способ подсчета сорных растений

Цель: иметь представление об экономических порогах вредоносности сорных растений и способе их подсчета;

Задание: пользуясь таблицей вредоносности сорных растений на интерактивной доске и в учебнике стр 76 дайте ответ на следующий вопрос:

1. От чего зависит порог вредоносности сорных растений?

2. Решите задачу:

Подсчет всех сорных растений проводился в посеве яровой пшеницы площадью 10 га, при этом получены следующие значения

1. подсчет- 3 растения;

2.подсчет -5 растений;

3. подсчет -2 растения;

4. подсчет- 1 растение;

определите порог вредоносности сорных растений в посевах и дайте рекомендации по целесообразности проведения истребительных мероприятий (обработка гербицидами).

Ответы написать в тетрадь.

За правильный ответ на вопрос - 1 балл.

При решении задачи пользуйтесь материалом учебника и таблицей на стр. 76. За правильное решение задачи 1 балл.

Баллы выставить в оценочный лист.

Классификация способов борьбы с сорняками

Цель: иметь представление о способах борьбы с сорной растительностью в посевах культурных растений.

Задание 1 согласно таблицы изучите способы борьбы с сорной растительностью по учебному материалу №

таблица-Классификация способов борьбы с сорняками

1.

2.

3.

4.

Самостоятельная работа с учебным материалом.

После изучения материала выполнить задание №2.

Работу выполнить в таблице.

Работа с группой, проверка выполнения задания с места.

Критерии оценки: 5 баллов-10-9 правильных ответов; 4 балла-8 правильных ответов; 3 балла-7 правильных ответов; 2 балла-6 ответов.

Подведение итогов урока.

Оценочный лист

Фамилия, имя

Критерии оценки: 20 баллов -5 оценка

14 баллов -4 оценка

8 баллов -3 оценка

3 балла -2 оценка

2. Домашнее задание стр. 140 – 146

Заполнить на отдельном листке, сдать преподавателю.

Задание на интерактивной доске по теме: «Приемы обработки почвы»

Задание №1 Игровой момент: «Черный ящик» (на интерактивной доске)

По нескольким предложениям угадайте, что спрятано в Черном ящике.

(проверка правильности ответа проводится удаление передней стороны черного ящика)

1. Это прием обработки почвы.

2. Он не является основным приемом обработки.

3. Этот прием проводят до посева культур, после посева и для ухода

за отдельными культурами.

4. Почву обрабатывают в основном на глубину до 8 см.

5. Цель этого приема выровнять и разрыхлить поверхность почвы, уничтожить всходы сорных растений.

6. Когда этот прием проводят рано весной, то его часто называют

закрытием влаги.

7. Для проведение этого приема используют игольчатые, сетчатые и зубовые

Задание №2 Установите соответствие (на интерактивной доске)

Переместите приемы обработки почвы в соответствии с их характеристикой, (проверка правильности ответа проводится на слайде удаление невидимых прямоугольников).

Задание №3 Установите соответствие приемов обработки почвы (на интерактивной доске)

Задание на карточках по теме «Приемы обработки почвы»

Задание №4 (индивидуальное)

Установите соответствие приемов обработки почвы.

Прием обработки почвы

Краткая характеристика приемов.

Буква

Боронование

Выравнивает поверхность почвы, улучшает контакт семян с почвой и ускоряет их прорастание.

Культивация

Прием часто применяют на вспаханных полях для разделки крупных глыб, а также для измельчения корневищ сорных растений.

Прикатывание

Цель этого приема выровнять и разрыхлить поверхность почвы, чтобы предотвратить капиллярное испарение влаги, уничтожить сорняки в фазу ниточки.

Дискование

Прием обработки почвы особенно необходим перед посевом, чтобы создать выровненное «плотное ложе» для семян культуры.

Во время вегетации на пропашных культурах прием используют для борьбы с сорняками.

ОТВЕТ на задание:

Прием обработки почвы

Краткая характеристика приема

Задание № 2 Дайте утвердительный или отрицательный ответ на следующие утверждения:

1. Истощение –это многократное подрезание сорняков рабочими органами культиваторов.

2. Удушение –это вытаскивание на поверхность корней сорняков рабочими органами культиваторов.

3. Довсходовое боронование - это боронование по всходам.

4. Очистка семенного материала, относится к физическим мерам борьбы с сорными растениями.

5.Химические меры борьбы не безопасны для окружающей среды.

6. Удобрения увеличивают конкурентоспособность культурных растений.

7. Гербициды бывают только сплошного действия.

8.Выжигание поля после уборки урожая- относится к экологическим мерам борьбы с сорной растительностью.

9.Картирование- это создание карт с нанесенными на них сведениями о количестве сорных растений и их плотности.

10. Приемы обработки почвы выравнивание, шлейфование дают хороший эффект в борьбе с сорняками.

Ответ на задание:

№ вопроса

Ответ (да или нет)

Фамилия, имя обучающегося______________________________________

Оценочный лист заполняется систематически после проверки выполнения заданий по каждому Учебному элементу, в конце урока все баллы по всем элементам складываются и выводится итоговый балл.

Критерии оценки по итоговому баллу: ОЦЕНКА 5 - 20 баллов

4 - 14 баллов

3 - 8 баллов

2- 3 балла

Оценочный лист

Фамилия, имя

Тема урока:

«Сорные растения и меры борьбы с ними»

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учебной информации

Цели:

    сформировать понятие сорные растения и растения засорители сельскохозяйст-венных посевов;

    ознакомить с классификацией сорных растений по способу питания, размножения и продолжительности жизни;

    сформировать представление о способах учета сорных растений в посевах культурных,

    сформировать представление о мерах защиты культурных растений от сорняков;

    продолжить формирование коммуникативных способностей, информационной компетентности, выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию.

Планируемые результаты: обучающиеся в ходе урока должны:

    давать определение сорные растения и растения засорители;

    уметь обосновывать разнообразный вред, причиняемый сорными растениями культурным;

    делать выводы о том, почему трудно бороться с сорными растениями;

    иметь представление об экономических порогах вредоносности сорных растений и их классификации;

    описывать способ учета сорных растений;

    иметь представление о методах защиты культурных растений;

    пользоваться различными источниками информации;

    работать в парах.

Основные термины и понятия: сорные растения, прямой и косвенный вред сорных растений, классификация сорных растений, технологии защиты культурных растений от сорных трав.

Межпредметные связи : биология – фазы развития растения, химия – правила безопасной работы с ядохимикатами.

Материально-техническое оснащение :

    Презентация «Сорные растения»

    Электронная презентация по теме

    Мультимедийный проектор, компьютер

    Карточки-задания.

Х ОД У Р О К А

    Организационный момент.

1.1. Проверка присутствующих.

    Проверка готовности к уроку.

УЭ

Учебный материал с указанием задания

Руководство по усвоению материала

УЭ – 0

Цель: вы должны сформировать знания о сорных растениях, способах их распространения, о разнообразном вреде, причиняемом сорными растениями культурным; о способах учета сорных растений и пороге их вредоносности в зависимости от классификации, о методах защиты культурных растений.

Внимательно прочитайте цель урока.

УЭ – 1

Повторение изученного.

Цель: проверить усвоение основных понятий по обработке почвы, связать приемы обработки почвы с защитой культурных растений от сорняков.

Задание №1,2,3 - выполняется отдельными обучающимися на интерактивной доске.

Г

Коллективная работа группы по проверке правильности выполнения заданий.

Задание 1,2,3-оцениваются отдельно преподавателем.

Работа самостоятельно в тетради для контрольных работ – выполните тест.

Проверка результатов работы.

За каждый правильный ответ - 1 балл

Устный ответ по тетради один обучающийся, остальные проверяют и выставляют баллы в оценочный лист.

УЭ – 2

Вред причиняемый сорняками

Цель: сформировать понятие сорные растениях и растения

засорители сельскохозяйственных посевов;

    доказать, что сорные растения наносят культурным растениям ощутимый вред, выражающийся снижением урожайности и качества урожая;

Задание: прочитайте текст учебного материала на стр. 1-2 и ответьте на вопросы.

    Почему одни и те же виды растений называют лечебными, пищевыми, сорными? (Приведите примеры)

    Какой прямой вред, причиняют сорные растения культурным?

    Объясните косвенный вред, причиняемый сорными растениями культурным.

Работа самостоятельно с учебным материалом

Проверка выполнения работы

За каждый правильный ответ на вопрос - 1 балл выставить в оценочный лист.

Биологические особенности сорных растений.

Цель: раскрыть биологические особенности сорных растений, позволяющие им успешно конкурировать с культурными растениями;

Задание: пользуясь текстом учебника на стр. 67-68, ответьте на вопрос.

1. Почему очень трудно бороться с сорными растениями?

Критерии оценки: 3 балла за правильный ответ

2- балла за 1 ошибку.

1- балл за 2 ошибки.

0- баллов за три и более.

Работа самостоятельно в тетради

Работа с группой, проверка выполнения задания.

За правильный ответ на вопрос - 3 балла.

УЭ-4

Классификация сорных растений

Цель: иметь представление о классификации сорных растений по способу питания, размножения, и продолжительности жизни;

Задание: Заполните схему №1(на отдельном листочке)

Критерии оценки: 3 балла за правильное составление схемы.

2- балла за 1 ошибку.

1- балл за 2 ошибки.

0- баллов за три и более.

Заполнить схему, используя учебный материал, сравните с эталонным ответом на доске.

За правильное

составление схемы - 3 балла выставить в оценочный лист.

УЭ-5

Экономический порог вредоносности и способ подсчета сорных растений

Цель: иметь представление об экономических порогах вредоносности сорных растений и способе их подсчета;

Задание: пользуясь таблицей вредоносности сорных растений на интерактивной доске и в учебнике стр 76 дайте ответ на следующий вопрос:

1. От чего зависит порог вредоносности сорных растений?

2. Решите задачу:

Подсчет всех сорных растений проводился в посеве яровой пшеницы площадью 10 га, при этом получены следующие значения

1. подсчет- 3 растения;

2.подсчет -5 растений;

3. подсчет -2 растения;

4. подсчет- 1 растение;

определите порог вредоносности сорных растений в посевах и дайте рекомендации по целесообразности проведения истребительных мероприятий (обработка гербицидами).

Ответы написать в тетрадь.

За правильный ответ на вопрос - 1 балл.

При решении задачи пользуйтесь материалом учебника и таблицей на стр. 76. За правильное решение задачи 1 балл.

Баллы выставить в оценочный лист.

УЭ-6

Классификация способов борьбы с сорняками

Цель: иметь представление о способах борьбы с сорной растительностью в посевах культурных растений.

Задание 1 согласно таблицы изучите способы борьбы с сорной растительностью по учебному материалу №

таблица-Классификация способов борьбы с сорняками

Виды

1. Предупредительные

    очистка посевного материала;

    очистка тары;

    правильное хранение навоза;

    своевременная и правильная уборка урожая;

    подготовка кормов.

2. Истребительные

    механические;

    химические;

    биологические.

3.Специальные

    организационные;

    экологические;

    фитоценотические;

    комплексные.

Задание № 2 Дайте утвердительный или отрицательный ответ на следующие утверждения:

1.

2.

3.

4.

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ (да или нет)

Самостоятельная работа с учебным материалом.

После изучения материала выполнить задание №2.

Работу выполнить в таблице.

Работа с группой, проверка выполнения задания с места.

Критерии оценки: 5 баллов-10-9 правильных ответов; 4 балла-8 правильных ответов; 3 балла-7 правильных ответов; 2 балла-6 ответов.

УЭ –7

Подведение итогов урока.

Оценочный лист

Критерии оценки: 20 баллов -5 оценка

14 баллов -4 оценка

8 баллов -3 оценка

3 балла -2 оценка

2. Домашнее задание стр. 140 – 146

Заполнить на отдельном листке, сдать преподавателю.

Задание №1 Установите соответствие

Переместите приемы обработки почвы в соответствии с их характеристикой, (проверка правильности ответа проводится на слайде удаление невидимых прямоугольников).

Задание №2 Установите соответствие приемов обработки почвы

1.Приемы обработки почвы уничтожающие сорные растения

2.Приемы обработки почвы не воздействующие на сорные растения.

1.Чизелевание. Вспашка. Фрезерование. Безотвальная вспашка.

2. Прикатывание. Выравнивание. Культивация. Боронование. Шлейфование. Лущение. Дискование.

Задание на карточках по теме «Приемы обработки почвы»

Задание №3 (индивидуальное)

Установите соответствие приемов обработки почвы.

Прием обработки почвы особенно необходим перед посевом, чтобы создать выровненное «плотное ложе» для семян культуры.

Во время вегетации на пропашных культурах прием используют для борьбы с сорняками.

Г

ОТВЕТ на задание:

Задание № 4 Дайте утвердительный или отрицательный ответ на следующие утверждения:

1. Истощение –это многократное подрезание сорняков рабочими органами культиваторов.

2. Удушение –это вытаскивание на поверхность корней сорняков рабочими органами культиваторов.

3. Довсходовое боронование - это боронование по всходам.

4. Очистка семенного материала, относится к физическим мерам борьбы с сорными растениями.

5.Химические меры борьбы не безопасны для окружающей среды.

6. Удобрения увеличивают конкурентоспособность культурных растений.

7. Гербициды бывают только сплошного действия.

8.Выжигание поля после уборки урожая- относится к экологическим мерам борьбы с сорной растительностью.

9.Картирование- это создание карт с нанесенными на них сведениями о количестве сорных растений и их плотности.

10. Приемы обработки почвы выравнивание, шлейфование дают хороший эффект в борьбе с сорняками.

Ответ на задание:

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ (да или нет)

да

нет

нет

нет

да

да

нет

нет

да

нет

Приложение № 5

Фамилия, имя обучающегося______________________________________

Оценочный лист заполняется систематически после проверки выполнения заданий, в конце урока все баллы по всем элементам складываются и выводится итоговый балл.

Критерии оценки по итоговому баллу: ОЦЕНКА 5 - 20 баллов

4 - 14 баллов

3 - 8 баллов

2- 3 балла

Оценочный лист

Педагог . Что такое сорняки?

Дети отвечают.

Это растения, которые оказывают неблагоприятное влияние (воздействие) на соседние культурные растения: снижают их урожайность, затеняя всходы, отнимают питательные вещества — пищу и воду. Как бороться с сорняками?

Дети . Пропалывать.

Педагог . Когда лучше это делать?

Дети. После дождя, так как из влажной почвы сорняки легче удалить вместе с корнем.

Педагог . Какие растения относятся к сорным?

Дети называют растения. Правильно. Хлопушка, мокрица, пырей, пустырник, молочай и т.д.

Давайте опишем одно сорное растение, например, хлопушку. Она растет по лугам, полям, как сорняк встречается на пашнях, огородах. Цветки зеленовато-белые, днем закрыты, ночью открываются. Чашечки цветка вздуты и с шумом лопаются — отсюда название растения.

Какие у него листочки?

Дети . Продолговатые. Все растение покрыто волосками.

Педагог . Хлопушка — сорное растение, понижает качество кормовых трав на лугах, отнимает питательные вещества и воду у культурных растений, тем самым замедляя их рост.

Помните! Даже сорное растение имеет право на жизнь в естественных условиях, и относиться к нему нужно доброжелательно.

Дидактическая игра «Раздели на группы»

Педагог называет несколько растений, дети определяют, какие из них сорные, какие — культурные.

Выбор редакции
Кира Столетова Кочан капусты брокколи вырастает со множеством головок. Брокколи цветет после созревания. Если капуста брокколи зацвела,...

Запомните, что объем прямоугольного параллелепипеда (или обычной коробки) равен произведению его длины , ширины и высоты . Если ваша...

Вопрос тривиальный. Сначала рекомендуем определить место установки самодельного вентилятора. В технике доминируют два типа двигателей:...

Кто занимается радиоэлектроникой дома, обычно очень любознателен. Радиолюбительские схемы и самоделки помогут найти новое направление в...
Многие электрические приборы можно отремонтировать или изготовить новые своими руками. Для этого дома всегда найдётся то, что можно...
Используются для подсветки или в качестве основного освещения уже не один год. Цена на них постоянно падает, а ассортимент растет. Но...
Что можно сделать из гальки своими руками? Воспользуйтесь этими идеями, и вы увидите, что камень – идеальный материал для декора.Морские...
Печальная красота осени, сотни оттенков золота, яркие красные пятна кленов, нежно-розовые бересклеты… Так хорошо сидеть ясным октябрьским...
Строительство частного дома всегда начинается с подготовки и заливки фундамента. Обустройство основания дома – один из самых важных и...