Как русский сундук был тайником, шкафом, роскошным аксессуаром и походной ванной. Исследовательская работа "бабушкин сундук" Как называется сундук в старину


Сундук как предмет мебели у многих ассоциируется со сказками. Воображение рисует нам избушку, в ней – большой деревянный стол, широкие лавки, рядом – прялка, буфет и обязательно сундук. В нем всегда хранили самое ценное. Сейчас нам кажется, что там хранятся сами предания глубокой древности. Но это не мешает использовать сундук как современный предмет, получившийся из . Его таинственный образ придаст Вашему дому особенный колорит, оттенок старины.

фото 1

Сундук неспроста считается ярким представителем антикварной мебели. Это – один из предметов утвари, который был популярен еще в XIII веке, в Древнем Египте. Эта страна и является родиной, казалось бы, русского предмета крестьянского интерьера. Мастера на Руси, бывая на заработках в Византии и других городах, постепенно усвоили европейские традиции. И подарили своей культуре такую ни с чем не сравнимую вещь, как сундук. Так миру стали известны русские, макарьевские сундучники.

Русский сундук приобрел свои неповторимые качества. В избе он занял особое место хранителя семейного быта. В нем помещались и деньги, и приданное, и одежда, и просто бытовые мелочи. Пожар – нередкий случай на Руси. Но сундук и в таких случаях хранил семейные сокровища. Потому что его можно было легко вынести за ручки из горящей избы. На Руси было распространено два вида сундуков – с плоской откидной крышкой и выпуклой. Были маленькие сундуки, похожие на шкатулки; большие – для хранения еды, одежды. Для прочности их оковывали железными полосами. Количеством сундуков измерялось богатство семьи.

фото 2

Немногие знают, что сундук – прообраз комода, саквояжа, чемодана, шкатулки, шкафа, стола, сейфов. «Вытянувшись» от обилия вещей в нем, сундук превратился в шкаф. Благодаря этому во многих квартирах сейчас царит минимализм. Ведь шкафы занимают мало места, а сундук - еще меньше. Для хозяев малогабаритных комнат это – большой плюс. Так сундук решил еще и проблему компактного хранения вещей.

С сундуком связаны и некоторые профессии, которые всегда считались весьма далекими от мебели. Была когда-то давно такая специальность – «укладчиков одежды в сундуки». Одним из таких укладчиков был еще неизвестный миру француз Луи Виттон. Он стал профессионалом в этом деле, ведь только он мог укладывать одежду так, что на ней не было после ни единой складочки. Ни то чтобы с этого и началась его популярность, но сундук в какой-то степени занимает место в судьбе этого великого дизайнера. Именно Виттон и превратил сундук в походный предмет мебели – по образу сундука были созданы чемоданы и дорожные сумки.

фото 3

Помимо своей богатой легендами истории, сундуки хранят в себе практичность и красоту. Они бывают разные: большие и маленькие; плетеные (из искусственных волокон или ротанга) и деревянные (из дуба, ясеня). Украшают сундуки по-разному. Их расписывают вручную и обивают шелковой тканью, выполняют на нем сложные орнаменты на тисненой коже и покрывают восточным тонким шерстяным ковром. Бывают сундуки и со сложными бронзовыми накладками, и резные, и окованные (фото 1) .

Сундук изготавливается, в основном, из дерева (фото 2) . А если быть точнее – из дуба, реже – из березы. Вообще, крестьянская мебель выполнялась из простых пород дерева. В центральных губерниях ее делали и из сосны, и из ели, осины. Самым лучшим русским лесом считался вологодский. Из лиственницы, которая росла в этом лесу, делали удивительные сундуки – в них никогда не заводилась моль.

фото 4

Деревянные сундуки не ушли в сказочное прошлое. Мода возвращается: сейчас дизайнеры часто работают над интерьером в русском стиле. Сундук – один из его главных атрибутов (фото 3) . Естественность будет в таком интерьере негласным правилом. Ведь вся мебель будет состоять из натуральных природных материалов. Кроме сундука, в интерьер впишутся буфет, ларь, камин, лавки с высоким изголовьем, длинный стол, украшенный резьбой. На окнах пусть висят льняные шторы, стены будут в светлых тонах натурального дерева, для пола нужно использовать массивную доску, а не ламинат или привычный для нас паркет. Все это создаст приятную, далекую от шумного города атмосферу.

Сундук не исчерпывает свою сказочную силу в русском стиле. Существуют так называемые этнические направления в дизайне помещений. «Содержимое» такого интерьера составляют предметы мебели, привезенные со своей исторической родины. Это похоже на антикварный стиль, но не требует «состаривания» вещей. Они могут быть абсолютно новыми – главное, чтобы в помещении царил особый колорит неведомых краев. Любовь к редким и красивым вещам – показатель не только богатства и аристократического вкуса человека. Так не происходит обезличивание быта, наполненного серийными неинтересными вещами. Ведь каждый редкий предмет имеет свое лицо и свою биографию.

фото 5

Но если уж говорить конкретно об этностиле, сундук занимает тут почетное место. Помимо традиционных кованых сундуков, хорошо смотрятся и плетеные, очень похожие на короба (фото 4) . И те, и другие напоминают о жарких странах и зовут в путешествия, в дальние края. Такой дизайн интерьера и такой редкий, красивый предмет мебели украсит дом, создаст неповторимую атмосферу и выгодно подчеркнет характер владельца жилища.

Вы будете удивлены, узнав, что в этническом интерьере будет уместен не только русский сундук, но и занзибарский (фото 5) . Он – элемент восточноафриканского колониального стиля. Именно занзибарский сундук считается среди дизайнеров самым оригинальным по сравнению с другими. Восточноафриканские сундуки завоевали свою популярность благодаря внешней привлекательности, долговечности и практичности. Материалом для изготовления этого особенного сундука служат разнообразные сорта местных тропических ценных пород дерева материковой части современной Танзании. Восточноафриканский стиль основан на арабских и индийских традициях обработки дерева. Неудивительно, что занзибарская резьба по дереву давно славится во всем мире (фото 6) .

фото 6

В зависимости от своих размеров, удивительный занзибарский сундук может быть и центральной фигурой в интерьерной композиции этностиля, и завершающим штрихом дизайнерского творения. Цена сундука не уступает его сказочному виду. В европейских странах стоимость колеблется в тысячах евро. Но в самой Танзании купить его обойдется на порядок дешевле.

Особое место сундук занимает в интерьере стиля винтаж. Это эпатажный стиль, символ элиты, утонченная эстетика. Это синтез культур, создающий ощущение благополучия и роскоши. Любители винтажа очень любят мебель «из прошлого». Комната таких хозяев напоминает постановочные театральные декорации к спектаклю о глубокой древности. Сундук поможет здесь навеять дух старинной, загадочной красоты. Это создаст большой простор для фантазии, придаст дому необыкновенный колорит, старые вещи как будто смогут удержать связь между прошлым и настоящим.

фото 7

Сундук найдет себе пристанище и в классическом интерьере, и в авангардном (фото 7) . Легко может претендовать на место в помещении ретро-дизайна. Сундук станет изюминкой комнаты, неким стилеобразующим элементом. И приятно удивит тех. кто ожидает типичной компоновки «шкаф-стол-кровать».

Сундучок – символ благосостояния - еще и оригинальный подарок на любой праздник. Он прекрасно вписывается в домашнюю обстановку благодаря природному материалу, из которого сделан. Если, например, Вы преподносите подарок мужчине - поинтересуйтесь так называемым «сундуком-баром», который оснащен удобными полочками. Маленький сундук для одной бутылки (например, дорогого вина или коньяка) тоже будет стильным и оригинальным подарком. Для женской половины можно подыскать и другие, аккуратно плетеные сундучки с необычной инкрустацией и красивой росписью, например, так называемый сундук «фалиант», который предназначен для хранения необходимых мелочей.

Решил для себя полазить по инету,вот и делюсь с вами,может будет интересно.

Сунду́к (от тюркского сандык) - изделие корпусной мебели с откидной или съёмной верхней крышкой, используется как ёмкость для хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных вещей. Использовался в самых разных культурах, начиная с древних времён. В настоящее время сундук как предмет крестьянского обихода можно увидеть в русских и восточноевропейских деревнях, а также в различных музеях.

Древнейшие из сохранившихся сундуков были изготовлены в Древнем Египте. Позже, в Древней Греции, употреблялись сундуки рамочно-филёнчатой конструкции. В остальной Европе сундуки распространились в период раннего Средневековья. Применялись они и в средневековом Китае. В средневековой России сундуки также были одними из самых распространённых предметов мебели

В период раннего Средневековья сундук являлся часто основным и универсальным предметом мебели. Мог исполнять роль стола, стула, кровати и, конечно, - непосредственно хранилища одежды, предметов домашнего обихода, ценностей. Сундук является предшественником и прообразом шкафа; поставленный вертикально, стал иметь две дверцы, ящики. В готический период стали делаться сундуки на высоких ножках, что привело к появлению поставца. В эпоху Возрождения в Италии делались сундуки со спинкой и подлокотниками - «кассапанка»

Благодаря консервативной и практичной народной культуре сохранились до наших дней типы сундуков древних архаичных конструкций.

Владимир Иванович Даль в своём словаре называл сундуки и коробьи «коренной русской утварью» и замечал, что макарьевские сундучники снабжали своим товаром всю Россию, Закавказье, Хиву и Бухару, причём они до шести сундуков вставляли один в другой

На Украине сундук (укр. скриня) считался семейной реликвией. В селянских семьях у каждой украинской девушки с 15 лет была собственная скрыня, куда складывалось приданое. Скрыня служила показателем зажиточности рода, из которого она происходила. Торжественный внос скрыни невесты в дом жениха был отдельным действием свадебного обряда на Украине.

На Западной Украине скрыни украшали геометрическим орнаментом, в Центральной и Восточной Украине и на Волыни - растительным.

Изготавливались сундуки чаще всего из дерева, отделывались декоративными металлическими деталями. Для предотвращения кражи хранившихся в них ценностей имели запорные устройства: в дорогих сундуках в виде встроенного замка или секретного механизма, предотвращающего отпирание, а в дешёвых в виде навесного замка.

К специфическим разновидностям сундуков можно отнести теремо́к и подголо́вник. Сундук-теремок получил своё название от надстройки над богатым домом - терема и, подобно ему, имел на крышке главного своего отделения ещё одно, меньшего размера вместилище со своей особой крышкой, в которое помещались наиболее ценные предметы. Сундук-подголовник был небольших размеров, крышку имел, состоящую из двух плоскостей: горизонтальной, прикрывавшей заднее отделение сундучка, и наклонной, над передним отделением, на которую клали подушку. Владелец такого сундука мог не бояться, что у него выкрадут самые ценные его вещи, когда он будет спать.

В то время, как сундук являлся предметом роскоши и использовался для хранения дорогих вещей, существовал ларь, по форме своей схожий с сундуком, но сделанный более просто, грубо и не имевший украшений. В нём хранили зерно, муку, на базаре использовали для продажи съестного.

До появления пильных мельниц в конце 18 в. и связанного с этим удешевления пиломатериалов сундук, будучи дорогостоящим предметом, был принадлежностью богатого дома, а у простых людей на Руси его заменяла коробья́ - стенки у неё были из луба, а донце деревянное, имелась крышка. Коробьи были разных размеров, могли быть с росписью и не расписанными - «белыми». В больших количествах они имелись и в домах богатых людей

Во все времена людям приходилось где-то хранить вещи и ценности, причем особенно актуально этот вопрос вставал, когда человек отправлялся в путь. Сейчас такими хранилищами являются шкафы, сейфы, чемоданы, однако они появились всего полтора-два века назад. До этого, на протяжении долгих лет, все эти предметы обихода заменял сундук.

История сундука начинается много столетий назад. Считается, что они были придуманы еще в неолите. Однако, достоверно известно, что ими пользовались древние египтяне, от них сундуки перешли в древнюю Грецию и Рим, а в раннее Средневековье распространились на полмира: по всей Европе, Азии, дошли и до Руси. Происходило это при помощи племен кочевников и армий завоевателей.

Появляясь в стране, сундук приобретал национальные черты и видоизменялся, расширялись и его функции. Так его внешний облик украшался разнообразными панелями, коваными узорами, затейливой резьбой, обтягивался кожей и тканью. Закрывался сундук на засов или замок, причем были как навесные, так и врезные. О предназначениях же можно говорить очень долго, ведь помимо хранения и транспортировки домашнего скарба, одежды и инструментов, были сундуки для оружия и денег (сундуки-сейфы), сундуки-саркофаги и сундуки-троны. Также сундук мог исполнять роль кровати, стола, скамьи, стула, а поставленный на бок, он становился шкафом и комодом. Размеры сундуков варьировались в очень широких пределах: от крохотных шкатулок до гигантских, внутри которых можно было не только хранить вещи, но и спать!

Кочевые племена, заменив при изготовлении сундука (сандыка) дерево на ткань, войлок и кожу, превратили его сначала в баул, а потом в шабадан (чемодан). Само слово сундук (сандык) на Руси появилось вместе с татаро-монгольским игом и прочно укрепилось среди ларей, коробов, скрыней.

Изготовление сундука - процесс сложный, требующий участия разных мастеров (плотника, кузнеца, живописца, слесаря). В каждой губернии производимые изделия имели свои неповторимые особенности, и вплоть до начала прошлого столетия сундук был главной крестьянской мебелью.

За многолетнюю историю сундуки меняли свои внешние формы и превращались в новые предметы. Так в XVII веке данный вид мебели претерпел серьезные видоизменения. К сундуку прикрепили ножки и установили ящики, так появился прототип современного комода.

В избах русских крестьян всю мебель составляли стол, лавки вдоль стен, на которых днем сидели, а ночью спали. Но украшением любой избы, а также признаком семейного достатка и благополучия были сундуки. В зависимости от размера, они могли иметь различное функциональное назначение и выглядеть по-разному, да и называться иначе, но общим оставались их конструктивные особенности – деревянный короб с крышкой, закрывающейся на замок.

В больших сундуках – ларях, которые ставили в подсобных помещениях и кладовых, хранили продукты, которые нельзя было хранить в подвалах из-за сырости, например, развесной и травяной чай, а также запасы корма для животных. Ценное имущество хранилось в сундуках, которые в южных российских регионах называли скрынями. Сундуки поменьше, выдолбленные из целого ствола дерева служили для хранения особо ценных вещей и назывались кубло. Небольшие сундуки, которые обтягивали кожей и оковывали железом, называли шкатулами, в них упаковывали дорогую посуду из стекла. Были и сундуки-подголовки, имеющие слегка вогнутую форму, в которых перевозили деньги, и на которых можно было спать, не боясь, что пронырливый вор тихо вытащит богатство из-под подушки.

Функциональное назначение сундука

Обычный сундук исполнял функции шкафа и кровати, его могли поставить в сени или в горницу. Они передавались из поколения в поколение. Складывали в них праздничную одежду, тонкие сорочки, скатерти и полотно, хранили особенно красивые платки и дорогие сердцу подарки. Открывали сундуки не часто – в дни народных и церковных праздников, а также в жаркие дни лета – чтобы перебрать и просушить одежду, проложить ее душистыми травами и полынью – от моли.

В барских усадьбах, где для хозяев были кровати, сундуки, поставленные в сенях или в комнатах дворни, использовали как места для сна, стелили на них одеяла и украшали разноцветными подушками. Но многие сундуки и сами по себе были украшением. Над их изготовлением трудились не только столяры, но и кузнецы, ковавшие ручки, петли и замки, оковывавшие их железом. Очень ценились сундуки, которые делали в Нижнем Тагиле – на их крышках и стенках местные художники рисовали целые картины. Такой сундук ставили в красном углу под образами и хранили в нем только особенно ценные семейные реликвии. Считалось, что в масленичные дни сундуки с семейными богатствами открывать нельзя, чтобы удача и достаток из них не улетучились. По этой же причине, чтобы не лишиться своего счастья и богатства, семейные сундуки никому не дарили и не передавали.

Простой ящик, сколоченный из досок, приобрел крышку, запор и орнамент в эпоху неолита в хозяйствах земледельцев и переродился в сундук. Однако первые свидетельства о существовании сундуков относятся к эпохе 18-й династии фараонов, правивших Египтом (1539-1292 гг. до Р.Х).

Сундук стоял практически в каждом русском доме и являлся своеобразным хранителем семейного быта. Еще В.И. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» писал, что «сундуки и коробьи -- коренная русская утварь». Говоря об истории возникновении этой формы на Руси, можно допустить, что сундук известен со времен монголо-татарских завоеваний, о чем говорит и происхождение слова. Именно в сундуках монгольские воины переносили свой скарб, в них же хоронили воинов. Может быть, отсюда проистекает определенное сходство сундука с саркофагом.

На Руси были распространены два вида сундуков -- с плоской откидной крышкой и выпуклой. Они различались также по размерам: от маленьких, близких к шкатулкам, предназначенных для хранения ценных украшений, бытовых мелочей, денег, а также более ранних сундуков-«подголовков», теремков, сундучков для приданого, до огромных, предназначенных для одежды или продуктов. Для прочности сундук оковывали железными полосами, иногда гладкими, иногда с просеченным узором. На большие сундуки навешивали большие замки. Часто стенки покрывали условной росписью: с растительными (на русском Севере) или зооморфными мотивами (у малых народностей). Это могли быть и сказочные сюжеты -- богатыри, травы, «чудная птица» попугай, наконец, храбрый Бова Королевич и королевна Дружевна, а также многие другие фольклорные персонажи и символы, значение и смысл которых постепенно утрачивался. Украшенные подобным образом изделия привносили ощущение праздника в небогатое жилище. Сундук стал прообразом многих народных мебельных форм.

Во многих музейных собраниях России хранятся русские сундучные изделия, украшенные кованным железным декором. В то же время, русские сундуки с железной оковкой не достаточно оценены как предмет коллекционирования частными коллекционерами, и на рынке русского антиквариата. Современному человеку, привыкшему к изобилию изделий из металла, и ценящему, преимущественно, вещи, изготовленные из серебра и золота, психологически трудно представить, что деревянные сундуки с железной оковкой могут являться редкими образцами русского декоративно-прикладного искусства. Музейный, коллекционный, и антикварный интерес к этому разделу отечественного декоративно-прикладного искусства, во многом, определяется не только значимостью сундучных изделий с железной оковкой в русском художественном ремесле, и в укладе русской жизни, но и тем, что само железо, ординарный сегодня для нас материал, которым оковывали и украшали сундуки в XVII в. -- первой половине XVIII в. был материалом дорогим, так как до петровских реформ и создания в результате них мощной металлургической промышленности к середине XVIII в., металл, и не только драгоценный, и цветной, но и чёрный (железо), в Россию привозили из-за рубежа, стоил он дорого, и шел он, в первую очередь, на военные и хозяйственные нужды. Изделия сундучные бытовые, интерьерные, с художественной отделкой железом являлись предметами роскоши, которые могли себе позволить только высшие слои русского общества -- царь, его семья, бояре, столбовые дворяне, высшие иерархи церкви, богатые купцы, т.н. гости. Только к середине XIX в., во второй его половине, и в начале XX в., когда от железа ручной ковки, с ручной отделкой, переходят к широкому использованию промышленного железа для оковки и отделки сундуков, сундуки с конструктивно-декоративной отделкой переходят в раздел массовых, более доступных, и демократических изделий для среднего и мелкого купечества, квалифицированных и хорошо оплачиваемых мастеровых и рабочих, даже для зажиточных крестьян. Предметом музейного и коллекционного собирательства, предметом интереса для антикварного рынка, в первую очередь, являются русские сундучные изделия с железной оковкой XVII-XVIII вв., начала XIX в.

Изучение сохранившихся памятников материальной культуры и имеющихся документальных и литературных источников позволяет считать, что производство на Руси сундучных изделий с железной оковкой являлось одним из традиционных видов городского ремесла уже с XVI в. На протяжении XVII в. данный вид художественного кузнечного и слесарного ремесла достиг высочайшего развития, оформившись в самостоятельный раздел городского художественного ремесла.

Крупнейшими центрами производства сундучных изделий в железной оковке в XVII в. стали Новгород, Холмогоры, Устюг Великий, а также Москва. Мастера-ремесленники каждого из названных городов имели свои специфические приемы художественной отделки сундучных изделий железом, но все вместе они создали тот единый художественный образ, который такую бытовую утилитарную вещь, как сундук, превратил в яркий образец русского декоративно-прикладного искусства. Работы москвичей, холмогорцев, устюжан вызывали восхищение у современников, как соотечественников, так и иностранцев. Через Холмогорскую ярмарку русские сундуки с декоративной железной оковкой вывозились и в Скандинавские страны.

В XVIII в. богатые традиции в деле художественной отделки железом сундучных изделий, накопленные на протяжении XVII столетия, воплотили и развили в своих работах мастера Великого Устюга, дополнившие в век бурного развития обработки металла один из его старинных видов -- художественную работу по железу, обогатив ее новыми техническими и декоративными приемами.

Сундучные изделия, оформленные железным декором, настолько прочно вошли в русский быт и столь высоко ценились, что даже вещи, изготовленные в XVII в., бытовали вплоть до конца XIX -- начала XX в.

В русском декоративно-прикладном искусстве сундучные изделия составляют самостоятельный раздел, материалы которого показывают то важное место, которое занимали эти вещи в жизненном укладе России на протяжении нескольких столетий. «Сундуки служили для хранения одежды…в них же, вместо шкафа и секретеров, держали книги и ценные бумаги, их брали в дорогу вместо чемоданов…в них хранили деньги и драгоценности». На протяжении XVI-XVIII вв. в интерьере русских домов различные виды сундуков соседствовали с немногочисленными предметами мебели, а нередко и заменяли ее. Подобное функциональное использование сундуков привело к тому, что они нашими предками воспринимались не только как вещь чисто утилитарная, но и как элемент художественного оформления жилища, что, в свою очередь, сформировало основные приемы декоративной отделки подобных изделий, которая менялась в зависимости от художественных вкусов общества и моды времени. Одним из популярнейших приемов художественного оформления сундучных изделий, тесно связанных с их функциональными задачами, была оковка железом. Вещи, выполненные в данной технике, русской работы, известны с XVI в., но подлинного расцвета подобный прием декоративной отделки достигает в XVII -- первой половине XVIII в.

В XVIII в. были известны уже разнообразные виды сундучных изделий разных наименований: непосредственно сундуки, скрыни (шафы, шкафы), шкатулки, ларцы, поставцы, казенки, коробья (коробьи), подголовки (подголовники), погребцы. Все эти вещи для прочности и в целях украшения оковывали сплошными или просечными железными полосами, которые нередко лудили («на поставцах, книгохранительницах и шафах писали также цветки и фрукты»), особенно популярны в XVII в. были сундуки-подголовки.

В XVI-XVII вв. на Руси были хорошо известны сундучные изделия, в том числе и с железной оковкой, сделанные в Новгороде. Их популярность и бытование были столь широки, что они даже получили название «ноугородские» (новгородские) коробья. Делали их обычно из луба и оковывали железными прутьями (полосами), которые имели или черный цвет (железо черное), или лудили (белое железо).

Размеры коробей были разнообразны -- от небольших настольных коробеек до больших коробей-сундуков, в которых хранили различный домашний уклад, а также книги. Сейчас из-за недостатка раннего вещевого материала трудно сказать, как же выглядели коробья новгородские, но по письменным источникам известно, что наряду с обычными для коробей круглыми или заоваленными формами они имели и вытянутые формы, близкие к прямоугольным, а их декоративное оформление строилось на сочетании желтого цвета луба, из которого делали корпус, с черным или белым цветом железа. Иногда лубяная основа окрашивалась в красный цвет.

Медведева Александра

Цель исследования : изучить историю сундука

Задачи:

  • Выяснить происхождение объекта исследования (история, назначение, время и место) – сундука.
  • Установить создателя и технологию изготовления сундука.
  • Изучить литературу по истории появления сундука.
  • Постараться найти материалы об обрядах, приметах, пословицах и поговорках, связанных с сундуком.

Объект исследования : Прапрабабушкин сундук и его назначение.

Предмет исследования : История семьи моей бабушки.

Актуальность: Сейчас лишь у некоторых жителей деревни, в которой когда то жила моя прабабушка, сохранились сундуки, но уже как реликвия, дань памяти. Как жаль, что сегодня незаслуженно забыты удобные сундуки. При упоминании слова «сундук» или «ларь» многие мои сверстники вспоминают лишь экспонаты краеведческих музеев или деталь обстановки, увиденную в фильме о деревенской жизни прошлых веков. Мало кому из современных ребят повезло увидеть «живьем» старинный сундук. У меня такая возможность еще есть.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа:

« Бабушкин сундук »

Введение…………………………………………………………..….3

Моё исследование

  1. Что такое «сундук»?........................................................................4
  2. Технология изготовления сундуков. Сундучный промысел…..4
  3. Приметы и поверья, связанные с сундуками…………………...5
  4. Моя семейная реликвия…………………………………………..5

Заключение…………………………………………………….…..7

Список литературы………………………………………………..8

Приложение ……………………………………………………….9

Введение

Жаль, вещи не могут говорить. Иначе, они бы поведали нам историю наших далеких предков. Немного грустную, в чем-то непонятную, но такую теплую и близкую. Я почему-то верю, что у каждой вещи есть душа. Она хранит тепло прикосновения человеческих рук.

В нашей семье из поколения в поколение передается семейная реликвия - старинный прабабушкин сундук.

Когда я увидела этот сундук впервые, у меня возникло много вопросов:

  1. Зачем хранить в сундуке столько лет вещи, которые давно никто не носит, и вряд ли будет носить?
  2. Там нет ничего ценного, а сундук, зачем - то запирали на ключ?
  3. Кто сделал этот сундук, где и когда он был создан?
  4. Почему мама решила привезти этот сундук с собой в Нарьян-Мар?

Передо мной встала задача - ответить на данные вопросы.

Цель моего исследования : изучить историю сундука

Задачи:

  1. Выяснить происхождение объекта исследования (история, назначение, время и место) - сундука.
  2. Установить создателя и технологию изготовления сундука.
  3. Изучить литературу по истории появления сундука.
  4. Постараться найти материалы об обрядах, приметах, пословицах и поговорках, связанных с сундуком.

Объект исследования : Прапрабабушкин сундук и его назначение.

Предмет исследования: История семьи моей бабушки.

Актуальность: Сейчас лишь у некоторых жителей деревни, в которой когда то жила моя прабабушка, сохранились сундуки, но уже как реликвия, дань памяти. Как жаль, что сегодня незаслуженно забыты удобные сундуки. При упоминании слова «сундук» или «ларь» многие мои сверстники вспоминают лишь экспонаты краеведческих музеев или деталь обстановки, увиденную в фильме о деревенской жизни прошлых веков. Мало кому из современных ребят повезло увидеть «живьем» старинный сундук. У меня такая возможность еще есть.

Моё исследование

  1. Что такое «сундук»?

Первый вопрос, который меня заинтересовал - "Что такой сундук?". Чтобы ответить на него, я заглянула в справочники и вот что я там обнаружила.

Согласно словарю Ожегова, «Сундук — ящик с крышкой на петлях и с замком, обычно окованный, для хранения вещей».

К нам сундук, вместе с названием, пришел с Востока. Известно, что все восточные народы - египтяне, арабы, персы, ассирийцы и многие другие - даже в поздние века вместо шкафов пользовались сундуками.

В России сундук оставался самой главной мебелью вплоть до XIX века.

Сундуки были очень распространены и получили в народе разные названия. Видов сундуков огромное множество. Они изготавливались различных габаритов, цветов, с применением различных пород дерева.

Прообразом русского сундука является бондарное или долбленое кубло, в которых хранили приданное и другое ценное имущество. Раньше всего у русских появились скрыни . (приложение №1)

Другой разновидностью сундука является ларь (приложение №2) (длинный ящик с крышкою, для разного скарба и продуктов. Схож по названию, но имеющий совершенно иной вид и назначение ларец.

Некоторые виды сундуков имели необычную форму, например сундук- подголовок (приложение №3 ). В нем перевозили деньги, драгоценности, ценные бумаги. Его можно было положить под голову — самое надежное место для сохранности. Также спросом пользовался и сундучок небольшого размера, который назывался ковчег (приложение №4) Иногда сундуки обтягивали кожей, тканью или железом. Такой сундук назывался «шкатула» (приложение №5). Вначале в них хранили посуду из стекла, держали напитки, бумаги и драгоценности. Уменьшительное наименование такого сундука - «шкатулка». Также в хозяйстве использовались дорожный сундук «погребец» (приложение №6) и сундук, который назывался «коробейка». (приложение №7)

Таким образом , деревянный сундук является предметом многофункциональным и универсальным. Кроме своего прямого предназначения - хранить вещи, он украшал помещение, вносил в него нотки народной культуры, старинного быта. Кроме того, сундук часто использовался, как мебель, на нем сидели, а ночью спокойно спали, не опасаясь воров. На Руси количеством сундуков измерялось богатство семьи.

  1. Технология изготовления сундуков. Сундучный промысел.

Следующий вопрос, на который мне захотелось найти ответ: «Как и где изготавливали сундуки?» Вот, что мне удалось выяснить.

В XVI — XVII вв. самыми известными центрами производства сундуков были Великий Устюг и Холмогоры — крупные торговые города России на Северной Двине.

Самыми богатыми были расписные сундуки Нижнего Тагила . На их стенках и крышке рисовали до восьми картинок с сюжетами, списанными с гравюр и литографий.

Чтобы изготовить сундук, требовались усилия мастеров разных специальностей: одни делали деревянные ящики, другие - металлические замки, третьи - ручки, петли, четвертые подготавливали железо и жесть, лакировали его, печатники и чеканщики украшали листы узорами.

Сундуки делали из тонких просушенных сосновых досок, а на стенки в определенной последовательности набивали металлическую обшивку: грани украшали прочеканенными или расписными полосами в косую клетку. На передней стенке врезали замок, к боковым прикрепляли скобы - ручки.

  1. Приметы и поверья, связанные с сундуками.

Сундук был не просто предметом мебели. К нему и отношение было особое. Ведь не о каждом предмете мебели слагали приметы и поверья! А о сундуке они до сих пор существуют. Например, такие:

  1. Нельзя открывать сундук в один из дней Масленицы, чтобы не выпустить из него богатство и удачу.
  2. Свой сундук отдавать никому нельзя - сама замуж не выйдешь и той, кому отдала счастья не будет.
  3. Нельзя класть в сундуки детские вещи. Это считалось большим грехом, так как одежда ребёнка пахла материнским молоком.

Существовали и народные традиции, связанные с сундуком. Например, такие:

  1. При выкупе приданого, на сундук садились младшие братья, сестры и племянники невесты, которые назначали сумму выкупа.
  2. Перед свадьбой сундук очищали от «нечистой силы». Для этого его обводили зажженной свечой, иконой, сыпали щепотку соли. Затем клали деньги, хлеб, иногда посуду, чтоб сундук всю жизнь не был пуст, чтоб молодые жили богато.
  1. Моя семейная реликвия.

Следующий вопрос, на который мне предстояло ответить: «Кому принадлежал сундук, который привезла мама? (приложение №8) Как звали мастера, который его сделал?». Чтобы ответить на эти вопросы, на летних каникулах я отправилась в деревню Горка Емецкого района Архангельской области. Там проживают мои родственники, у которых долгое время и хранился наш сундук. Беседуя с Лешуковой Валентиной Николаевной (моей бабушкой по материнской линии) мне удалось узнать много интересного об истории моей семьи. Вот что я выяснила.

Моя прапрабабушка Тетерина Ульяна Степановна родилась в 1870 году в Емецком районе в деревне Меландово, сейчас эта деревня называется - Горка. У нас сохранился бабушкин дом. (приложение №9)Дом построил прапрадедушка Тетерин Аксентий Егорович в 1891 году сейчас дому -121 год. В нашем старинном доме много интересных вещей и ранее неизвестных нам предметов, например, есть крюк в потолке у входных дверей, оказывается, на этот крюк вешали люльку с маленькой девочкой и спала девочка у самых дверей, выживет девочка - хорошо, а не выживет, то никто девочку не жалел почему? Потому что если рождалась девочка, то землю на нее не выдавали. Есть в доме резной буфет для посуды, резные перила лестницы, старые стулья и стол, самотканые половички. Много старинных вещей украли. У бабушки с дедушкой, а дедушка был на 12 лет старше бабушки, было 11 детей, а вырастили они 10 детей. Семь мальчиков и три девочки. Бабушка была награждена золотой звездой и имела звание «Мать героиня». Бабушка занималась домашним хозяйством, ткала половички на ткацком станке, содержала дом, валяла валенки, держала скот - коров, овец, лошадей. Раньше на каждого мальчика в семье давали надел - значит землю для постройки дома. Дедушка вместе со своими сыновьями построили семь домов. В последующем эти дома у деда забрали, посчитали его - богачом. Оставили только один дом. Также дедушка с сыновьями создали свою бригаду и работали плотниками на помещиков (зажиточных людей), в деревне их было два.

Все вещи и мебель для дома делал дедушка своими руками.

Именно в этом доме одним из главных предметов мебели был бабушкин сундук. Дед сделал его сам для бабушки в 1892 году, сейчас ему 120 лет. Сундук с крышкой, сделан он из лиственницы, сверху на крышке железная ручка. Сундук имеет небольшой размер его длина - 36 сантиметров, ширина - 30 сантиметров, высота с крышкой - 28 сантиметров. Ничем он не украшен, но бабушка этот сундук накрывала ажурной, белой салфеткой - он смотрелся очень нарядно. Сундук бабушка всегда держала закрытым, был внутренний замок и, где лежали ключи, знала только бабушка. Этот сундук стоял на полу в передней комнате ее еще называют - горницей, или центральной комнатой. Также сундук служил местом для сидения.

А в сундуке бабушка хранила свои наряды - нарядный праздничный сарафан, который одевала по праздникам, белые рубахи, нарукавники, гарусный платок - это шелковый переливающийся платок с кистями.

Сейчас бабушкин сундук находится у нас в квартире. Мы его почистили, покрыли лаком. В него мы складываем нитки, пряжу, шерсть для валяния, различные вещи для рукоделия. Также он служит маленьким столиком. Мы очень рады у нас есть вещь наших предков.

Заключение

В ходе данного исследования:

  1. Удалось выяснить, что такое сундук, разновидности сундуков, технологию его изготовления.
  2. Установлен владелец, создатель и назначение сундука, который является нашей семейной реликвией.
  3. Познакомилась с пословицами, поговорками и приметами русского народа, связанными с сундуками.

На основе результатов исследования я формулирую следующие выводы:

  1. Первой владелицей сундука является моя прапрабабушка Тетерина Ульяна Степановна
  2. Сундук был изготовлен моим прапрадедом Аксентием Егоровичем. Дата изготовления - 1892 год, деревня Меландово (ныне Горка) Емецкого района Архангельской области.
  3. Тип прабабушкиных сундуков - ларь.

Прошлое, настоящее и будущее всегда тесно переплетены. Нельзя смотреть в будущее, забывая о прошлом. Сохраняя традиции прошлого, мы сохраняем себя, свой народ, мы ощущаем себя частью большого народа.

Литература

  1. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1968.

    Приложение №4

    Приложение №5

    Приложение №6

    Приложение №7

    Приложение №8

    Приложение №9

Выбор редакции
Что можно сделать из гальки своими руками? Воспользуйтесь этими идеями, и вы увидите, что камень – идеальный материал для декора.Морские...

Печальная красота осени, сотни оттенков золота, яркие красные пятна кленов, нежно-розовые бересклеты… Так хорошо сидеть ясным октябрьским...

Строительство частного дома всегда начинается с подготовки и заливки фундамента. Обустройство основания дома – один из самых важных и...

Подсветка для рассады как и что выбирать Энергосберегающие Люминесцентные Фитолампы Отражатели света Подсветка для рассады лампами и...
Яблоки нравятся практически всем людям. Но получить их урожай самостоятельно в любом случае приятнее, нежели приобретать в магазине...
Трудно назвать комфортным проживание без правильно работающей канализации, представляющей собой систему удаления сточных вод. Городские...
Цугунов Антон ВалерьевичВремя на чтение: 6 минут Изношенность коммунальных систем привела к низкому качеству воды, подаваемой в...
Вода – это источник жизни и здоровья. Но принести пользу человеку может только чистая вода. Чтобы избавиться от лишних химических...
Горный велосипед Основными особенностями горного велосипеда являются широкие (1.5 - 2.5 дюймов, вместо обычных 20-40 мм) колеса, чуть...