Двойной орарь. Орарь Парчовое облачение дьякона


ὀράριον , от лат. orare - молиться, или лат. os - уста; также от греч. ωρα - время ) - в различных христианских конфессиях принадлежность богослужебного облачения диакона и иподиакона - длинная узкая лента из парчовой или иной цветной ткани . В Православных Церквях орарь носят диаконы, включая протодиаконов (и соответствующие им в чёрном духовенстве иеродиаконы и архидиаконы), а также иподиаконы (только крест-накрест).

История и символическое значение

Историки богослужебного облачения полагают, что в новозаветной Церкви орарь возник из убру́са (полотенца), которым в ветхозаветных синагогах с возвышенного места давали знак возглашать «Аминь» при чтении Писания .

Орарь символизирует ангельские крыла, а сам диакон как бы уподобляется ангелу , готовому исполнять волю Божию. Кроме того, орарь является символическим изображением благодатных дарований диакона как священнослужителя .

Облачение в орарь

Первое облачение в орарь происходит во время хиротесии во иподиакона. После того как другие иподиаконы облачат новопосвященного в стихарь , они подносят архиерею орарь. Архиерей осеняет орарь крестным знамением , затем посвящаемый целует его и руку архиерея, и иподиаконы опоясывают посвящаемого крестообразно.

Иподиакон надевает орарь крестовидно. Диакон надевает орарь крестообразно во время совершения Божественной литургии после произнесения молитвы «Отче наш ». Орарь при этом надевается так, что его середина оказывается спереди на пояснице, а оба его конца сначала перекладываются на спину с обеих сторон, затем пересекаются на спине крест-накрест, а затем через плечи перекладываются на грудь и там пересекаются ещё раз.

В Русской православной церкви существует неофициальная практика награждения старших или опытных алтарников орарем, который носится крестообразно, как у иподиакона . Однако эта награда не получила одобрения у священноначалия и потому вручается негласно

ОБЛАЧЕНИЕ ДИАКОНА
(ОБЛАЧЕНИЕ ИЕРОДИАКОНА, ДЬЯКОНА, ДИАКОНСКОЕ, ДЬЯКОНСКОЕ)

Облачение дьякона (иеродиакона ) состоит из подрясника , поручей , стихаря и ораря .

Наша мастерская производит пошив церковных облачений (диакона, иеродиакона ) с вышивкой .

СТИХАРЬ

Стихарь – длинное богослужебное облачение священно- и церковнослужителей с отверстием для головы и с широкими рукавами, носят его также и иподиаконы . Право носить стихарь может быть дано и псаломщикам, и прислуживающим в храме мирянам. Стихарь или подризник является общим облачением священнослужителей . По времени происхождения стихарь является самым древним одеянием . Для диаконов и низших клириков - это верхнее богослужебное облачение , для священников и епископов стихарь делается шире и просторнее диаконского и называется подризником , поверх которого надеваются прочие ризы . Стихарь символизирует одежду спасения и изготавливают его из материи светлых тонов. Иногда на боках и рукавах стихаря нашиваются ленты, знаменующие собою узы, которыми был связан Иисус Христос , и кровь, истёкшую из его ребра. Разрезы под рукавами стихаря олицетворяют прободённое ребро Иисуса Христа , а оплечья из материй других цветов символизируют язвы от его бичевания.

ИСТОРИЯ СТИХАРЯ

В древности облачение подобное стихарю было известно под такими названиями как, например, альба , туника . Все они означали обычную нижнюю одежду, которую в древние времена носили мужчины и женщины. Стихарь употреблялся во всех древних церквях. В древности стихарь изготовливали изо льна и был он белого цвета, на что указывает одно из его названий - alba (белый). Стихарь символизирует светлую жизнь облаченных в него, олицетворяет чистоту и непорочность.

ОРАРЬ

Орарь (устар. - орарий ) является принадлежностью богослужебного облачения диакона и богослужебного облачения иподиакона . В православии орарь является принадлежностью и богослужебного облачения протодиаконов , а также соответствующих им в черном духовенстве - иеродиаконов и архидиаконов . Орарь выполняется в виде длинной узкой ленты из парчи или другой цветной материи. В православии диакон носит орарь поверх стихаря на левом плече, где он укрепляется петлей за пуговицу, а его концы свободно свисают почти до пола со стороны груди и спины. Орарь может быть разного цвета, как и другие богослужебные облачения . В православии неофициально орарем награждают старших или опытных алтарников .

ИСТОРИЯ И СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОРАРЯ

Считается, что прообразом ораря новозаветной Церкви является убрус (полотенце), которым в ветхозаветных синагогах подавали знак, по которому провозглашали «Аминь» при чтении Священного Писания. Орарь является символом крыльев ангела, при этом сам диакон олицетворяет ангела, исполняющего волю Божию. Помимо этого, орарь слывет символическим изображением благодати, ниспосланной диакону как священнослужителю .

ОБЛАЧЕНИЕ В ОРАРЬ

В процессе посвящения (хиротессии) в иподиакона происходит первое облачение в орарь . После облачения новопосвященного в стихарь , другие иподиаконы подносят орарь архиерею, который осеняет орарь крестным знамением, после этого посвящаемый целует орарь и руку архиерея, и иподиаконы крестообразно опоясывают посвящаемого орарем . При рукоположении (хиротонии) иподиакона в диакона с него смимают орарь , которым он был перепоясан, и архиерей возлагает орарь на его левое плечо, произнося, при этом: «Аксиос» (от греч. - «Достоин»). В православии диакон и иподиакон надевают орарь поверх стихаря только после благословения, получаемого от священника перед богослужением. В процедуру благословения входит троекратное крестное знамение и поклоны кресту Господню, после чего стихарь и орарь складываются особым образом (при этом в состав богослужебного облачения дьакона входят и поручи ) и подносятся к священнику со словами: «Благослови, владыко, стихарь со орарем». После получения благословения от священника в форме крестного знамения происходит облачение диакона и иподиакона .

ДВОЙНОЙ ОРАРЬ

В православии после пяти лет служения диакон получает первую награду - право ношения двойного ораря . Один из двух орарей надет, как обычно у диакона , а второй орарь идет от левого плеча, спускается к правому бедру, и соединяется здесь концами. Богослужебным облачением архидиакона и протодиакона является протодиаконский орарь , который отличается от двойного ораря тем, что на него навешивается девять, а не семь, как на простом и двойном орарях , крестов и наличием слов «Свят, свят, свят», а также богатой вышивкой.

Наша мастерская производит пошив церковных облачений (облачения дьякона , диакона, иеродиакона , иподиакона, протодиакона, архидиакона ) с вышивкой , включая стихарь , орарь , поручи.

Наградную систему Русской Православной Церкви составляют две группы наград – богослужебно-иерархические награды и ордена, медали и грамоты. Награждение богослужебно-иерархическими наградами регулируется «Положением о богослужебно-иерархических наградах Русской Православной Церкви», принятым на Архиерейском соборе 4 февраля 2011 года. «Положение об орденах, медалях и грамотах Русской Православной Церкви» в настоящий момент находится в разработке.

Богослужебно-иерархические награды, согласно регламентирующему их положению, – это «форма поощрения духовенства и монашествующих за понесенные труды и заслуги перед Православием - в пастырском служении, богословской, научной и административной деятельности, возрождении духовной жизни, восстановлении храмов, миссионерских, благотворительных, социальных и просветительских трудах». К ним относятся:

  • повышение в сане;
  • особые элементы литургического облачения;
  • отличия при совершении богослужения.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК НАГРАЖДЕНИЯ

1. Награды диаконов:

  • двойной орарь (не ранее чем через пять лет после хиротонии, правом награждения обладает епархиальный архиерей) – носится на левом плече поверх стихаря. Также двойным орарем может быть награжден диакон, успешно защитивший кандидатскую диссертацию по богословию;
  • сан протодиакона (для белого духовенства; не ранее чем через пять лет после награждения двойным орарем; производится указом Патриарха Московского и всея Руси);
  • камилавка (не ранее чем через пять лет после возведения в сан протодиакона; производится указом Патриарха Московского и всея Руси) – носится за богослужением, а также во время официальных и торжественных мероприятий. Цвет камилавки, установленный Положением – фиолетовый. Награжденный камилавкой протодиакон имеет право носить фиолетовую скуфью.

В сан архидиакона по должности возводят указом Патриарха старших иеродиаконов мужских монастырей (не ранее, чем через десять лет служения), а также протодиакона, возглавляющего диаконов при патриаршем служении.

2. Награды пресвитеров:

  • набедренник (не ранее чем через три года после хиротонии, правом награждения обладает епархиальный архиерей) – навешивается через левое плечо и спускается с правого бока ниже пояса на бедро. Также набедренником может быть награжден выпускник духовной семинарии или получивший степень бакалавра богословия при условии успешного окончания курса;
  • камилавка (для белого духовенства; не ранее чем через три года после награждения набедренником, правом награждения обладает епархиальный архиерей) – носится за богослужением, а также во время официальных и торжественных мероприятий. Цвет камилавки, установленный Положением – фиолетовый. Награжденный камилавкой священник имеет право носить фиолетовую скуфью. Также камилавкой может быть награжден выпускник духовной академии или получивший степень магистра богословия при условии успешного окончания курса;
  • наперсный крест (не ранее чем через три года после награждения камилавкой (монашествующих - набедренником, правом награждения обладает епархиальный архиерей). Наперсным крестом также может быть награжден священник, успешно защитивший кандидатскую диссертацию по богословию;
  • сан протоиерея (для белого духовенства; не ранее чем через пять лет после награждения наперсным крестом или – в исключительных случаях – по должности и не ранее чем через десять лет после пресвитерской хиротонии). Эта и все последующие награды производятся указом Патриарха Московского и всея Руси;
  • палица (не ранее чем через пять лет после возведения в сан протоиерея или через пять лет после возложения наперсного креста для монашествующих, но не менее чем через десять лет служения в сане пресвитера) – навешивается под фелонь через плечо, причем палица носится справа, а набедренник - слева;
  • крест с украшениями (не ранее чем через пять лет после награждения палицей протоиереев или через семь лет – иеромонахов);
  • митра для протоиереев или сан архимандрита для монашествующих (не ранее чем через пять лет после награждения крестом с украшениями; при возведении в сан архимандрита одновременно возлагается митра) – носится исключительно во время богослужения;
  • право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни (не ранее чем через пять лет после награждения митрой;
  • право служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…» (не ранее чем через пять лет после награждения правом служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами до Херувимской песни). По указу Святейшего Патриарха храму или монастырю может быть присвоено право совершения в нем служения Божественной литургии с отверстыми царскими вратами по «Отче наш…»;
  • патриарший наперсный крест (награждение производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги по воле и указом Патриарха независимо от выслуги лет и предшествующих наград) – может носиться в качестве второго креста (в том числе и архиереями, награжденные патриаршим крестом до хиротонии). Награжденные патриаршим крестом имеют первенство чести перед клириками, не имеющими этой награды;
  • сан протопресвитера (награждение производится в исключительных случаях, за особые церковные заслуги по воле и указом Патриарха).

Пресвитерской богослужебно-иерархической наградой, не входящей в последовательность награждения, является особый крест доктора богословия. Право ношения докторского креста предоставляется Святейшим Патриархом пресвитерам, защитившим диссертацию на соискание степени доктора богословия, а также докторов богословия, принимающим иерейский сан. Данный крест не может быть использован в качестве второго креста.

3. Награды епископата:

  • возведение в сан архиепископа (отличие – крест на клобуке);
  • возведение в сан митрополита (отличие – белый клобук с крестом).

Кроме того, существует ряд епископских наград, не входящих в последовательность награждения. Такими наградами являются:

  • право ношения второй панагии в пределах своего канонического удела (правом ношения двух панагий обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины);
  • патриаршая панагия (независимо от выслуги лет и предшествующих наград);
  • право преднесения креста за богослужениями (для митрополитов, имеющи право ношения двух панагий; правом преднесения креста за богослужениями обладают Святейший Патриарх Московский и всея Руси и Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины в пределах своего удела).

Все награды епископата возлагаются на награжденных по инициативе и решению Патриарха.

Особенностью действующего положения о наградах является исключение из последовательной наградной системы пресвитеров возведения в сан игумена. В настоящее время чин поставления во игумена совершается над иеромонахами, архимандритами и архиереями, назначенными Священным Синодом на должности настоятелей или наместников монастырей. При поставлении во игумена вручается посох. После оставления должности звание игумена сохранятеся в память о понесенных трудах.

Указанное положение также регламентирует награды для насельниц и настоятельниц женских монастырей :

  • возведение монахини в игуменское достоинство сразу после назначения Священным Синодом на должность настоятельницы монастыря (сопровождается возложением наперсного креста и вручением посоха). В случае оставления должости игуменское достоинство в память о понесенных трудах оставляется, но теряется право ношения наперсного креста и посоха;
  • для монахинь или игумений: возложение наперсного креста или креста с украшениями в качестве пресональной награды (за особые заслуги указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси; право ношения сохраняется за монахиней или игуменией пожизненно);
  • для игумений: патриарший крест (в исключительных случаях, по инициативе и указом Патриарха независимо от выслуги лет и предшествующих наград).

В своей речи на последнем Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, проходившем в феврале 2011 года в Москве, Патриарх Кирилл сказал: “нам следует уйти от механического подхода, когда каждые пять лет клирику дается очередная иерархическая награда. Само понятие награждения профанируется, когда присвоение степени является автоматическим. А в иных епархиях в промежутке между иерархическими наградами еще умудряются клирика наградить каким-нибудь орденом или медалью «к круглой дате». Присвоение очередной награды должно осуществляться не по выслуге лет, а на основании реально осуществляемой клириком работы. В порядке исключения богослужебно-иерархические награды могут присваиваться и в силу занимаемой клириком должности, что исторически ближе к понятию иерархических степеней”.

Вот вам кусочек моей научной работы.

В качестве награды для диаконов, в нашей церкви используется двойной орарь, состоящий из двух орарей, которые закрепляются на плече следующим образом. Передняя половина "нижнего" ораря на правом боку фигуры диакона соединяется с половиной "верхнего" ораря, которая оказывается сзади. Существует два основных варианта этого соединения: "внахлест" - концы орарей имеют естественный вид (с лентой и бахромой) – этот вариант более каноничный и отвечающий самой идее двух орарей; и соединение "углом" – орари на боковой части сшиваются сразу после кроя, и отделываются галуном – получается "большой", а не "двойной" орарь.
На двойной орарь, как правило, нашивается 7 крестов, а не 14, как можно было бы предположить – вероятно, этим подчеркивается идея одного целого (единого) предмета облачения диакона. Кресты располагаются следующим образом: два на передней части ораря, два на задней, по одному на «диагональных» частях, и один крест на скрещении орарей (на правом боку).
Кроме того, существует большое количество вариантов украшения двойного ораря, которые несут как символически-смысловую (изображение херувимов, надписей «святъ, святъ, святъ»), так и чисто декоративную нагрузку (растительные или геометрические орнаменты), при соединении «углом» нередко к этому соединению пришивается кисть.
Поскольку двойной орарь иногда шьется отдельно от стихаря (нередко из более богатой, чем стихарь, ткани – чтобы подчеркнуть значение этого предмета, как награды) возможна проблема крепления ораря к стихарю – «петля и петля» или «пуговица и пуговица». Решить эту проблему с двойным орарем проще, чем с обычным – достаточно на плече, в месте будущего крепления орарей к стихарю пришить не по две петли (по две пуговицы), а на одной стороне - петлю, а на другой пуговицу. Затем пуговица продевается в петлю, и орарь становится универсальным – если на стихаре петля, то продеваем в нее пуговицу, а если на стихаре пуговица – надеваем на нее петлю.

Уважаемые читатели, на данной странице нашего сайта вы можете задать любой вопрос, связанный с жизнью Закамского благочиния и Православием. На ваши вопросы отвечают священнослужители Свято-Вознесенского собора города Набережные Челны. Обращаем ваше внимание, что вопросы личного духовного характера лучше, конечно, решать в живом общении со священником или со своим духовником.

Как только ответ будет подготовлен, Ваш вопрос и ответ будут опубликованы на сайте. Обработка вопросов может занять по времени до семи дней. Запоминайте, пожалуйста, дату подачи Вашего письма для удобства последующего поиска. Если Ваш вопрос имеет срочный характер, отмечайте его пометкой «СРОЧНО», мы постараемся дать на него ответ насколько можно быстрее.

Дата: 12.04.2009 21:38:19

Почему у некоторых диаконов одна лента,а у некотрых 2? Имеет ли это какое-то значение?

Ора́рь – принадлежность богослужебного облачения диакона и иподиакона – длинная широкая лента.

Диакон носит орарь на левом плече поверх стихаря, один конец спускается на грудь, другой на спину. Иподиаконы опоясываются ею по плечам крест-накрест. Диакон опоясывается своим орарем крестообразно только на литургии, после молитвы "Отче наш", приготовляя себя к принятию Святых Тайн. Возглашая моления, при словах: "Вонмем", "Благослови, Владыко" и др., - он поднимает всякий раз конец ораря тремя пальцами правой руки.

О происхождении слова орарь существуют два, не противоречащие, впрочем, одно другому, мнения. Одни возводят слово к латинскому слову oratio - "молитва". Другие - к латинскому os, oris - "рот", так как в древности диакон отирал орарем уста причащающихся. Orarium - "плат для утирания лица" - известен и в классической латыни.

В символическом толковании диаконы изображают собою херувимов и серафимов, и орарь в этом смысле символизирует ангельские крылья. Иногда па нем вышивают ангельскую песнь: "Свят, Свят, Свят".

Двойной орарь

По-другому носили традиционно орарь архидиаконы, сослужащие патриарху. Они, в отличие от диаконов, передний, более длинный конец ораря опускали с левого плеча под правую руку, опоясывали им спину, а затем вновь через левое плечо спускали вперед вниз. В России до революции правом ношения такого "двойного" ораря пользовались лишь весьма немногие протодиаконы - например, протодиакон Воскресенского собора Нового Иерусалима, поскольку служба в нем совершалась по чину иерусалимского Храма Гроба Господня.

В настоящее время двойной орарь является распространенной формой церковной награды для диаконов Русской Православной Церкви.

Выбор редакции
Что можно сделать из гальки своими руками? Воспользуйтесь этими идеями, и вы увидите, что камень – идеальный материал для декора.Морские...

Печальная красота осени, сотни оттенков золота, яркие красные пятна кленов, нежно-розовые бересклеты… Так хорошо сидеть ясным октябрьским...

Строительство частного дома всегда начинается с подготовки и заливки фундамента. Обустройство основания дома – один из самых важных и...

Подсветка для рассады как и что выбирать Энергосберегающие Люминесцентные Фитолампы Отражатели света Подсветка для рассады лампами и...
Яблоки нравятся практически всем людям. Но получить их урожай самостоятельно в любом случае приятнее, нежели приобретать в магазине...
Трудно назвать комфортным проживание без правильно работающей канализации, представляющей собой систему удаления сточных вод. Городские...
Цугунов Антон ВалерьевичВремя на чтение: 6 минут Изношенность коммунальных систем привела к низкому качеству воды, подаваемой в...
Вода – это источник жизни и здоровья. Но принести пользу человеку может только чистая вода. Чтобы избавиться от лишних химических...
Горный велосипед Основными особенностями горного велосипеда являются широкие (1.5 - 2.5 дюймов, вместо обычных 20-40 мм) колеса, чуть...