Нормы списания слесарного инструмента в учебных мастерских. Требования к учебным мастерским


Лекция 1.

Рабочее место учителя.

его

Стол демонстрационный

Первая группа

вторая группа - мебель для сидения.

Третья группа - Четвертая группа - прочая мебель.

специальное оборудование

Основное оборудование

Верстак столярный.

Такой верстак должен быть рассчитан на работу одного ученика. Зажимные устройства должны быть прочными и надежно закреплять деревянные заготовки и детали для пиления и строгания во всех необходимых положениях. На верстаках (при отсутствии кабинета) должны предусматриваться приспособления для выполнения записей и графических работ, хранения технологических документов, размещения инструментов, приспособлений, крючок для ранца, сумки или портфеля.

Верстаки могут иметь металлические и деревянные детали, однако все рабочие поверхности должны быть деревянными во избежание порчи инструмента при выполнении работ. Желательно, чтобы верстак был разборным, что ускоряет его монтаж и демонтаж при необходимой перепланировке мастерской. Металлические основания верстаков окрашиваются масляными или нитрокрасками, деревянные основания покрываются бесцветным лаком или олифой в 4 - 5 слоев.

Верстак слесарный

Данный верстак предназначен для обработки металлов и пластмасс. При отсутствии кабинета для проведения теоретических занятий и лабораторно-практических и учебно-практических работ на слесарном верстаке могут выполняться электромонтажные работы, а также разбираться и собираться моде-ми, узлы механизмов и машин.

По конструкции верстаки слесарные могут быть одноместными, двухмерными и многоместными. Основание верстака делается сварное из труб или стального профиля, возможно изготовление основания и из деревянного бру­са. Крышка верстака - деревянная, она покрывается не колющимся пластиком шли линолеумом и окантовывается стальным уголком.

Как показывает практика, в целях экономии места в мастерской возможно уменьшение размеров крышки верстака по длине до 800 мм при номинальной ширине 500 мм. Для работы учащихся площади такой рабочей поверхности вполне достаточно, если на верстак установить тиски средних размеров. При этом достаточно свободно на ней размещается инструмент, заготовки и техно­логическая документация.

Если программой обучения предусматривается рубка металла, то на вер­стак за рабочей зоной учащегося устанавливается экран с вертикальной пре­дохранительной сеткой, имеющей мелкие ячейки (не более чем 3x3 мм). Ее высота для стандартного верстака должна составлять 1000 мм, для верстака уменьшенной конструкции безопасная работа обеспечивается сеткой высотой SOO мм (высота тисков при этом должна быть не более 150 мм). Длина сетки равна длине верстака. Экран с сеткой должен быть съемным и ус­танавливаться только для выполнения работ по рубке металлов.

В практике работы учителей вместо большого экрана с сеткой использу­ются небольшие экраны, которые устанавливаются непосредственно рядом с тисками. Такой экран изготовляется из фанеры, и его внутренняя сторона по­крывается поролоном или губчатой резиной. Он хорошо предохраняет от разлетающихся осколков при выполнении рубки металла.

Основание верстака должно позволять делать регулировку высоты крыш­ки относительно пола. Устройство регулировки должно быть таковым, чтобы ту работу могли выполнять сами учащиеся. В основании отводится место для лотка с инструментами и портфеля учащегося. Практика показала нецелесообразность монтажа в верстаке выдвижных инструментальных ящиков. Ими неудобно пользоваться во время работы, и в них скапливается мусор, который:но удалять при уборке рабочего места.

На крышку слесарного верстака крепятся слесарные тиски. Для условий общеобразовательного учреждения удобны стальные параллельные тиски с шириной губок 90 -100 мм. Тиски и предохранительную сетку желательно окрасить в желтый цвет, основание - в салатовый. Если линолеум или пластик на крышке имеют неудачный с педагогических позиций цвет, то поверхность можно окрасить зеленой краской.

Регулировка уровня верстаков в соответствии с физическими параметрами учащихся может осуществляться с помощью специального механизма. Его можно сделать самостоятельно, и учитель может сам разработать свою оригинальную конструкцию. Однако проще сделать верстаки на максимально необ­ходимую высоту, а для учащихся при необходимости устанавливать подиумы. Возможен и другой вариант, при котором регулировку высоты осуществляют с помощью подставок под ножки верстака.

Клиноременная передача

На валу электродвигателя жестко закреплен двухступенчатый шкив, кото­рый при помощи клинового ремня передает вращение двухступенчатому шки­ву, закрепленному на шпинделе станка.

Клиноременная передача закрыта металлическим ограждением откры­вающаяся крышка которого сблокирована через конечный выключатель с элек­тродвигателем так, что при ее открывании происходит отключение электродви­гателя, станок останавливается. Крышка ограждения запирается при помощи винта.

Ограждение зоны резания станка

Ограждение зоны резания станка служит для защиты работающего от отле­тающей стружки и снижения концентрации образующейся пыли в зоне дыха­ния работающего до установленных санитарных норм. Оно состоит из метал­лического кожуха и защитных экранов, которые подвижно крепятся к верхней части ограждения и могут быть откинуты по мере необходимости. Мягкий эк­ран через эластичные петли натягивается на крючки кожуха.

В кожухе имеется щель для подсоединения станка к пылеотсасывающей установке.

Приспособления для крепления деталей

Корпус с центром - вилкой навинчивается на шпиндель. Служит для закрепле­ния заготовки совместно с задней бабкой.

Патрон навинчивается на шпиндель. Служит для закрепления коротких заготовок при обработке их с торца. Заготовка забивается в патрон деревянным молотком.

Планшайба представляет собой диск, в центре которого выступает бобыш­ка, имеющая внутреннюю резьбу для навертывания на шпиндель. На плоскости диска на некотором расстоянии от центра просверлено восемь отверстий. Через них в заготовку ввертывают шурупы, крепящие ее к планшайбе. Планшайбу применяют, когда нужно обточить деталь большого диаметра без зажима ее центр от задней бабки. F ежущие инструменты

Рейер полукруглый (желобчатый) резец по форме похожий на обыкновен­ную полукруглую столярную стамеску. Он имеет полукруглую заточку с внеш­ней стороны с фаской под углом 25-30°. К станку прилагаются два рейера: для первоначальной грубой обточки заготовки шириной 25 мм и для более мелкой.

Электрооборудование

К электрооборудованию станка относятся: трехфазный асинхронный электродвигатель мощностью 1,1 кВт, переключатель кулачковый универ­сальный, светильник местного освещения и электрощит, на котором смонти­рованы магнитные пускатели, пакетные выключатели сети и местного осве­щения, трансформатор местного освещения и предохранители. Щит с электро­аппаратурой установлен в задней тумбе станка. Электродвигатель расположен в передней тумбе, а переключатель кулачковый универсальный крепится на станине с обратной стороны станка.

Защитные устройства

Зона обработки ограждена защитным экраном, установленным на суппор­те станка.

Принцип действия. При включении машины терочный диск начинает вращаться.- Поступающие сверху клубни по- I падают на поверхность вращающегося терочного/диска и | также начинают вращаться. При этом клубни трутся об аб­разивную поверхность терочного диска и стенок камеры. Под действием силы трения кожура с клубней снимается, а по­ступающая из г разбрызгивателя вода смывает мезгу на дно 12 камеры, откуда она через резиновый сливной патрубок 4 попадает в камеру отходов. Вода через перфорированное дно сборника мезги сливается в канализацию через патрубок 1, а мезга остается в сборнике. В дальнейшем мезгу использу­ют для переработки на крахмал или на корм.свиней.

Для выгрузки очищенных, овощей, не выключая двига­теля, открывают дверцу разгрузочного.лотка л под действием центробежной силы клубни выпадают в подставленную тару. Производительность машины - 125 кг/Ч;

Лекция 1.

Технический труд является составной частью содержания образовательной области «Технология предпринимательства» в школе. Его основные задачи связаны с формированием и развитием у учащихся основ технологической культуры, творческого подхода к труду, экономического и экологического мышления. Эти задачи решаются в процессе изучения элементов техники, методов и средств обработки распространенных конструкционных материалов.

На занятиях «технологии предпринимательства» учащихся учатся творчески мыслить, искать нестандартные решения, выбирать оптимальные средства при выполнении различных работ. Без этих качеств невозможна трудовая деятельность по современным быстро развивающимся условиям.

Для решения актуальных способов управления учебным процессом «технологии предпринимательства» нужна соответствующая материальная база; инструменты, оборудование, учебные пособия и т.д.

Учащихся знакомятся со свойствами и назначением материалов.

При изучении свойств металлов учащихся получают сведения о свойствах их сплавов, назначении и области применения этих сплавов, знакомятся с технологиями резания, сварки, пайки, плавления, термической обработки.

Школьники получают представления о назначении и свойствах пластических масс, их видах, методах обработки и соединения при изготовлении деталей и изделий.

Технические средства при осуществлении технологических процессов обработки конструкционных материалов являются второй составляющей содержания обучения на занятиях по технологии предпринимательства. Учащихся знакомятся с конструкцией станков, механизмов, электрических установок и т.д. они учатся управлять ими.

Оборудование учебных мастерских.

Оборудование кабинетов, лабораторий и мастерских осуществляется на основе рекомендованных Министерством образования РФ примерных перечней средств обучения. Комплектация может проводиться по функциональным признакам, отражающим предназначение различных видов оборудования. Основное оборудование и инвентарь индивидуального пользовании: рабочее место учащегося, необходимая оснастка, инструментарий, средства обеспечения безопасности выполнения работ. Конкретные типы оборудования и их количество подбираются в соответствии с современным уровнем оснащения предприятий, материальными возможностями общеобразовательного учреждения, наличием спонсорской поддержки или шефской помощи. Желательно, чтобы весь комплект оборудования представлял собой определенную систему, элементы которой содержательно и методически были согласованы.

Все оборудование должно удовлетворять педагогическим, санитарно-гигиеническим и психофизиологическим требованиям, гарантировать безопасность выполнения учащимися учебно-практических работ.

См. портал Ucheba.com: -www.posobie.ru,

Www.uroki.ru, www.metodiki.ru/

Рабочее место учителя.

Оно располагается в самом доступном для обозрения учащихся месте. Желательно рабочее место учителя расположить на подиуме высотой 250-300 мм. Здесь устанавливается рабочий стол или верстак, демонстрационный стол и размещается оборудование с соответствующим набором инструментов и приспособлений. Рабочее место учителя должно быть специально выделено и иметь оборудование для объяснения технологических и технических сведений, демонстрации учебно-наглядных пособий, приемов работы с ручными инструментами. Количество и перечень учебного оборудования рабочего места учителя зависят от назначения мастерской и от площади помещения.

Однако обязательно на каждом рабочем месте учителя в мастерской должны быть установлены: верстак для демонстрации приемов работы с ручными инструментами, классная доска, демонстрационный стол с пультом управления: электроснабжением.

Верстак на рабочем месте учителя должен по конструкции полностью соответствовать верстакам учащихся. Это позволяет учащимся в начальный период обучения более точно подражать учителю в выполнении приемов работы и быстрее овладевать умениями.

Желательно устанавливать верстак учителя на поворотной платформе, позволяющей разворачивать его на любой угол. Тем самым учитель сможет в нужном ракурсе демонстрировать учащимся рабочие позы и приемы труда.

В мастерской целесообразна установка доски планшетного, альбомного или раздвижного типа, которая позволяет открывать нужное изображение, неиспользуемое, а также иметь части с чистыми полями для передачи текущей зрительной информации.

На доске или над доской должны быть установлены специальные зажимы для крепления таблиц и плакатов. Под доской может быть смонтирован пенал для хранения чертежных инструментов.

Демонстрационный стол необходим для хранения инструментов, наглядных пособий, литературы, технической и технологической документации, демонстрационных заготовок и полуфабрикатов, необходимых для проведения текущих занятий.

Желательно использовать стол специальной конструкции. На нем должен быть смонтирован пульт управления системой электроснабжения мастерской, включая рабочие места учащихся, установлена убирающаяся аудиовизуальная аппаратура. Стол должен быть оснащен подъемными пюпитрами для демонстрации объектов труда, макетов и моделей.

Учебные таблицы обычно хранятся во вспомогательном помещении. При его отсутствии под классной доской можно установить специальную планшетную тумбу. В зависимости от вида таблиц и плакатов в ней могут быть касеты для рулонов или планшетные ячейки. Размеры тумбы определяются количеством средств наглядности и возможностями помещения.

Доска классная. Состоит из двух частей размером 1500 х 1100 мм каждая. Над доской установлены светильники с галогенными лампами или лампами дневного света.

Экран. В пространстве за классной доской устанавливается экран. Он имеет те же размеры, что и фрагменты классной доски, 1500 х 1100 мм.

Стол демонстрационный изготавливается из древесностружечной или древесноволокнистой плиты, облицованной пластиком. В качестве напольной основы используется плинтус высотой 80 мм. Левая часть стола имеет размеры 1000 х 800 х 900 мм. Крышка левой части откидная, окантована дюралюминиевым уголком с полками размером 25 х 25 мм. В вертикальном положениикрышка удерживается замками. В этом положении она может служить стойкой для демонстрации таблиц, плакатов и рисунков на бумаге. Для этой цели на ней установлены металлические держатели.

Учебные таблицы для текущей работы хранятся под откидной крышкой.

В тумбе левой части стола смонтирована поворотная турель, разделенная на несколько секций. В ней размещаются натуральные образцы, необходимые для текущей демонстрации.

Средняя часть стола предназначена для ведения учителем текущих записей в своей рабочей документации. Размеры рабочей поверхности крышки 700 х 800 мм, высота от пола 750 мм. На крышке монтируется пульт дистанционного управления и, при необходимости, микрофон. На лицевой стороне в средней части стола устанавливаются динамики.

Правая часть стола по высоте также ниже левой и совпадает по уровню со средней частью. Ее размеры 500 х 800 х 750 мм. На ней устанавливаются аудиовизуальные технические средства подачи информации, усилитель и монтируется выдвижная кассетница. Характер размещаемых в столе учителя аудиовизуальных средств определяется материальными возможностями образовательного учреждения.

Мебель является неотъемлемой частью оборудования школьной мастерской. Она, как и все оборудование, должна быть приспособлена к условиям преподавания и учебно-практической деятельности учащихся. Конструкция мебели, ее качество и дизайн должны отвечать современным техническим и эстетическим требованиям.

Всю мебель условно можно разделить на четыре группы. Первая группа - мебель с рабочими поверхностями,

вторая группа - мебель для сидения.

Третья группа - мебель для хранения средств обучения. Четвертая группа - прочая мебель.

Большую часть третьей группы мебели в мастерских представляют шкафыдляхранения инструментов и учебных пособий. Они могут быть соединены в единый блок с классной доской или устанавливаться отдельно в виде секции. лучше всего для мастерских использовать изготовленные по индивидуальному проекту шкафы с раздвижными дверцами. При такой конструкции экономится рабочее пространство мастерской, поскольку нет необходимости отводитъ зону для открывающихся створок.

Практика показывает, что лучше всего делать шкафы из панелей, облицованных пластиком. Шкафы разбиваются на секции и делятся полками по регулируемым уровням. Высота полок определяется размерами хранимого оборудования.

В шкафах хранятся заготовки, полуфабрикаты (незавершенные изделия учащихся), инструменты и другое учебное оборудование.

Инструменты в шкафах следует размещать на специальных укладках. Комплектование укладок инструментами осуществляется в соответствии с содержанием учебно-практических и лабораторно-практических работ учащихся или применительно к какой-то технологии.

В мастерской могут устанавливаться выставочные стеллажи. Они служат идя хранения законченных изделий учащихся. Изделия, представленные на стеллажах, могут служить для учащихся натуральным наглядным пособием.

В демонстрационных целях могут использоваться настенные витрины и экспозиционные щиты. В витринах, как правило, монтируются комплекты натуральных наглядных пособий (образцы материалов, узлов соединений деталей, технологические последовательности сборочных или монтажных работ и др.). Экспозиционные щиты служат для демонстрации литературы, фотографий, плоскостных образцов изделий и т. п. Они могут быть сплошными, решетчатыми, перфорированными с проволочными держателями. Щиты позволяют оперативно обновлять экспозицию.

Для малогабаритной учебной техники мастерская должна иметь подставки под оборудование. Как известно, ряд учебных станков, механизмов и приспособлений для технологии выпускается в настольном варианте (сверлильный, фрезерный станки, токарный станок по дереву, заточные станки, универсальный агрегат для обработки древесины и др.). Естественно, что для их установки нецелесообразно использовать канцелярские столы и необходимы соответствующие подставки в виде тумбочек. Их конструкция должна быть простой, прочной и обеспечивать удобство эксплуатации.

Подставка может быть деревянной или металлической. Поверхность крышки покрывают пластиком и окантовывают металлическим уголком. В подставке монтируют полки для хранения укладок с инструментами и подсобного оборудования. Окрашивать подставки лучше всего в светло-зеленые тона. Для мастерской желательно разработать типовую конструкцию подставок, но изготавливают их разных размеров с учетом габаритов и массы устанавливаемого оборудования.

Для проведения лабораторно-практических работ требуется специальное оборудование . Это различные измерительные приборы, наборы деталей типа «конструктор», образцы материалов, измерительный инструмент и др.

Основное оборудование для проведения лабораторно-практических работ приобретается через торговую сеть в заводском варианте изготовления. Часть необходимого инструментария и оснастки может быть изготовлена в учебных мастерских. Для этой работы учитель привлекает учащихся, ставя перед ними соответствующие проектные задания.

Учебные мастерские оснащаются основным оборудованием индиви­дуального и общего пользования. К основному оборудованию индиви­дуального пользования относятся: в токарной мастерской - токарные станки, в слесарной мастерской - верстаки с тисками. К основному учебно-производственному оборудованию общего пользования относят­ся станки для заточки инструментов, разметочные плиты и т.п.

Среднее количество оборудования общего пользования устанавливается в размере 10 % от всего оборудования личного пользования. Расстановка оборудования в учебной мастерской может быть фронтальной и линей­ной. Схемы расположения рабочих мест учащихся выбираются в зави­симости от формы помещения учебной мастерской.

Для учебных целей наиболее удобна линейная расстановка оборудо­вания, когда верстаки или станки располагаются в три-четыре ряда фронтом к рабочему месту мастера.

Учебные мастерские должны быть связаны между собой по техноло­гическому процессу. Токарные - рядом с фрезерной. Мастерские, где работа сопряжена с большим шумом, выделением пыли, газа, должны быть изолированы. Норма площади на одного учащегося следующая: для токарей 8-11 м 2 , фрезеровщиков 9-12 м 2 , слесарей-сборщиков 4,3 м 2 . Ширина проходов между станками или верстаками должна быть не ме­нее 0,8м, а проходы между рядами станков или верстаков не менее 1,2 м. Ширина проездов 2 м. Учебные мастерские должны соответствовать ПТБ, оборудование должно быть исправное, иметь ограждение, защит­ные устройства, заземление, безопасные средства работы.

Рабочее место учащегося

Под рабочим местом учащегося следует понимать определенную часть площади мастерской, находящуюся в ведении одного учащегося, с расположенным на нем оборудованием, инструментами, приспособле­ниями, материалами. Оборудование должно обеспечивать высокую производительность и давать возможность осуществлять учебный процесс в соответствии с требованиями ПО, технической эстетики и НОТ. На рабочем месте находится только то, что нужно для текущей работы. Инструменты и детали располагаются в таком порядке, чтобы ими мож­но было пользоваться удобно. Что берут правой рукой - кладут справа, что левой рукой - слева. Всякая вещь должна иметь свое место. Такое расположение инструментов, заготовок, материалов обеспечивает мини­мум утомительных движений при работе.

Рабочее место мастера ПО

Рабочее место располагается так, чтобы мастер мог видеть все рабо­чие места учащихся и наблюдать за их работой. В свою очередь и уча­щиеся должны видеть и слышать все, что рассказывает и показывает мастер со своего рабочего места. Рабочее место возвышается над полом на 250-300 мм. К рабочему месту предъявляются требования: удобство, скорость и качество функций по обучению учащихся; образцовое оснаще­ние, эстетическое оформление учебно-производственными работами, обо­рудованием, технической документацией, ТСО. Все должно находиться на своих местах, «под рукой», не требовать много времени на поиск. Пло­щадь подиума 12 м 2 . На подиуме размешается методический шкаф, стол, демонстрационный верстак, станок. В методическом шкафу размещаются ТСО, инструменты, документация, чертежи, карты. Рабочее место мастер должен содержать в образцовом состоянии, чтобы оно было примером.

6. Аттестация рабочих мест учащихся, мастера ПО, учёной мастерской

Аттестация производится для того, чтобы определить обеспечение комплексного технологического и методического оснащения процесса ПО в учебных мастерских и проводится в соответствии с «Положением об аттестации...», утвержденном 27.10.86 г. При аттестации обращают внимание на: технико-педагогический уровень рабочих мест мастера, учащихся; соответствие количества рабочих мест учащихся их контин­генту; наличие всего оборудования, оснастки, инструментов, приспособ­лений, необходимых для выпуска продукции, предусмотренной учебной программой; оснащенность технологической документацией согласно требованиям ГОСТ, ЕСКД, ЕСТПП на изготовляемую продукцию.

Каждую из учебных мастерских вспомогательных школ необходимо оборудовать с учетом требований, обуслов­ленных технологией определенного вида труда. В качестве примера рассмотрим оборудование мастерских для неко­торых наиболее распространенных в настоящее время про­филей трудового обучения во вспомогательных школах.

Слесарная мастерская. В школьном здании слесарную мастерскую располагают на первом этаже. На рабочем месте учителя, кроме стола, устанавливается поворотный верстак, который служит для демонстрации рабочих прие­мов. Защитный экран (защитная сетка) на верстаке учи­теля должен быть съемным. Крышка этого верстака по размерам может быть меньше, чем на верстаках уча­щихся.

На участке ручной работы в слесарной мастерской обо­рудуют рабочие места для учащихся. В зависимости от площади помещения мастерской верстаки располагают в два или три ряда так, чтобы при работе за верстаками ученики были обращены лицом к классной доске. Участок ручной работы целесообразно размещать в середине ма­стерской. Такое расположение верстаков позволяет уча­щимся постоянно видеть рабочее место учителя и обеспечивает удобный подход к станкам и инструментальным шкафам.

К конструкции слесарных верстаков для мастерских вспомогательной школы предъявляются те же требования, что и в училищах профтехобразования. При хранении инструментов способом открытой выкладки в инструментам в ящиках слесарных верстаков целесообразно размещать весьма ограниченное число предметов (например щетка-сметка, щетка для чистки напильников и накладные губки к тискам). При выборе варианта размещения оборудования слесарной мастерской необходимо учитывать следующие требования:

1. Станки одной группы следует размещать в непосредственной близости один от другого. Это создает ряд хронологических удобств. Например, один сверлильный станок налажен на сверление, а другой - на зенкование тех же отверстий. Для создания хорошей освещенности рабочих мест естественным светом разметочную плиту и то­карные станки размещают вдоль окон.

2. Маломощные учебные станки (токарные и сверлиль­ные) необходимо располагать ближе к участку ручной работы с таким расчетом, чтобы учитель, находясь на этом участке, мог быстро прийти на помощь учащимся V- VI классов, работающим на учебных станках.

3. Станки, предназначенные для самостоятельной рабо­ты школьников, необходимо размещать в общем помеще­нии мастерских. Отдельную механическую мастерскую создают только в том случае, если она служит местом ра­боты для всей группы учащихся. Исходя из требований охраны труда, учащимся не разрешается работать на стан­ках в то время, когда учитель находится в другом поме­щении. Нецелесообразно также создавать различные ог­раждения участка машинной работы слесарной мастер­ской, так как эти ограждения могут помешать учителю быстро подойти к работающим на станках учащимся.

Столярная мастерская . Помещение для столярной мас­терской располагается на первом этаже, как правило, в торце школьного здания.

Классный участок столярной мастерской отличается от слесарной мастерской прежде всего тем, что на рабочем месте учителя устанавливают столярный верстак для де­монстрации трудовых приемов учащимся.

На участке ручной работы размещают одноместные столярные верстаки с таким расчетом, чтобы при работе учащиеся были обращены лицом к классной доске. Один из возможных вариантов расположения верстаков в столярной мастерской показан на рисунке 8.

Для того чтобы обеспечить устойчивость верстаков, их необходимо закрепить к полу. Высоту верстаков регулируют по росту учащихся.

На каждом верстаке необходимо иметь щетку-сметку, отправитель для пиления (стусло), подкладную доску для долбления и лучковую пилу. Остальные инструменты и приспособления для ручной столярной работы рекоменду­ется хранить в инструментальном шкафу, который должен быть расположен так, чтобы не мешал передвижению учащихся. Кассы с инструментом необходимо поместить в шкафу с таким расчетом, чтобы полностью исключить всякую возможность получения травм, когда ученики достают инструмент из шкафа. Наиболее часто используемые инструменты располагают не выше, чем на уровне груди учащихся, чтобы за ними не нужно было тянуться или нагибаться.

Инструмент и приспособления индивидуального и общего пользования (коловороты, выкружные пилы, струбцины и т. п.) хранят кассовым способом в общем инструментальном шкафу. Если позволяют габариты инструмент тального шкафа, инструменты индивидуального пользова­ния целесообразно хранить наборами. В этом случае на­боры инструментов на каждое рабочее место помещают в отдельных ящиках, для которых в инструментальном шкафу сделаны ниши.

Независимо от способа хранения инструмента индиви­дуального пользования и приспособлений их нумеруют в соответствии с номерами рабочих мест учащихся.

Участок машинной работы столярной мастерской со­стоит из токарных, сверлильных и заточных станков. Для создания хорошей освещенности рабочих мест естествен­ным светом названные станки рекомендуется располагать вдоль окон.

Помещение столярной мастерской, в котором хранятся различные столярные материалы, изделия учащихся и ус­тановлены заготовительные станки (круглопильные, рейс­мусовый, комбинированный), лишь условно можно назвать подсобным. Оборудование и поддержание порядка в этом помещении необходимо рассматривать не только исходя из технических и хозяйственных нужд, но и с точки зрения воспитательных задач.

Наиболее удобный способ хранения столярных мате­риалов в подсобном помещении предполагает использо­вание стеллажей. При таком способе можно расположить материалы отдельно друг от друга, а каждое отделение стеллажа снабдить табличкой с соответствующим назва­нием материала. Заготовительные станки должны быть оснащены вытяжной вентиляционной установкой.

Швейная мастерская (рис. 9). Классный участок швей­ной мастерской включает рабочее место учителя и поса­дочные места для учащихся. Рядом с классной доской располагается демонстрационный щит (подрамник, на ко­торый натянута ткань). Стол учителя по своим размерам должен быть достаточным для показа приемов ручной работы.

Картонажно-переплетная мастерская. На классном уча­стке картонажно-переплетной мастерской размещаются стол и верстак учителя, столы для учащихся, шкаф для Хранения дидактических пособий и учебных принадлеж­ностей учащихся.

На участке ручной работы расположены рабочие места учащихся (столы с пластиковым покрытием). Столы рас полагают в зависимости от формы помещения мастерской в один или два ряда, но при любом варианте их положения во время работы школьники должны быть обращены лицом к классной доске. В тех случаях, когда-учащиеся преимущественно работают с костным клеем, в крышках всех столов прорезают отверстия дляустановки клеянок. Остальные конструктивные особенности сто­лов для картонажно-переплетных работ зависят от харак­тера операций, выполняемых школьниками.

На участке ручных работ расположен инструменталь­ный шкаф, в котором кассовым способом хранится инстру­мент. Здесь же установлена ванна для подогрева клея в клеянках. Применение ванны позволяет поддерживать нужную температуру клея. Ванна должна быть оборудо­вана местной вентиляцией. Наполнение клеянок клеем про­изводится учителем в подсобном помещении.

На участке машинной работы устанавливают бумаго­резальную машину, картонорезальный станок, пресс пе­реплетный обжимной, биговально-перфорировальный ста­нок, проволокошвейную одноаппаратную машину, ручной позолотный пресс, настольные сверлильный и заточный станки. В качестве дополнительного оборудования приме­няются механические прессы небольших размеров, изго­товляемые в слесарной мастерской школы или шефствую­щим предприятием.

Размещая указанное оборудование, следует руководст­воваться правилом: более часто используемые станки и машины устанавливают ближе к участку ручной обработ­ки, а рабочая зона такого оборудования должна быть большей площади.

Шкафы для одежды учащихся находятся в подсобном помещении. Здесь же размещают шкаф-стеллаж для хра­нения картонажных материалов и законченных изделий учащихся. Рядом с входом в мастерскую размещают умы­вальник.

Обувная мастерская (по ремонту обуви). В обувной мастерской классный участок устраивают по типу мастерских, в которых стол учителя не выполняет функцию вер­стака (для показа учащимся приемов работы). Кроме рабочего стола, на классном участке расположен демон­страционный верстак. В остальном оборудование классно­го участка не отличается от других мастерских. Верстак" учителя устанавливают на возвышении так, чтобы уро­вень крышки верстака совпадал с уровней крышек сто­лов учащихся на классном участке.

На участке ручной работы устанавливают верстаки для учащихся (индивидуальные рабочие места). Здесь же находится инструментальный шкаф, в котором инструмент и приспособления хранятся кассовым способом, а также шкаф для хранения незаконченных работ учащихся.

У входа в мастерскую устанавливают умывальник, шка­фы для хранения спецодежды учащихся. Если площадь мастерской не позволяет разместить свободно шкафы для спецодежды учащихся, то их можно расположить в под­собных помещениях.

Участок машинной работы включает следующее обо­рудование: машина для отделочных операций при ремонте обуви, пресс для прикрепления деталей низа обуви, тер­моактиватор, шкаф для сушки клеевой пленки, швейная машина для ремонта верха и подкладки обуви, машина для обрезки и вырезания деталей низа обуви, электрото­чило и другие машины, в соответствии со спецификой обувных работ.

В подсобном помещении устанавливают стеллажи для хранения материалов, запасных инструментов и приспо­соблений и стеллажи для обуви.

Все мы когда-то учились в школе и с большим удовольствием занимались в мастерских и кабинетах трудового обучения: мальчики снимали стружку с деревянных заготовок, девочки шили фартуки и пекли блины. Время не стоит на месте, и теперь уроки труда называются «технологией».

В кабинетах технологии ученики и ученицы, как и прежде, шьют, готовят еду, пилят и строгают. Получить необходимые для жизни практические навыки им, как когда-то и старшему поколению, помогают: учитель, специальное оборудование и демонстрационные наглядные пособия. На этом сходство и заканчивается.

Современная школьная программа разработана с учетом новых требований федерального госстандарта, и включает в себя три направления технологического обучения школьников, а именно: технический, обслуживающий и сельскохозяйственный труд. Эффективность обучения предмету напрямую зависит от укомплектованности мастерских необходимым оборудованием.

Оснащение кабинета труда в школе ФГОС регламентировано «Рекомендациями МД-1552/03 от 24.11.2011» Министерства образования и науки РФ и «Перечнем учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений (письмо Минобрнауки РФ № 03 -417 от 01.04.2005)». Предлагаемое в этих документах школьное оборудование является типовым и достаточным для приобретения практических навыков и полного освоения учебного материала по предмету «технология».

Каждая школа может принять рекомендованный перечень технических, учебно-практических, лабораторных и иных средств обучения в качестве основы. Однако этот список не является исчерпывающим, и образовательные учреждения могут расширять его за счет привлечения дополнительного финансирования. Отметим, что активное наполнение школьных мастерских в ходе оснащения кабинета труда в школе по ФГОС современными инструментами для обработки материалов предполагает частичную замену устаревших механических приспособлений электрическими.

Некоторые объекты учебного оборудования являются потенциально травмоопасными. Поэтому, наряду со специальной мебелью, станками, приборами и инструментами, школы в обязательном порядке приобретают стенды и таблицы с общими правилами безопасности на уроках технологии. Кабинеты технологии для девочек обеспечиваются наглядными материалами о безопасной работе со швейной машиной, утюгом и кухонной техникой, мастерские для мальчиков комплектуются демонстрационными материалами по обработке древесины и металла.

Все приобретаемое оборудование должно соответствовать следующим критериям:

· актуальность;

· безопасность;

· компактность;

· соответствие физическому и психологическому развитию ученика;

· простота в эксплуатации и уходе.

Таблица оснащения кабинета труда в школе в соответствии с требованиями ФГОС

Общее учебно-практическое и наглядное оборудование

Оснащение кабинета

для девочек

Оснащение мастерской

для мальчиков

Рабочий халат или фартук

Очки защитные

Комплект технологических таблиц по темам урока.

1. Швейное дело:

Стол рабочий

Машина швейная

Оверлок трехниточный

Станок ткацкий

Манекен на несколько размеров

Измерительные инструменты для работы с тканями

Инструменты для ручного шитья

Шаблоны для раскроя швейных изделий

· для вязания спицами;

· для вязания крючком;

· для вышивания.

Инструменты для увлажнения и тепловой обработки тканей

2. Кулинария:

Комплект кухонного оборудования:

· рабочий стол;

· электроплита;

· сушилка для посуды;

· холодильник;

· печь СВЧ.

Кухонное оборудование для тепловой обработки пищевых продуктов

Комплект кухонной посуды:

· эмалированные миски;

· столовая посуда;

· комплект столовых приборов.

· столовый сервиз;

· чайный сервиз.

Приспособления для разделки:

· овощей.

Предметы для сервировки стола

1. Столярное дело:

Верстак столярный

Столярные инструменты

Измерительные инструменты

Приспособления для разметки

Инструменты для резьбы по дереву

Свёрла по дереву

Прибор для выжигания

Набор для выпиливания лобзиком

Ножовка по дереву

Деревянная колода

2. Слесарное дело:

Верстак слесарный

Слесарные инструменты

Измерительные инструменты

Приспособления для разметки

Инструмент для нарезки резьбы

Свёрла по металлу

Напильники

Муфельная печь

Наковальня

Ножовка по металлу

Ножницы для резки металла

Электрооборудование и электроинструменты для:

· сверления отверстий;

· заточки инструментов;

· фрезерования заготовок;

· шлифования поверхностей;

· роспуска заготовок;

· фугования.

3. Технология ведения дома:

Набор инструментов для сантехработ

Санитарно-технические изделия

Инструменты и дополнительное оборудование для ремонтных и отделочных работ

Бытовые приборы и оборудование для ухода:

· за домом;

· за одеждой;

· за обувью.

Кроме перечисленных разделов, отдельное внимание уделяется обучению школьников работам сельскохозяйственного назначения. Спектр приобретаемого для школ оборудования широк; он зависит как от финансовых возможностей образовательного учреждения, так и от специфики отраслей местного сельского хозяйства.

Теоретические занятия на уроках технологии проводятся с применением инструментов, приборов и оборудования, перечисленного в Рекомендациях. Что же касается практики, то далеко не всегда оправдано приобретение для школы тракторов и другой сельхозтехники.

Оснащение кабинета труда в школе по ФГОС не ограничивается одной лишь материально-технической базой. Кроме станков и инструментов, на уроках технологии в обязательном порядке используют компьютерное и мультимедийное оборудование, электронные средства обучения. Все рабочие места школьников и учителя автоматизированы. Создаются технические условия для применения информационных и коммуникативных средств обучения.

Глава 4.
СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ


Формирование умений и навыков учащихся происходит прежде всего в процессе их учебно-производственного труда, связанного с использованием сырья и материалов, оборудования, инструментов, приспособлений, приборов и других предметов и орудий труда. Все это составляет материально-технические средства производственного обучения.

Другая составная часть средств производственного обучения - учебно-методическое оснащение. Это средства обучения, обеспечивающие педагогическую сторону учебно-воспитательного процесса: учебники, учебные и наглядные пособия, технические средства обучения, учебно-методическая документация и пособия, справочные, нормативные, дидактические материалы и т. п.

4.1. Материально-техническое обеспечение производственного обучения


Как отмечалось в гл. 1, специфической особенностью процесса производственного обучения является сочетание обучения учащихся в специально созданных условиях (учебных мастерских, учебных полигонах, учебных хозяйствах и лабораториях, на тренажерах, учебных установках и т. п.) и в условиях производства.

Учебные мастерские


Учебная мастерская - специальное помещение профессионального учебного заведения, оснащенное необходимым оборудованием, инструментами, приборами и другой оснасткой, предназначенное для производственного обучения; структурное подразделение профессионального учебного заведения.

В учебных мастерских формируются профессиональные умения и навыки учащихся в процессе выполнения, как правило, учебно-производственных работ с применением типичных для осваиваемой профессии (группы профессий) машин, механизмов, приборов, установок, инструментов, приспособлений. Здесь учащиеся приобретают навыки рациональной организации труда и рабочего места, приучаются к трудовой культуре, рациональному использованию рабочего времени, соблюдению требований и норм безопасности, санитарно-гигиенических и экологических требований, производственной и технологической дисциплины.

Роль и место обучения в учебной мастерской в общем учебном процессе определяются спецификой содержания труда по различным профессиям (группам профессий). Там, где в специально созданных условиях можно рационально сочетать решение учебных и производственных задач (подготовка токарей, фрезеровщиков, сварщиков, портных и т. п.), учащиеся обучаются в учебных мастерских, как правило, до 60% времени, отводимого на производственное обучение. При подготовке рабочих и специалистов по профессиям, связанным с обслуживанием, ремонтом, наладкой сложного производственного оборудования, для которых нецелесообразно создавать специальные учебные мастерские, учащиеся в учебных мастерских общего профиля, осваивают, как правило, только общепрофессиональные трудовые умения и навыки: общеслесарные, электромонтажные, строительные, отделочные и т. п., на что отводится 15-20% времени 1 .
Помещения для учебных мастерских, их планировка и оснащение, особенности организации учебно-производственной деятельности в учебных мастерских для различных профессий различны. Различны и конкретные конструктивные варианты. Они во многом зависят от материально-технических и финансовых возможностей учебных заведений, опыта и мастерства педагогического коллектива, общего стиля его деятельности и многих других факторов. Вместе с тем, несмотря на большую вариативность организационно-конструктивных решений, можно выделить общие требования, которые необходимо соблюдать и учитывать при создании и совершенствовании учебных мастерских в целом и их составных компонентов.

Комплекс учебных мастерских учебного заведения обычно встраивается в торец здания учебного корпуса со звукопоглощающими стенами и крытой галереей-переходом на уровне 1-2-го этажей. Комплекс учебных мастерских сооружают также как автономное здание. Такое размещение имеет ряд преимуществ: неизбежно возникающий производственный шум не отвлекает учащихся в учебных кабинетах и лабораториях; пыли, копоть, газы не нарушают санитарно-гигиенические условия в учебном корпусе; дополнительные площади позволяют организовать вспомогательные службы и бытовые помещения.

Общая площадь учебной мастерской определяется с учетом необходимости обеспечить каждому учащемуся самостоятельное рабочее место для отработки профессиональных умений и навыков, расположить оборудование общего пользования, а также дополнительное оборудование для осуществления производственной деятельности.

Помещения для учебных мастерских должны соответствовать условиям для нормальной установки и работы оборудования. Мастерские, где устанавливается тяжелое оборудование, где работа связана со значительной вибрацией, станочные, кузнечные, сварочные, машиносборочные, ремонтные и т. п. располагаются на первом этаже; слесарные, электромонтажные, радиомонтажные, швейные и т. п. мастерские - на втором-третьем этажах.

Большое значение для создания комфортной среды производственного обучения имеют освещенность в учебной мастерской, окраска стен, температурный режим, вентиляция, шумопоглощение. Учебные мастерские должны также соответствовать требованиям безопасности труда и пожарной безопасности.

Основой комплекса учебных мастерских учебного заведения являются специализированные мастерские для производственного обучения по определенной профессии (определенному виду работ). Как правило, учебные мастерские создаются на полную учебную группу, т. е. на 25-30 рабочих мест. Каждая мастерская обычно имеет свою изолированную от других мастерских зону.

Кроме специализированных учебных мастерских в состав комплекса входят производственно-вспомогательные помещения и службы. Применительно к учебным мастерским, выпускающим сложную продукцию, они включают: производственный участок; инструментально-раздаточную кладовую; отдел технического контроля; ремонтную мастерскую, складское помещение и др. Специализированные учебные мастерские и производственно-вспомогательные службы размещаются по принципу прямоточности технологических процессов изготовления многодетальной типичной продукции (заказов). В здании учебных мастерских предусматриваются также санитарно-бытовые помещения и устройства.

Специализированные учебные мастерские оснащаются оборудованием индивидуального пользования, на котором учащиеся отрабатывают профессиональные умения и навыки. В свое время, когда некоторые учебные заведения имели богатых «базовиков» - базовые предприятия, между ними шло негласное соревнование по оснащению учебных мастерских самым новейшим современным оборудованием. Более того, в ряде случаев руководство органов профтехобразования и их инспекции оценивали учебные заведения не столько по учебным показателям, столько по уровню оснащенности производственного обучения современным оборудованием. Сам по себе этот факт в целом положительный, однако в современных условиях необходимо учитывать и возможности, и целесообразность такого оснащения. Во-первых, с ликвидацией «института базовых предприятий» учебные заведения лишились возможности бесплатно пополнять и совершенствовать свое учебно-производственное оснащение, приобретать же новейшее оборудование самим очень дорого. Во-вторых, любое оборудование, тем более современное, высокопроизводительное, должно себя окупать, а при нынешних сложностях с получением заказов и сбытом продукции это весьма сложно. Поэтому более целесообразным представляется оснащение учебных мастерских небольшим количеством современного оборудования, рассчитанного на реализацию новых технологий, и организация обучения на нем по графику учащихся старших курсов. Остальное же учебно-производственное оборудование должно рассматриваться как средство обучения, дающее возможность учащимся приобрести умения и навыки, соответствующие уровню квалификации, предусмотренному стандартом профессионального образования.
Кроме оборудования индивидуального пользования учебные мастерские оснащаются оборудованием общего пользования. Номенклатура и количество такого оборудования зависят от специфики продукции учебных мастерских, будущих профессий обучаемых, от наличия в учебном заведении вспомогательных служб и ряда других факторов. Основное назначение оборудования общего пользования - обеспечение качественного выполнения программ производственного обучения.

Большое значение для решения учебных и воспитательных задач имеет оформление учебных мастерских. Оно зависит от возможностей учебного заведения, инициативы и опыта мастера, общего стиля оформления учебного заведения. При оформлении интерьера учебной мастерской необходимо исходить из целесообразности и соблюдать чувство меры.
____________________________
1 В связи с изменением характера взаимоотношений учебных заведений с предприятиями (бывшими базовыми) в условиях перехода страны к рыночной экономике и организацией в учебных заведениях собственного производства такие соотношения могут меняться в широких пределах: руководство по обучению профессии (сборник инструкционных карт); альбом рабочих чертежей; альбом технологических карт и др.

Выбор редакции
Выбор металлических замков — задача непростая. Чтобы надежно защитить свое жилье от проникновения злоумышленников, необходимо грамотно...

Один из важных элементов садового участка – теплица. Если установить обогреваемую конструкцию, то появится возможность собирать урожай...

Воздух состоит, как известно, из молекулярного азота (78%), молекулярного кислорода (21%), аргона (1%), небольшого количества паров воды...

Штепсельный разъем для подключения различных приборов к электросети известен всем, но не всегда им пользоваться удобно. Поэтому...
Недавно у меня сломался монитор BenQ FP71G+. Естественно решил починить его сам, и теперь опишу все, что происходило. При нажатии кнопки...
Раскладка первого ряда кладки Строительство кирпичного дома предполагает кладку по разным схемам, исходя из разных размеров изделий и...
Верхняя плита капители колонны, пилястры Альтернативные описания Доска для арифметических вычислений в Древней Греции, Риме, затем в...
Еще в прошлом веке многие писатели-фантасты в своих романах представляли концепцию полностью автоматизированного жилого дома. «Умные»...
Купить качественный смеситель сейчас не так просто. Большинство из них не выдерживает испытания временем и начинает подтекать, а то и...